Без труда и франчайзинг не поможет

16.08.2004 04:00:00 50
Часто, пропагандируя франчайзинговые отношения, делают упор на том, что якобы для использования этой системы можно не иметь ни опыта, ни знаний. Получается, что “кто-то” будет выстраивать дело, обучать людей, обеспечивать завоз и сбыт товаров или реализацию услуг, а вы лишь будете получать прибыль. Просто воплощение русских народных сказок! Но ни золотой рыбки, ни волшебной щуки, ни даже скатерти-самобранки франчайзинг вам не гарантирует. Как и в любом бизнесе, здесь потребуется тяжелый повседневный труд и постоянное самообразование. Как точно сформулировал Джон П. Хейз, “факт, что компания является франшизой и она безопасней других форм ответственности, еще не значит, что франчайзинг не кроет в себе риски… Франчайзинг - это не система автопилота”. А потому прежде, чем принять решение о покупке франшизы, следует как можно глубже вникнуть в этот дело. Понять его плюсы и минусы.

БЕЗ ТРУДА И ФРАНЧАЙЗИНГ НЕ ПОМОЖЕТ!

Часто, пропагандируя франчайзинговые отношения, делают упор на том, что якобы для использования этой системы можно не иметь ни опыта, ни знаний. Получается, что “кто-то” будет выстраивать дело, обучать людей, обеспечивать завоз и сбыт товаров или реализацию услуг, а вы лишь будете получать прибыль. Просто воплощение русских народных сказок! Но ни золотой рыбки, ни волшебной щуки, ни даже скатерти-самобранки франчайзинг вам не гарантирует. Как и в любом бизнесе, здесь потребуется тяжелый повседневный труд и постоянное самообразование. Как точно сформулировал Джон П. Хейз, “факт, что компания является франшизой и она безопасней других форм ответственности, еще не значит, что франчайзинг не кроет в себе риски… Франчайзинг - это не система автопилота”. А потому прежде, чем принять решение о покупке франшизы, следует как можно глубже вникнуть в этот дело. Понять его плюсы и минусы.

Преимущества франчайзинга для малого бизнеса.

● Вы остаетесь собственником бизнеса, но вы уже не один на один с проблемами и рисками. Когда вы (франчайзи) даете свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, вы все равно остаетесь независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что вас никогда не уволят с этой работы. В то же время вы постоянно получаете профессиональную поддержку от франчайзора, которая помогает вам избежать принятия неправильных решений.

● Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Консультанты франчайзора помогут вам найти подходящее местоположение для предприятия, обеспечат вас полным комплектом документации для ремонта помещения, включая его дизайн. Отладят с вами вместе все механизмы запуска бизнеса, проверят правильность его функционирования.

● Подготовка кадров предприятия - забота франчайзора. Одна из самых больших головных болей любого предпринимателя - персонал предприятия, который упорно не хочет (или не может) соответствовать стандартам цивилизованного бизнеса. Достижения франчайзора во многом связаны именно с тем, что ему удалось решить эту проблему и разработать эффективную систему подготовки кадров, к которой вы автоматически получаете доступ.

● Вы используете репутацию и товарный знак франчайзора. А значит, вы пользуетесь привилегией мгновенного узнавания на рынке, уважения к вам как к бизнесмену, работающему на цивилизованном, международном уровне. К моменту открытия вашего предприятия вся округа уже будет знать, что вы будете предоставлять услуги на самом высокопрофессиональном уровне. Вам не нужно будет думать о создании репутации и бороться за нее. Вы купите себе репутацию вместе с франшизой и начнете ею пользоваться с первого дня работы.

● Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет для вас территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определяются условиями франчайзингового договора. Это снимает угрозу “внутримарочной” конкуренции.

● Повседневная консультативная помощь, аудит всех аспектов ведения бизнеса, “скорая помощь” для решения экстренных проблем. Все это тоже плюсы, которые вы продолжаете получать в процессе работы, пока действует договор франчайзинга. Если возникают проблемы, то франчайзор в первую очередь проверяет все предоставленные вам материалы и пособия, то есть себя самого. Но и ваши собственные ошибки для него - не чужие. Он поможет в меру возможностей и в решении специфических проблем.

Факторы, которые можно назвать недостатками франчайзинга для малого бизнеса.

● Жесткая обязательность выполнения всех правил, оговоренных в контракте, регламентированность всех процессов вашего бизнеса. Вы можете вносить свои предложения, пожелания, но они не в силах поменять систему. Зачастую это ограничение инициативы угнетает франчайзи.

● Ограничения на продаваемые товары и услуги. Франчайзор может ограничить ассортимент товаров и услуг, предлагаемых на продажу. Например, как владелец франчайзингового ресторана вы не сможете добавлять в ваше меню популярные блюда или удалять из него блюда, не пользующиеся спросом. Равно как, будучи владельцем франчайзинговой мастерской по ремонту коробок передач автомобилей, вы не сможете выполнять другие виды работ, например, ремонтировать электрическую систему или тормоза.

● Поддержание постоянных контактов и достижение необходимого уровня сотрудничества со всеми франчайзи системы. Хотя вы являетесь независимым владельцем своего бизнеса, вы становитесь важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. В каждой из систем культивируются взаимопомощь, “марочный патриотизм”, взаимная поддержка, в которых не можете отказать своим коллегам. Все франчайзи марки - товарищи по бизнесу. Несмотря на то, что франчайзи оперируют одинаковыми продуктами и услугами, они не являются конкурентами.

● Возможность ошибки при определении финансовой мощи франчайзора. Потенциальные франчайзи должны изучить всю доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Банкротства случаются и с франчайзорами.

● Высокая цена франшизы и роялти (ежемесячных платежей). Действительно, для небольших (от 120 кв. м общей площади) марочных магазинов одежды первоначальные затраты по вхождению в бизнес составляют порядка $1000 на квадратный метр площади. Продовольственные магазины формата “по соседству” могут найти франчайзора и с гораздо более привлекательными условиями. В любом случае, как убеждают специалисты, если педантично следовать всем указаниям франчайзора, расходы окупаются не более чем через год - полтора.

Так все же, франчайзинг - это риск или шанс на удачу? “Система, при которой сто мелких предпринимателей не думают о наилучшей форме предпринимательства, а перенимают уже придуманную и проверенную форму”, - так определяет его сущность Манфред Мос, вице-президент Европейской Ассоциации Франчайзинга. Очевидно, что вхождение “под крыло” известной марки решает массу проблем для тех, кто интересы бизнеса ставит выше естественной человеческой радости лицезреть собственное имя на вывеске магазина, ресторана или салона. Если вы считаете, что плюсов больше, чем минусов, то читайте в следующем выпуске рубрики, завершающем (на данном этапе) тему франчайзинга, советы, с чего начать.

www.businesspress.ru