«Блеск», «восток», «гламур» и «классика». О модном и не очень в школьных канцтоварах 2006 года

25.04.2006 10:15:19 226
На весенней «Скрепке» мы много разговаривали с участниками выставки об их новинках, пытаясь выяснить, как и почему выбирались те или иные сюжеты для оформления ранцев, пеналов, дневников и другой школьной продукции; насколько дизайнерские решения нынешнего года богаты новыми, нестандартными находками или же, напротив, традиционны.

СЕГМЕНТ.ру

На весенней «Скрепке» мы много разговаривали с участниками выставки об их новинках, пытаясь выяснить, как и почему выбирались те или иные сюжеты для оформления ранцев, пеналов, дневников и другой школьной продукции; насколько дизайнерские решения нынешнего года богаты новыми, нестандартными находками или же, напротив, традиционны. В результате получилась целая серия интервью, посвященная, по сути дела, не только и не столько новинкам школьного сезона, сколько вопросам канцелярской моды и эстетики. Теперь мы хотим предложить их Вашему вниманию, чтобы накануне активных продаж школьного ассортимента подвести своеобразный итог сделанному и посмотреть, как благодаря Вам и Вашим коллегам по цеху будет выглядеть школьная канцелярия в предстоящем учебном году. Было бы очень интересно узнать, совпадает ли Ваше мнение по поводу того, что из новинок этого года можно считать, действительно новым, модным и актуальным, с тем, что говорили Ваши коллеги, которые высказывались по этому поводу. Хотелось бы также узнать, как бы Вы оценили оформление школьных канцтоваров, представленных на отечественном рынке: насколько оно, на Ваш взгляд, профессионально, оригинально, прогрессивно, традиционно, соответствует назначению товаров и т. д. И кто из канцелярщиков, по Вашему мнению, гонится за модой, а кто ведет ее за собой? После прочтения материала мы приглашаем Вас поделиться своими впечатлениями, которые Вы можете присылать нам на электронный адрес segment@segment.ru.

Надо сказать, что у нас после знакомства с новинками школьного сезона 2006 года, возникло ощущение, что главной проблемой, которая должна возникать у продавцов, подбирающих товар для продажи, и, конечно, у школьников и их родителей – это проблема выбора, в особенности это касается бумажно-беловой продукции. Количество разработанных к сезону новых дизайнов тетрадей и дневников у некоторых крупных издательств исчисляется сотнями.

При этом дизайны становятся все более яркими и блестящими. Отечественные производители, кажется, все сильнее тяготеют к восточной традиции оформления и очень активно используют блестки, яркие цветовые сочетания, голографические и другие эффекты. Кроме того, в оформлении продукции нередко используется новая художественная техника и применяются новые, нетрадиционные материалы: флок в обложках дневников, пробка и лен в папках и пеналах, ткань для корпусов карандашей. Похоже, не за горами время, когда самыми дефицитными товарами на рынке станут обыкновенная зеленая тетрадь и простой деревянный карандаш.

В выборе сюжетов для оформления по-прежнему преобладает классика: на первых местах по популярности остаются кошки с собаками, пейзажи, цветы, бабочки, нейтральная шотландка, модная джинса, мультфильмы, фрукты, автомобили, но в эти традиционные темы привносится юмор, социальные мотивы, тема экологии, защиты животных; в оформлении довольно часто задействуются элементы ретро-стилистики, новые технологические находки: всевозможные голографические эффекты, синтез рисованных и фотоизображений, блестки, лак и т. д.

Но, как говориться, где-то прибыло, где-то убыло: если эффектов становится больше, то количество «лицензий» - изображений музыкальных групп, кинозвезд и т. д. - на рынке заметно уменьшилось. Связано это, однако, не только и не столько с тем, что к подобным темам теряют интерес потребители, сколько с нежеланием производителей и оптовиков рисковать. Слишком дорого стоят лицензии и слишком быстро загораются и гаснут нынешние звезды - производственный цикл и путь изделия к конечному потребителю может оказаться гораздо длинней.

Впрочем, кто-то отказывается от модных и популярных персон на своих изделиях из иных - этических соображений. Приятно было слышать, когда производители решительно заявляли, что те или иные сюжеты для них неприемлемы, поскольку они, по их мнению, прививают детям дурной вкус, а отнюдь не воспитывают чувства красоты, любви к животным и природе. Надо сказать, что на школьном рынке все еще сохраняется своего рода оппозиция: одни производители и продавцы считают, что оформление школьных канцтоваров должно соответствовать определенным нормам, не быть слишком броским, чтобы не отвлекать от урока, создавать у учеников серьезный, рабочий настрой, и иметь определенное воспитательное значение, другие же, напротив, полагают, что главная задача при разработке дизайнов - дать школьнику или студенту максимум возможностей для самовыражения и свободного проявления своих эстетических пристрастий. Поэтому первые в оформлении больше тяготеют к классике, вторые стремятся создавать канцелярскую моду или, по крайней мере, следовать за ней.

Модным же в этом году, скорее всего, можно считать то, что попадает под определение «гламурный». Это словечко все чаще употребляется в отношении школьных канцтоваров: говорят о гламурных тетрадочках, гламурных ручках, карандашиках, пеналах, подразумевая, что они создают вокруг своих юных обладателей, а вернее обладательниц, атмосферу, воспетую модными глянцевыми, или иначе «гламурными» журналами. Под это определение подходят ручки мини, маркеры мини, ручки с подвесочками, наподобие тех, что делают для мобильных телефонов, тетрадочки с глиттером и лаком, пеналы модных, преимущественно розовых расцветок, идеально подходящие по колеру и рисунку к сумочкам или ранцам.

Впрочем, это только наши впечатления от новинок школьного ассортимента. А вот, наконец, и мнение о своих новинках Ваших коллег – профессиональных участников рынка:

Издательство АСТ Премьера, Чернявская Юлия (специалист отдела канцтоваров)

- В этом году у нас новая коллекция дневников, мы представляем их в твердом и в интегральном переплете. Интегральная обложка - это будущее наших дневников, и мы активно ее используем.
Если говорить о новых дизайнах, к предстоящему сезону мы выпустили дневники в стиле ретро («Животные»), а также подготовили серию «Япония» (Япония является одной из любимых тем нашего издательства). Дневники печатаются у нас с цветными блоками. Есть, например, очень веселая желтая серия, она яркая и с таким, я бы сказала, немного хулиганским блоком.

- интересно, как на такие «хулиганские» дневники реагируют учителя?

- Они еще никак не реагируют, потому что это новинка, и в продаже их еще нет. Но такой дневник рассчитан на старших школьников, а к их дневникам обычно нет таких жестких требований, как к дневникам первоклашек. Этот дневник не столько для общения ученика с учителем, сколько для самого школьника. В любом случае, покупать их будут ученики. А дети просто не могут пройти мимо такого веселого, нестандартного дневника.

- А что у Вас новенького по тетрадям?

- У нас появились новые предметные тетради: с блестками, с флоком. Тетради с флоком (мы называли их плюшевыми) стали мини-революцией в школьной бумажно-беловой продукции, они - хит этого сезона. Первый тираж тетрадей с флоком прошел на ура. Мы первые вышли на рынок с этой продукцией, и надеюсь, останемся в этой области лидерами.
Еще одно наше ноу-хау – две тетради на одной спирали, в них очень удобно вести сразу два предмета, и можно не бояться перепутать, где что.

- какие сюжеты, которые Вы используете в оформлении своей продукции, пользуются наибольшей популярностью?

- У нас несколько направлений, которые я бы назвала ударными: это «розовая серия» с очень умильными зверушками, - она рассчитана не на малышей, а на старших школьниц, в их среде розовый цвет очень моден. Еще есть серия с приколами, с изречениями; очень популярна философская («японская») тематика. Также у нас есть много дизайнов специально для мальчишек, например, страшилки, готика. Я думаю, на любую нашу продукцию найдутся покупатели, которым она понравится, и которые захотят ее приобрести.

- используете ли Вы в тетрадях те же изображения, что и на дневниках? - Конечно. Дизайны переходят у нас из одной линейки товаров в другую, и практически в любой серии можно подобрать тетради, которые бы полностью подходили к дневнику.

- К школьному сезону мы подготовили несколько серий 12-листных тетрадей на скрепке: это «Домашние любимцы», «Поросята», «Дружба». Особо отмечу серию «Поросята». Следующий год – год свиньи, и мы решили выйти на рынок с этой серией. В дизайнах поросята преподнесены, как аппликации, и получились очень смешные и прикольные. Кроме того, мы представляем серии «Букашки», «Пушистики» (Пушистики – очень милые, смешные рисованные животные).
48-листные тетради у нас представлены в 4-х сериях: «Веселые рубашки», «Звездная джинса» «Шоу животных» и «Этника в джинсе».
Один из наших хитов - тетрадь 80 листов на евроспирали выйдет в сериях: «Нежные цветы» и «Цветы в узорах».
Есть у нас также серии «Офисная мозаика» на спирали в форматах А5 и А4 и «Природная коллекция» с обложкой из твердого картона на евроспирали, формат А5 и А4 .

- какие из представленных Вами на выставке серий обращали на себя больше внимания посетителей, а какие меньше?

- дело в том, что наши клиенты не всегда являются целевой аудиторией для нашей продукции. Но их мнение всегда очень важно и интересно для нас, так как каждый из них аккумулирует мнение своих клиентов в своем рыночном секторе или регионе. А если пытаться делать обобщения, конечно, привлекли внимание наши «Поросята», «Букашки», «Звездная джинса», как классика. Среди женщин, которые заходили к нам на стенд, по традиции пользуются большим спросом дизайны с цветочной тематикой.

- чем Вы руководствуетесь, разрабатывая новые темы для своих дизайнов?

- Безусловно, мы стараемся руководствоваться мнением и вкусами конечных потребителей, учитывая мнение и наших крупных клиентов. У нас есть клиенты, которые имеют свои точки продаж в московских школах. На базе этих школ мы проводим опросы среди продавцов и их покупателей - детей.

- Вы рискуете использовать в оформлении дневников и тетрадей сюжеты из популярных фильмов и сериалов?

- У нас была такая практика. Мы выпускали тетради по фильмам «Ван Хельсинг» и «80 дней вокруг света», но особой реакции на них не было. Мы стараемся придерживаться принципа многообразия идей. У нас, например, есть хорошая, патриотическая серия «Госсимволика», которая была запущена в 2004 году. Сейчас будет приниматься решение, продолжать ее или не продолжать. Продавалась она хорошо. Разрешение на использование государственных символов, герба и флага мы получили в геральдическом совете при президенте РФ.

- можно ли дать какую-то общую характеристику стилю, которого «Бумизделия» придерживаются в оформлении своей продукции?

- «Восход» - торговая марка с большими традициями и хорошей репутацией. Безусловно, мы руководствуемся этими критериями, и то, что неэтично и выходит за рамки морали, мы не используем.

- каких изображений не может появиться на обложках Ваших тетрадей и дневников?

- Дизайнов, пропагандирующих агрессию, насилие и пошлость.

Издательство Олма-Пресс, Надежда Ляховская (маркетолог)

Папириум, Олег Тимошенко (руководитель отдела производства)

Хатбер, Ольга Руднева (специалист отдела маркетинга)

- Среди новинок к школьному сезону мы представляем, во-первых, тетради с голографической пленкой. Их у нас три серии: это «3D-ландшафты», «Mobile stile» и «Фрукты на белом».
Еще одна серия тетрадей с голографическим эффектом - это тетради с нанесением голографической фольги, очень интересные тетрадочки, гламурного направления.

Расширили мы и серии предметных тетрадей, которые были хитом продаж прошлого года. У нас были «Черная», «Красная» и юмористическая серия «Веселые человечки». В этом году к ним еще добавилась серия «Серебряная», которая выполнена в более строгом, сдержанном дизайне и рассчитана на школьников старшего возраста.

Традиционно «ХАТБЕР» занимается лицензиями, сейчас у нас есть в продаже тетради «Бумер2», и готовятся к выпуску тетради с Анастасией Заворотнюк, героиней популярного сериала «Моя прекрасная няня». Специально для нас актриса провела эксклюзивную фотосессию.

Много новинок и по дневникам. У нас в коллекции дневников более ста дизайнов. И все они разработаны специально к этому сезону. Мы готовим новую коллекцию каждый год. Начнем с твердых дневников, потому что на рынке уже несколько лет существует тенденция замещения мягких дневников на скрепке твердыми дневниками. У нас коллекция дневников очень большая. Это дневники с глянцевой ламинацией, дневники с блестками, дневники в твердой обложке, продублированной поролоном, и так называемый дневник ЛАЙТ (с интегральной обложкой). Обложка дневника имеет оптимальную жесткость, а весит он значительно меньше, поэтому дневник получил имя «ЛАЙТ» (облегченный). Это качество очень важное - школьный портфель теперь будет весить меньше. Представлены 3 варианта обложки дневника: глянцевая ламинация, ламинация голографической пленкой и матовая ламинация с блестками.

У нас два типа дневников: для младших, и для старших школьников. Для младших классов внутренний блок более «детский», а для старших - более строгий. Внутренний блок в дневниках мы делаем двухцветный, поэтому он имеет более современный и привлекательный вид.

Цветовую гамму и дизайн мы подбираем с учетом поло-возрастных особенностей. Для мальчиков это сдержанная цветовая гамма, а для девочек более яркие, в том числе любимые девочками розовые цвета. Что касается дизайна обложек, для мальчиков у нас есть обложки с машинами и роботами-трансформерами. Сейчас часто показывают мультфильмы про роботов и многие производители игрушек отрабатывают эту тему, поэтому у нас эти дневники пользуются популярностью.

Ну и, конечно, котята и щенки - наши основные животные, это хиты канцелярской продукции. Это домашние любимцы, они живут рядом с нами и поэтому люди любят видеть их на обложках.

- а к дневникам у Вас можно подобрать тетради, так, чтобы все было в одном стиле?

-Да, у нас дизайны на обложках пересекаются, одна и та же тема находит отражение в дневниках и тетрадях.

Коллекции актуальны особенно, когда ребеночка-первоклассника собирают в школу, это событие для всей семьи, и очень часто при этом подбирают все в одной цветовой гамме или с одинаковыми рисунками: дневник, тетрадочки, пенал, ранец.

- что служит ориентиром для Вас при разработке новых дизайнов и коллекций: зарубежная практика или опыт отечественных компаний?

- Конечно, мы отслеживаем, что происходит за рубежом: идеи, технологии и т. д. Но те дизайны, которые имеют успех за рубежом, часто не имеют успеха в России. Потому что потребитель другой, ментальность другая, другие вкусовые предпочтения. Известно, что на западе любят более строгие и сдержанные с нашей точки зрения вещи. И там нет такого быстрого обновления дизайнов, такого количества новинок, как у нас. Вообще, могу сказать, что в отношении дизайна мы не отстаем от Европы, и по качеству тоже, вопрос, на самом деле, только в цене. Если покупатель готов платить цену за более дорогую продукцию, производитель будет ее производить. Продукция Hatber - это средний ценовой сегмент, «качество выше среднего - цена средняя». Так, в Европе сейчас используют для внутреннего блока бумагу более высокой плотности, это сразу сказывается на цене тетради. Как только наши покупатели будут готовы покупать тетради, которые будут стоить дорого, мы будем их производить. Сейчас у нас из более плотной бумаги производится внутренний блок тетрадей 12-18 листов, офисных тетрадей и тетрадей для нот.

Так что, в целом, мы не отстаем от европейских производителей, и кое в чем даже опережаем их.

Бумизделия, Олеся Холкина (начальник управления маркетинга и дизайна)

- К школьному сезону мы существенно обновили свой ассортимент. Начну с дневников.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что в этом году у нас самая крупная коллекция дневников на рынке: более 300 обложек, более 20 видов. Дневники занимают половину нашего каталога.

Самая последняя новинка сейчас – интегральный переплет, который появился на рынке в прошлом году и представляет собой облегченный вариант обложки 7Бц. Он очень надежен, стоит дешевле 7Бц и позволяет использовать различные варианты нанесения: и фольгу, и блестки, и выборочный лак, обложка может быть под матовой пленкой, под глянцевый – допускаются любые варианты. Сперва этот тип обложки был использован в записных книжках, а в нынешнем сезоне он впервые представлен в дневниках.

Вторая новинка – это дневники с бархатом, или флоком: обложки дневников запечатываются разноцветным флоком и таким образом создается выпуклое и очень необычное изображение. Под эти дневники мы разрабатываем особый дизайн. В бархате хорошо смотрится что-то крупное, округлое, поэтому мы делаем больших божьих коровок, каких-то мохнатых пчелок, и другие фигурки, которые подходят для того, чтобы их запечатывать разноцветным флоком. Они очень необычно выглядят и нравятся нашим клиентам, и конечным потребителям - детям. Безусловно, они дороже, но мы и позиционируем их как изделия более высокого класса.

Наша третья новинка - дневники с вырубным внутренним блоком. Вырубка сделана по четвертям: четыре четверти – четыре вырубки, чтобы ребенку было легко искать нужную четверть.

В этом году мы очень четко разделяем дневники для старших и для младших классов, они отличаются внутренним блоком, справочным материалом, запечаткой на форзацах.

Дизайны дневников мы в этом году тоже постарались максимально разнообразить, сделать их не как у всех: фрукты, животные, цветы, а ввести более креативные варианты, причем, как для девочек, так и для мальчиков.

Традиционно производители мало времени уделяют мальчиковым дневникам, потому что для них дизайны придумывать сложнее. Это связано с тем, что у нас, как и в большинстве отечественных канцелярских фирм, дизайнеры, менеджеры и начальники в большинстве своем женщины. Им конечно, проще придумывать и рисовать дизайны для девочек. А чтобы рисовать мальчиковые дизайны, к тому же в большом количестве, нужно мыслить иначе, хорошо представлять себе, что нравится мальчикам, проводить опросы родителей и детей, а на это нужно деньги и силы, поэтому в основном темы для мальчиков ограничиваются только машинками. Мы постарались пойти дальше, придумать, если не мальчиковые, то, по крайней мере, универсальные дизайны.

Во-первых, мы ввели большое количество дизайнов с животными; во-вторых, выпустили дневники не только какого-нибудь красного или розового цвета, которые мальчик скоре всего не купит, а более строгие: синие, черные, серые. В-третьих, мы расширили нашу арт-коллекцию дневников с изображением каких-то нейтральных предметов: перьев, глобусов, ручек.

Много нового у нас и для малышей, и для школьников старших классов. Наше ноу-хау, это так называемая штриховая обложка, то есть изображение делается штрихами, получаются очень интересные, стильные рисунки, которые подходят как для мальчиков, так и для девочек разных возрастов. Штрихи у нас существуют с осени, мы использовали их в своих ежедневниках, и они оказались настолько популярны, что мы решили использовать эту находку и в дневниках.

Кроме того, большой популярностью пользуется обложка, на которой изображение передается блестками.

В этом году в дневниках для старших школьников активно развиваются темы Интернета и приколов.

Большой популярностью традиционно пользуются музыкальные группы, но мы специально их не вводим в ассортимент, потому что это достаточно рисковая продукция: если ты ее вовремя не продашь, она будет просто висеть. Группа может выйти из моды или у нее поменяется состав, и если ты выпускаешь обложку со старым составом, а у них изменился состав, то ее уже покупать не будут. Поэтому мы с такими изображениями не работаем.

У нас есть своя лицензия, BRATZ – это американские куклы, аналог Барби. Эти куклы презентуются как модные, у них специфическая одежда, и их коллекция каждый год обновляется. Если есть мода на восток, кукла одета во все восточное, если есть мода на туфли на платформе, у кукол туфли на платформе, и так далее.

- создаете ли Вы коллекции школьной продукции: дневники и тетради с одинаковыми изображениями?

- По большому счету нам их делать невыгодно. Сначала дизайн ставится на одной серии, она должна выйти, продастся, потом уже принимается решение поставить этот же дизайн на другую линейку товаров. Пока мы его поставим, пройдет очень много времени, и в результате дизайн устареет и утратит свою актуальность. А ставить один дизайн сразу на всю линейку это очень рискованно. Вдруг он не пойдет.

Если говорить о пеналах, ранцах, это принципиально другая продукция, мы ей не занимаемся вообще, но там можно такие линейки дизайнов делать, потому что родители как правило ребенку собирают все в одной гамме. Если ранец розовенький, то мама выберет своему чаду такой же пенал и мешочек для обуви.

Что касается бумажно-беловой офисной продукции, то здесь коллекции тоже пользуются спросом, многие офисные сотрудники хотят, чтобы ежедневник, планнинг, записная книжка – все было в одном стиле. И то это срабатывает только в дорогой офисной продукции. В эконом-сегменте это не столь принципиально. В школьной же бумажно-беловой продукции, по нашему мнению, наличие широких коллекций не дает производителю никаких дополнительных преимуществ.

- заказываете ли Вы дизайны в специальных дизайн-студиях или стараетесь обходиться своими силами?

- Мы не сторонники заказа дизайнов в дизайн-бюро или где-то еще, стараемся все рисовать сами. Дело в том, что если покупать дизайны у иностранных бюро, это получается очень дорого. Естественно, такой дизайн должен себя отработать, его нужно печатать многократно и ставить на много изделий, иначе он себя не окупит. И, дай Бог, если эти изображения будут пользоваться популярностью покупателей, а если не будут? Поэтому мы не можем позволить себе купить много таких дизайнов, и в основном все делаем своими силами.

У нас есть свои дизайнеры, иногда мы пользуемся базами данных на дисках. Но так как все покупают одни и те же диски, естественно, производители, использующие в работе эти диски, не застрахованы от повторов.

Но изображения с дисков у нас тоже занимают небольшое место в ассортименте, я думаю максимум процентов 5-10. Остальное мы все делаем сами.

Это единственный способ выделиться на рынке. Ведь покупатель оценивает не просто красиво или нет, они хотят, чтобы у фирмы было свое лицо, свой стиль. Так как мы фирма достаточно молодая в плане производства канцтоваров, нам в принципе невыгодно иметь какой-то один стиль, потому что кому-то он будет нравиться, кому-то - нет. Мы стараемся, чтобы у нас было разностилье и чтобы каждому покупателю, который к нам пришел, что-нибудь обязательно понравилось.

- К школьному сезону мы представляем три серии дневников. Мы планировали, что они будут достаточно универсальные по своему оформлению, для того, чтобы их могли использовать и старшеклассники, и ученики начальной школы. Мы проводили небольшое маркетинговое исследование, опрашивали учителей и родителей, и, в общем-то, и те, и другие, просили, чтобы оформление дневника было не “кричащим”, потому что в первую очередь это документ, который сопровождает школьника, отражает его успеваемость, и какие-то излишние украшения ему не к лицу. И у нас даже в начале есть правила по ведению дневника, чтобы немного дисциплинировать школьников.
По той же причине мы решили выдержать все наши дневники в сдержанных тонах, сделали достаточно строгий, одноцветный внутренний блок и снабдили его нестандартным справочным материалом. Ведь сколько не выдели полос, все равно всю геометрию и физику на них не выложишь, поэтому мы решили пойти другим путем и отметили те вещи, которые, на наш взгляд, необходимо знать школьнику: некоторые важные даты в жизни нашей страны, российских нобелевских лауреатов, распространенные величины.
По дизайну обложек наши дизайнеры постарались сделать дневники универсальными и подготовили три серии: «Вокруг света», «Автомир» и «Мир знаний». На наш взгляд, они подойдут и для мальчиков, и для девочек.

Появилась у нас и новая серия тетрадей 96 листов, она называется «Взгляни на меня». Это тоже работа нашего дизайнера, очень оригинальные обложки, с припрессованной матовой пленкой и выборочным лакированием. Есть у нас еще серии «Африканская фауна», «Виды Африки» и «Белая коллекция».

ПЗБФ, Артем Дулькин (коммерческий директор)

- В этом сезоне наш ассортимент обновился практически на 80%. У нас появились новые тетради с конгревным теснением и выборочным УФ-лаком, серии: «Вязаные фрукты», «Цветы на черном», «Жизнь прекрасна». Также мы продолжаем выпускать лицензионные «волшебные» тетради Magic Lines, и можем предложить интересные новинки в сериях «Твистед Вискерс», «Аванти», «Кэтлин Франкур», «Парамони». В прошлом году серия «Парамони» была очень популярна на открытках, а в этом году мы перенесли ее на тетради 24 и 40 листов. Также мы выпустили продолжение лицензионных серий «Валери» и «Кит Кимберлин» с домашними любимцами на обложках.

Кроме того, в 2006 году мы представляем новую торговую марку тетрадей класса суперпремиум X-SIVE (Эксклюзив). Здесь у нас тоже несколько серий: «Фрукты на белом», «Круто», «Эльфы», «Твистед Вискерс Оригинальный».
Также представляем юмористические серии с разнообразными «приколами»: это «Армейский юмор», «Новые знаки», «Просто юмор», «Прикола» «Гав-рики».

- существуют ли для Вас какие-либо приоритеты и ограничения в выборе дизайнов для обложек ваших тетрадей?

- я рассчитываю, что у нас на обложках будут превалировать яркие цвета, интересные решения, спецэффекты, юмор и никогда не появятся звезды и лица людей.

- с чем связано такое неприятие лиц?

- Это в большей степени коммерческий подход. Звезды в наше время очень быстро меняются, а технический цикл от выпуска тетради до ее продажи в розницу достаточно долгий, поэтому возникают большой риск, что та или иная звезда «сгорит» раньше, чем будет выпущен и продан весь тираж тетрадей с ее изображением. И, кроме того, те дизайны, которые мы выпускаем, пользуются у потребителей гораздо большим спросом, чем звезды.