Богатый тот, кто делится

05.07.2005 04:00:00 103
Сегодня уровень игроков на рынке определяется способностью четко позиционировать свою компанию как корпоративного гражданина.

СЕГМЕНТ.ру

Социальный менеджмент в «стране возможностей»

О компании

Северо-Западная Лесопромышленная Компания (СЗЛК) – крупнейший производитель бумажно-беловых изделий на территории бывшего СССР. Продукция компании - а это весь спектр бумажно-беловых изделий - занимает значительную часть рынка школьных тетрадей России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии; подавляющую долю российского и украинского рынка пергаментной бумаги.

Компания была образована в 1996 году и является вертикально интегрированной группой российских промышленных предприятий, объединенных на принципах равноправия и общности стратегических интересов. В состав Группы входят Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (Калининградская обл.), Каменногорская фабрика офсетных бумаг (Ленинградская обл.), Вельский ФахВерк (Архангельская обл.), торговые дома и представительства в регионах России и странах СНГ.

По оценке журнала “Эксперт” и рейтингового агентства “Эксперт РА”, СЗЛК является одной из ста крупнейших компаний Северо-Запада России.

Ежегодный объем производимых СЗЛК бумаг и бумизделий – более 100 тыс. тонн, сульфитной целлюлозы – 80 тыс. тонн, и объемы производства планируется увеличивать.

Внешняя среда

Основные предприятия СЗЛК – Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (НЦБК) и Каменногорская фабрика офсетных бумаг (КФОБ)– являются градообразующими. По словам председателя Совета директоров «Северо-Западной Лесопромышленной Компании» Ирины Вячеславовны Битковой, НЦБК и КФОБ «достались компании в состоянии банкротства, производство простаивало. Города их расположения в буквальном значении слова вымирали: там не было работы, тепла и горячей воды. Возрождение фабрики и комбината было теснейшим образом связано с налаживанием нормальной жизни в Немане и Каменногорске».

Кроме того, ООО “НЦБК” и ЗАО “КФОБ” - находятся на берегах трансграничных водотоков международного значения, в регионе Балтийского моря – соответственно, реках Неман и Вуокса. На оба предприятия распространяются определенные экологические требования Финляндии, Швеции, Латвии, Литвы, других стран бассейна Балтики. Продолжение их загрязнения, как это было в советское время, привело бы к закрытию предприятий, не говоря уже о росте социального напряжения в регионе.

Поэтому для обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса важнейшее значение имеют прежде всего социальная и экологическая политика компании.

Социальная политика

«Программа социальных мероприятий» разрабатывается и принимается в СЗЛК ежегодно.

Социальные мероприятия, проводимые СЗЛК, направлены как на свою внутреннюю, так и на внешнюю, городскую, инфраструктуру.

Первое, что необходимо было сделать компании после приобретения КФОБ и НЦБК – запустить предприятия и выплатить всем рабочим зарплату, которую им были должны предыдущие владельцы КФОБ и НЦБК. Одновременно запустили ТЭЦ и начали подавать тепло и горячую воду, в долг. Была проведена газификация Немана и Каменногорска.

На социальную сферу Неманского ЦБК и Каменногорской ФОБ в рамках «Программы» ежегодно затрачивается около 8 млн.руб.

Большое внимание уделяется санитарно-бытовым условиям работы на предприятиях. Осуществляется целевое финансирование на ремонт бытовок, душевых, столовых. В 2004 году на ремонт израсходовано около 1 200 000 руб.

С этого года на СЗЛК начинается реализация рассчитанной на 10 лет социальной программы, основными составляющими которой являются постепенное увеличение зарплаты до европейского уровня, улучшение городской инфраструктуры, ипотечное кредитование сотрудников и др.

Экологическая политика

По итогам анализа информации о деятельности холдинга СЗЛК в течение 2003 – первую половину 2004 гг. рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое присваивает предприятиям рейтинги экологической ответственности, подтвердило экорейтинг компании на уровне есоВ+.

Это означает, что уровень экологической ответственности компании оценивается как приемлемый. Экологические риски, связанные с производственной деятельностью компании, системой экологического менеджмента, а также степенью прозрачности ее деятельности в области охраны окружающей среды, умеренны.

Мониторинг показал, что существенное сдерживающее влияние на экорейтинг оказывает непредставление компанией информации об абсолютных объемах выбросов и сбросов вредных веществ и отсутствие в экологическом отчете описания актуальных проблем СЗЛК в сфере экологии.

Наибольшую проблему с точки зрения воздействия на окружающую среду для Холдинга представляет необходимость реконструкции и модернизации производства.

В 2003 г. консалтинговая компания Sandwell по заказу СЗЛК провела обследование производственных мощностей отдельных предприятий холдинга. По результатам проведенных исследований разработан проект реконструкции Неманского ЦБК, рассчитанный на 14 лет и направленный на достижение производством уровня экологических стандартов ЕС.

Разработан и проект перехода на технологию бесхлорной (TCF) отбелки целлюлозы.

Благотворительная деятельность

Компания также занимается благотворительной и спонсорской деятельностью.

При поддержке СЗЛК в 2004 году в Немане прошло празднование 715-летия города, а в Каменногорске состоялся общегородской праздник, посвященный 55-летию со дня выпуска первого роля бумаги на КФОБ. Помимо этого, СЗЛК помогла администрации Калининградской области отправить более ста школьников из анклава в путешествие по Петербургу, Новгороду и Пскову в рамках акции «Дети России путешествуют в Россию».

Ежегодно СЗЛК оказывает финансовую помощь, безвозмездно предоставляет товары и услуги организациям культуры, спорта, медицины, детским домам, воскресным школам, Русской Православной Церкви, а также физическим лицам, малоимущим, многодетным семьям. В 2004 году на подобные мероприятия СЗЛК израсходовало более 1,5 млн.руб.

Соцотчетность – «способ выстраивания отношений»

Социальная политика компании отражается в регулярных социальных отчетах. Им на предприятиях СЗЛК придается очень большое значение. Первый отчет был издан в 2003 году и охватывал период с 2000 по 2002, а уже следующий, изданный в 2004, был признан лучшим в стране в соответствующей номинации VI ежегодного конкурса годовых отчетов, проводившегося журналом «Эксперт» при участии PricewaterhouseCoopers и Московской Межбанковской Валютной Биржи.

Как объясняет председатель совета директоров компании Ирина Биткова, соцотчетность – это способ формирования стабильной среды и выстраивания отношений, как с сотрудниками предприятия, так и с внешним окружением: «мы просто отчитываемся о том, что сделали и что будем делать. Соцотчет позволяет окружению лучше узнать нашу компанию, а нам – продемонстрировать стабильность. Это так же способ выстраивания долгосрочных отношений со многими людьми, одна из составляющих выполнения целей и миссии компании. Что касается СЗЛК, то, во-первых, издание и распространение отчета определенным образом улучшает имидж Группы предприятий в государственных органах России и зарубежных стран. Во-вторых, облегчается процесс предварительных переговоров с отечественными и международными финансовыми структурами. В-третьих, улучшаются отношения с общественными экологическими организациями, Православной церковью, местным населением регионов расположения предприятий. В-четвертых, наши проекты находят поддержку и понимание у государственных структур».

Немедленной отдачи от социальной политики и социальной отчетности на предприятиях СЗЛК, конечно, не ждут. «Эффект от них проявляется косвенно – через привлечение финансирования, государственную поддержку, повышение мотивации сотрудников и др.»

Сегодня уровень игроков на рынке определяется не только стоимостью их рекламных кампаний, но и способностью четко позиционировать свою компанию как корпоративного гражданина. Общественное мнение всегда очень чутко реагирует на то, какие взаимоотношения выстраивает компания со своими сотрудниками и внешним сообществом. Если компания в состоянии позволить себе комплекс социально ориентированных мероприятий, да к тому же еще умеет правильно осветить свое участие в них, ее действительно можно поздравить с выходом на новый, более высокий экономический уровень. В отношении того, на что направить свою социальную политику, Россия действительно, как гласит небезызвестный плакат, - страна возможностей. Но примеров использования этих возможностей не так много. Тем не менее они есть, и как нам кажется, полезно будет поговорить о них подробнее. Поэтому мы начинаем серию статей о социально ориентированной деятельности компаний, работающих в канцелярской отрасли. И наш первый пример – работа компании СЗЛК.