А теперь штрафная. Несовпадение фактического и юридического адресов может дорого обойтись среднему бизнесу .

14.02.2005 03:00:00 57
Вслед за проектами отмены презумпции невиновности в отношении налоговых нарушений государство подготовило еще один неприятный сюрприз для налогоплательщиков.

www.ko.ru

Дмитрий Бальбуров

Вслед за проектами отмены презумпции невиновности в отношении налоговых нарушений государство подготовило еще один неприятный сюрприз для налогоплательщиков. Минфин готовит поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Суть их сводится к тому, что за несовпадение юридического и фактического адресов компании будут подвергаться штрафу в размере 15 000 руб. При этом штрафы могут налагаться многократно – до исправления нарушения. Крупные фирмы новшества почти не заметят, а вот представители мелкого и среднего бизнеса.

До последней инициативы Минфина само понятие «фактическое местонахождение организации» было профессиональным сленгом, а не официальным термином. Закон допускал только «адрес местонахождения организации». У всех на памяти казус с компанией «Байкалфинансгруп», которую так и не удалось разыскать по юридическому адресу в Твери. Теперь подобные неувязки, по мысли авторов поправок, не должны повториться.

Подавляющее большинство небольших фирм мигрируют внутри городов с частотой от полугода до трех лет. Причины могут быть разные: удорожание аренды, расширение штата, изменение профиля деятельности. Один из руководителей автодорожной компании РТД Михаил Козлов поясняет: «Допустим, я получил большой заказ сроком на два-три года на ремонт дорог в Южном округе Москвы, а нахожусь у ВВЦ. По всем прикидкам мне выгоднее переехать к месту работ. Или арендодатель заявил, что повышает плату в полтора раза, а у меня на примете есть хорошее помещение под офис в другом районе. Из-за этого я должен по-новому проходить всю процедуру перерегистрации?»

Михаил Козлов считает, что угроза новых штрафов не заставит частных предпринимателей заново обивать пороги чиновничьих кабинетов: «По моим наблюдениям, 99 фирм из 100 хоть раз в жизни, но переехали. Всех найти и оштрафовать сразу не получится. Неужели у государства нет других забот?»

Заместитель председателя профсоюза

предпринимателей «Патронаж» Александр Тимофеев смотрит на штрафы философски: «Все мы ходим под ними. О любых изменениях компания обязана информировать соответствующие органы, но зачастую, например в налоговых документах, фигурирует один гендиректор, а в реальности работает другой. Не заметит этого проверка – все довольны, заметит – ну что же, такова жизнь. Думаю, что с введением поправок к КоАП очереди на перерегистрацию вряд ли выстроятся. Все понадеются на русское авось. Вероятность того, что фискалы найдут и покарают, все равно меньше».

Скептики убеждены, что предложения Минфина выполнимы, если бросить все дела и заниматься только регистрационными документами. Покупать их в юридической фирме за $200 – 300 готовы не все. Новые поправки к КоАП имеют коррупционный ресурс, считают они.

Руководители крупных компаний инициативу Минфина одобряют. Замгендиректора «Спецстройбетон ЖБИ-17» Людмила Ягольникова говорит: «Навести порядок с регистрациями надо. Жесткие правила улучшат партнерские отношения: тогда не придется заключать с кем-то договор, а потом искать ветра в поле. Доходит до смешного – бухгалтеру не понравился налоговый инспектор, слишком высокий или слишком низкий, и фирма купила себе юридический адрес в другом районе». Вице-президент компании «Аврора Капитал» Александр Ачкасов уверен: «Избежать личного контакта с налоговыми службами можно разными способами. Например, нанять бухгалтерскую фирму, как в Европе, которая раз в год будет присылать финансовый отчет. Наша компания дважды переезжала, но все необходимые процедуры соблюдала. Говоря о поправках, учтите главное: мы – Россия. Если заранее готовить людей, предупреждать об ответственности за несовпадение адресов, то никто не почешется, отложит дело на потом, как-нибудь. Нужно сразу дать жесткий закон и требовать его исполнения».

Александр Тимофеев с ним не согласен: «Если делать по уму, то в первую очередь надо было максимально облегчить процесс регистрации, организовав его по принципу «одного окна», чтобы он занимал не месяц-полтора, как сейчас, а один день. Тогда бы никто из предпринимателей не роптал». Очевидно, что для этого недостаточно полномочий одного Минфина.