Data Direct представила итоги социо-маркетингового исследования «Портрет российского потребителя. 2004 год»

03.02.2005 03:00:00 70
Компания Data Direct, которая входит в холдинг ППЕ Группа, представила результаты социо-маркетингового исследования «Портрет российского потребителя. 2004 год». Об этом сообщается в пресс-релизе компании


Анкета с 70 вопросами о потребительских предпочтениях и стиле жизни была направлена 200 000 человек, проживающих в 82 регионах России. В выборку были включены 140 000 человек – активных покупателей товаров по почтовым каталогам и в интернет-магазинах, 30 000 человек, чья покупательская активность является средней, 30 000 человек, не покупающих товары через дистанционные каналы торговли, выбранные случайным образом.
Было получено 35 000 заполненных анкет, таким образом, отклик превысил 12%, тогда как среднеевропейский отклик при проведении аналогичных исследований не превышает 2–3%.
Данные исследования показывают, что в 2004 году среди респондентов произошло увеличение доли работающих и служащих (с 50% до 60%), и сократилась доля неработающих (с 20% до 8%) граждан.

Более 30% респондентов имеют автомобиль (доля респондентов, которые не имеют машину, составляет 60%). Около 25% респондентов собираются в течение года приобрести автомобиль, из которых 70% отдают предпочтения отечественным моделям. При этом 62% респондентов собираются приобрести подержанный автотранспорт, тогда как только 13% собираются приобрести новые машины. Эти данные показывают, что результаты исследования репрезентативны для всей России, в столице и крупных городах традиционно высока доля тех, кто ориентирован на приобретение зарубежных автомобилей.
32,1% респондентов уже воспользовались какими-либо банковскими кредитами, еще 36,5% собираются воспользоваться кредитными продуктами в этом году, из них 30% ориентированы на крупные кредиты (от 100 000 рублей) на длительные сроки – более 24 месяцев. Около 62% респондентов из числа тех, кто уже воспользовались кредитными продуктами, брали кр5едиты на суммы от 5 до 30 тыс. рублей на срок от 6 до 12 месяцев. Таким образом, налицо тенденция к переориентированию значительной части населения на крупные кредиты на длительные сроки. 40% респондентов отдают предпочтения российским финансовым компаниям и банкам, и только 3% — иностранным финансовым институтам.
25% респондентов отдают предпочтения товарам российского производства, 10,6% — зарубежного, для 53,5% страна-производитель не имеет значения. Более молодые респонденты (от 24 до 34 лет) ориентированы на приобретение зарубежных товаров, тогда как представители старшего поколения отдают предпочтения российским товарам.
60% опрошенных не пользуются интернетом, 24, 7% являются интернет-пользователями, из них 12,1% (наибольшая доля) пользуются всемирной паутиной на работе. Доля пользующихся интернетом дома выросла в 2004 году до 7,8%.
43% опрошенных пользуются мобильной связью, еще 35% респондентов собираются приобрести мобильный телефон в этом году.

В 2004 году среди респондентов увеличилась доля курящих – с 27,3% до 30,26%. Среди курильщиков высока доля мужчин активного возраста (от 24 до 34 лет), имеющих среднее образование, экономически активных и ориентированных на приобретение новых товаров, прежде всего, зарубежного производства. При этом среди некурящих высока доля граждан 50–54 лет, имеющих высшее образование и более консервативных в своих потребительских предпочтениях и стиле жизни.
50% респондентов проводят свои отпуска дома, 34% — на даче, 20% — у родителей. 3% респондентов предпочитают отдых за границей.
59% респондентов доверяют астрологическим прогнозам. 33% респондентов регулярно читают 3–6 периодических изданий, 25% — 2–3 издания, 20% — 1–2 издания.
Паскаль Клеман (Pascal Clement), президент ППЕ Группы, комментируя итоги социо-маркетингового исследования «Портрет российского потребителя. 2004 год», отметил: «Три года компания Data Direct проводит социо-маркетинговые исследования, которые за это время прошли путь от узко прикладных до масштабных аналитических проектов. Сегодня это действительно полное и репрезентативное исследование российского среднего класса, как в области приобретения потребительских предпочтений, так и пользования услугами финансового рынка, факторов, влияющих на изменение потребительского поведения, а полученные данные могут использоваться для изучения современного экономического и социального положения россиян».