Евгений Евтушенко, компания «Офис 2000»: «То, что иностранцы копируют наши дизайны и товары, говорит лишь о том, что это они учатся у нас, а не мы у них»

17.03.2015 15:07:00 71
«Сегмент.Ру» продолжает серию публикаций, посвященных российскому производителю канцелярских и офисных товаров. Мы задали вопросы Евгению Евтушенко, генеральному директору компании «Офис 2000», новосибирского производителя пластиковых товаров для офиса.
Евгений Евтушенко, генеральный директор новосибирской компании «Офис 2000»: «Вопрос не в том, что предпринимать в кризис, а в том, что нужно делать всегда. Когда у вас есть правильная стратегия - у вас нет кризиса. Правильная стратегия - вот единственное, что дает возможность избежать потрясений».

- Евгений, поскольку мы не были знакомы с вашей компанией, расскажите немного об истории предприятия. Согласитесь, что Россия не может похвастать обилием собственных высокотехнологичных производств. К сожалению...

- Наше предприятие было создано в 1995 году. Занимались торговлей новых современных товаров для офиса в Новосибирске и Новосибирской области. В 1998 году купили оборудование и освоили выпуск пластиковых папок и офисных изделий из пластика. С этого момента мы стали заниматься только производством офисных пластиковых папок и продукции из тонкого пластика. Согласны, что Россия не может похвастаться наличием высокотехнологичных производств канцелярских товаров. Однако в России есть много производств, не уступающих по качеству мировым производителям. Проблема состоит в том, что мы в международном разделении труда новички. Условия, которые были у наших производителей для решения производственных задач, были всегда против производителей: развал страны, жесткая фискальная политика государства, несправедливые внутренние цены на сырье, развал технической и технологической школы, отсутствие квалифицированных кадров, торговой культуры и т.д. Но российский рынок есть, и он жив, у него есть потенциал и его достаточно, чтобы начать создавать хорошие производства на территории нашей страны, в том числе, и канцелярские. Мы в это искренне верим.

- Как поэтапно развивалась ваша компания, какие проекты запускались со временем?

- У нас было несколько этапов в развитии предприятия. Первый - это торговля канцелярскими товарами. Мы покупали их в России и продавали в Новосибирске и области. Потом мы строили региональную сеть и расширяли свое присутствие в городах Сибири и Казахстана. Важным стал этап, когда мы начали самостоятельно импортировать товар из Южной Кореи и Китая. Но главным для нашей компании стал этап, когда мы занялись производством пластиковых папок в 1998 году. Вообще в производстве было много вех, но этот этап самый главный. Мы сделали пластиковые папки из собственного полипропиленового листа, до этого мы привозили лист из Китая и собирали папки в Новосибирске. Потом был проект, когда мы запустили производство прозрачных файлов, по тем временам - в огромных объемах. Позже был проект по запуску скоросшивательных и уголковых линий и выпуску пластиковых скоросшивателей и уголков. Многое из того, что выше перечислено, мы в России освоили первыми. Все остальные сделали это значительно позже. Последним проектом, где мы освоили выпуск продукции в России первыми, было производство цветных пластиковых разделителей под торговой маркой «Разделители.рф». Этот проект мы запустили в 2013 году.

Мы всегда производили новый товар, которого не было у наших коллег, производителей в России. Было реализовано много идей и решений, которые давали рынку новинки. Все свои идеи мы воплощали со своим партнером - компанией «Комус» под их брендами. По этой причине наш бренд «Офис-2000» почти не известен широкому кругу покупателей. При этом мы остаемся одним из крупнейших производителей пластиковых папок и продукции из пластика в России. В 2014 году мы освоили выпуск вспененного полипропиленового листа (англ. PP FOAM, рус. ПОЛИФОМ) и сделали из него товары под маркой  "REPLAСEANDCHOOSE". Такого ассортимента из вспененного полипропилена нет ни у одной компании в мире. Настало время, когда мы хотим, чтобы потребители знали о том, что в России есть современные производители канцелярских товаров, которые способны создавать новые оригинальные и интересные, яркие товары высокого качества.

- Была ли за всю историю развития компании какая-либо государственная поддержка вашего предприятия как отечественного производителя. Во всяком случае, во многих отраслях какая-никакая поддержка есть…

- Нет. Мы считаем, что в нашем государстве вообще нет промышленной политики (кроме военной и нефтегазовой). Ведь промышленная политика - это поддержание технологической, технической школы, воспитание кадров, система поддержки товаропроизводителей, справедливые цены на сырье внутри страны, дотации, помощь при экспорте, выставки, правильные импортные пошлины, контроль за издержками монополий и так далее. Ничего этого нет.

- Расскажите о новой линейке товаров для офиса, выполненной в весьма стильном дизайне. Как пришла эта идея, и как много времени прошло до ее реализации?

- Да, это наш новый проект – «Новые товары - для новой России». Потребители привыкли к тому, что для офисных товаров используется либо «жесткий» пластик, либо картон, других вариантов нет. У этих материалов есть свои преимущества и есть недостатки. Картон стирается и бахромится, отсыревает и гнется; обычная пластмасса трескается и ломается, много брака, быстро выходит из строя, так как материал хрупкий. Наша идея состояла в том, чтобы сделать обычные изделия, которые используют покупатели, из необычного материала - вспененного полипропилена с необычными цветовыми дизайнерскими решениями. Здесь мы решили поэкспериментировать с цветами и фактурами.

Появилось множество технических решений, которые придали нашим изделиям интересный и необычный вид. Изделия стали оригинальными, и у потребителей появились новые возможности благодаря новой функциональности этих изделий, их прочности, практичности и надежности. Наш товар не лопается, не трескается, не истирается, он почти «вечный». Все товары сделаны двухсторонними и цветными, то есть всегда есть основной цвет - строгий, и дополнительный - яркий. Изделия получаются необычными, оригинальными и яркими, но одновременно классическими офисными. Все изделия имеют фактуру, которая напоминает дорогую кожу или благородный материал. С помощью обычных пластиков и технологий прошлого добиться такого эффекта нельзя. В этом и есть большое отличие нового товара по сравнению с обычным. Наши товары дают потребителю новые возможности, новые ощущения, новое восприятие и меняют ранее сложившиеся представления, о том, как он мог бы выглядеть и использоваться.

Главным достоинством является цена. Дело в том, что большая часть ассортимента при транспортировке до конечного потребителя идет в разобранном виде, а это значит, что покупатель экономит на транспорте и не возит воздух. Производство расположено в центре России, что удобно для логистики, так как можно быстро доставить товар и в Сибирь, и на Дальний Восток, и в центральную часть России. Если говорить об ассортименте то мы производим архивные папки, планшеты, лотки (вертикальные, горизонтальные), подставки для канцелярских принадлежностей, стаканы, подставки под визитки, подставки с бумажными блоками, архивные короба, картотеки, демосистемы, офисные наборы с наполнением и так далее. А всего - более 150 наименований в 24 цветовых решениях, то есть общий ассортимент составляет более 3000 изделий.
Идея с новой линейкой товаров пришла давно и не покидала с того момента, как мы перестали производить офисные изделия из «жесткого» пластика и думали, как можно произвести эти товары из других материалов, используя другие технологии. В период с 1998 г. по 2001 г. мы продали в России более 1 000 000 горизонтальных и вертикальных лотков собственного производства из «жесткого» пластика, сделанного на литьевых машинах. Такой этап в истории нашего предприятия тоже был. Прекращение этого направления было обусловлено тем, что мы сфокусировались на производстве пластиковых папок из другого пластика. Да, эта работа заняла у нас очень много времени. На пути мы столкнулись с огромными сложностями, но счастливы, что у нас все получилось.

- Как будет происходить дистрибьюция нового продукта: под собственной торговой маркой или под другими? Через оптовиков типа «Самсон» и «Рельеф» или через региональных дилеров?

- Мы находимся в стадии формирования системы дистрибьюции нашего товара и поставили себе цель, что он должен быть доступным для наших потребителей. Мы готовы работать со всеми заинтересованными компаниями. Готовы предложить для своих партнеров лучшие условия и цены.

- На выставке «Скрепка» на стенд вашей компании, где была представлена новая офисная продукция, подходили китайцы и активно фотографировали продукцию… Вы не опасаетесь, что через короткое время они могут завалить рынок копиями товара на основе ваших разработок?

- Во Франкфурте на выставке Paperworld 2015 к нам на стенд пришел владелец тайваньской компании DATA BANK. Это один из известнейших производителей пластиковых папок в мире. Иностранные коллеги попросили дать возможность сфотографировать наши изделия. Было глупо отказывать. Ведь Интернет позволяет любой компании видеть товары своего конкурента. Они очень высоко оценили наш ассортимент и дизайн и сказали, что даже не думали, что из вспененного полипропилена можно сделать такое количество товаров. Сказали, что мы очень сильно отличаемся от китайских производителей новизной и качеством товара. Мы не боимся конкуренции, так как уверены в качестве. Мы знаем, как тяжело шла работа, и что пришлось сделать, чтобы добиться такого качества. То, что иностранцы копируют с нас дизайны и товары, говорит лишь о том, что они учатся у нас, а не мы у них. Это мы предложили товар в качестве новинки, а они попытаются его скопировать. Именно об этом наш иностранный партнер и сказал, говоря, что у них нет такого (в смысле дизайна и ассортимента).

- А вообще возможно ли в наше время каким-то образом застраховаться от копирования идей и товаров?

- Нет. Возможность копирования двигает торговлю и заставляет всех делать новинки, а это хорошо для потребителя. Плохо для производителей. Но мир так устроен, что на смену одним придут другие.

- Судя по всему, кризис не помешал вашей компании инвестировать в участие в выставке «Скрепка Экспо 2015»?

- Фактически кризис есть всегда, так как изменения происходят всегда: изменяются конкуренты, потребители, государство, рынки, мир в целом. Меняются финансовые результаты работы. Да, становится сложнее вести дело, но так будет всегда. Поэтому вопрос не в том, что делать в кризис, а вопрос в том, что делать всегда. Другими словами, главным является не среда и условия, в которых мы находимся, а стратегия, которую реализуем. Мы решили не менять свои планы на этот год. Однако надо быть внимательными. 

- Как ваше предприятие сегодня переживает кризис, и какие меры предпринимает для сдерживания роста цен?

- Мы внимательно следим за ситуацией на рынке. Да, финансовые результаты изменяются. Становится тяжелее вести дело. И у нас есть убеждение, что кризис  всегда рядом. Вопрос не в том, что предпринимать в кризис, а в том, что нужно делать всегда. Когда у вас есть правильная стратегия - у вас нет кризиса. Правильная стратегия - вот единственное, что дает возможность избежать потрясений. Цена товара - это не единственный инструмент во время кризиса, но за ней нужно следить и относиться к ней уважительно, можно даже сказать - дисциплинированно. Где-то нужно опускать, где-то нужно оставлять цену, а в какие-то моменты - поднимать.

- Каково соотношение импортной и российской составляющих в продукции вашего предприятия?

- Доля импортных комплектующих у нас небольшая. Но есть большое количество изделий, в которых нам никак не обойтись без иностранных комплектующих, поскольку никто в нашей стране не решится, например, делать металлическую фурнитуру для папок. Поэтому в нашей продукции может быть небольшая доля импортных составляющих.

- Как в целом компания закончила 2014 год и какие цели поставлены на 2015 год с учетом всех явлений, которые наблюдаем?

- Мы довольны результатами 2014 года. Многое из запланированного получилось. Цели на 2015 год простые: найти надежных партнеров и показать все выгоды работы с нашим товаром и нашей компанией. К выгодам относятся, прежде всего, качество товара, новизна, яркое цветовое решение, своеобразный дизайн, надежность, функциональность, прочность. Главная выгода - это цена. Не нужно платить таможенные сборы и ждать 50-60 дней. Нет необходимости держать такие большие складские остатки - это деньги. Можно покупать минимальное количество товара и получать при этом выгодные цены. Различные комфортные условия работы, которые мы готовы предложить своим клиентам, не будут требовать такого вложения денег в товар, как если бы он доставлялся из-за границы. Надежность - вот девиз нашей компании. Покупка и последующая продажа конечным покупателям даст возможность партнерам привлечь новых покупателей, увеличить объемы продаж за счет привлечения внимания к новинкам, заработать больше, так как товар новый, есть возможность сэкономить на доставке, поднять свою конкурентоспособность, так как увеличение нового ассортимента выделит компанию и сделает ее интересной для покупателей. В конечном счете, все направлено на то, чтобы граждане нашей страны имели возможность покупать и пользоваться новыми, современными, интересными и качественными товарами российского производства.

- Компания пережила кризис 2008 года. В чем разница в сравнении с нынешней ситуацией и есть ли у вас какие-либо пошаговые секреты выживания в сложные времена?

- Кризис в 2008 году был общим во всех странах. Сейчас же он локальный. Ухудшение отношений с Европой, нашим основным партнером, приводит к тому, что он только
усиливается. Дальше будет сложнее. Ограниченные возможности монетарных властей в поддержании российского рынка приведет к еще большей слабости. Но рынок не исчезнет, не растворится. И это нужно понимать. Это больше психологическая, эмоциональная проблема. Рынок станет очень узким и многим просто не хватит денег для ведения бизнеса. Это не значит, что отрасль умрет. Мы не видим здесь драмы. Упадут финансовые результаты, сузится ассортимент, но люди все равно останутся. Останется желание покупать качественные товары для работы. То есть все разговоры о кризисе - это разговоры о деньгах. Выживет тот, кто сможет продолжать работу и найдет возможность для развития. Это не значит вложить деньги и начать развиваться, это значит реализовать потенциал, который был создан ранее и трансформировать его в результат. Кто не сделал работу ранее, тот не сможет реализовать ее сейчас. Повторюсь: поздно делать сегодня то, что нужно было делать вчера. Секрет простой: нужно всегда готовиться к изменению среды и условий, то есть иметь четкую стратегию, направленную на выживание и развитие.

А всем коллегам и партнерам хочется пожелать успехов и поблагодарить за совместную работу.

- Благодарю вас за интересные и нетривиальные ответы.

 

Дмитрий Мотыльков, главный редактор группы порталов «Сегмент.Ру»