Холодная канцелярская весна принесет теплое лето?

03.07.2017 07:00:00 138
С начала года объем продаж канцтоваров снизился на 2% в штуках и на 11% в деньгах. Что ждать участникам рынка от школьного сезона – 2017.

Александр Скопин,

руководитель сектора «Канцтовары» отдела исследований промышленных товаров компании GfK Rus

Александр Смирнов,

коммерческий директор компании "ОПТимист"

В прошлом году высокий сезон продажи канцелярских товаров приготовил ряд сюрпризов, где-то спрос упал до нулевого уровня. Перед школьным сезоном «Сегмент.ру» изучил последние данные о текущем состоянии рынка и мнения участников отрасли о ближайшем будущем.

Начало года для канцелярского рынка выдалось безрадостным. Похоже, тренд на снижение, начавшийся во второй половине прошлого года, продолжается. За первые 5 месяцев 2017 года совокупный объем продаж канцелярских товаров снизился на 2% в штуках и на 11% в денежном выражении, сообщил «Сегмент.ру» руководитель сектора «Канцтовары» отдела исследований промышленных товаров компании GfK Rus Александр Скопин.

Мониторинг розничных продаж GfK охватывает такие наиболее ходовые канцтовары, как клейкие ленты, шариковые, перьевые и гелевые ручки, фломастеры, мелки, чернографитовые и механические карандаши, маркеры, офисные клеи, листочки с клеевым краем, линеры. Исследователи обрабатывают данные о продажах специализированной розницы канцелярских товаров, компаний по обеспечению офисов, продуктовых гипермаркетов, детских магазинов и DIY гипермаркетов в городах России с населением более 20 тыс. человек.

Что касается цифр от самих участников рынка, то здесь канцелярская отрасль в очередной раз подтвердила свою закрытость: где-то не смогли вовремя подготовить ответ на запрос редакции, где-то вежливо сообщили, что до конца года ситуацию на рынке не комментируют. Тем не менее, на рынке еще остались компании, готовые рассказывать о своих показателях.

Результаты розничной сети «ОПТимист» подтверждают безрадостные данные GfK. «В количестве проданных штук роста нет, даже несмотря на увеличение числа торговых точек, по отношению к тому же периоду 2016 года, — рассказывает коммерческий директор компании Александр Смирнов. — Ни для кого не секрет, что подготовка ребенка к школе весьма затратное мероприятие для российских семей, и на данный момент четко прослеживается отложенный спрос на такие покупки».

На этом фоне «ОПТимист» продолжает расширять и обновлять сеть. С начала 2017 года было открыто 5 магазинов, за тот же период 2016 года — 7 новых торговых точек. В этом году компания провела перепланировку помещений, замену оборудования и оптимизацию рабочих мест в 15 действующих. Также в компании работают над ассортиментной матрицей: с учетом специфики сети упор делается на товары среднего ценового сегмента. «Несмотря на непростой период, мы не перестаем поддерживать всевозможные акции для покупателей, чтобы их покупки по-прежнему оставались приятными и выгодными», — добавляет Александр Смирнов.

Что касается перспектив наступающего школьного сезона и итогов года в целом, то в GfK ожидают, что продажи канцтоваров сохранятся в штуках, но не в деньгах. «По итогам 2017 года можно ожидать, что спрос, скорее всего, останется стабильным. Однако в денежном выражении можно ожидать снижения оборота до –10% в связи с тенденцией к переключению покупателей на более дешевые сегменты», – поясняет Александр Скопин.
По мнению эксперта, это обусловлено, в том числе, переходом потребителей к частным торговым маркам и небрендовым товарам.

Специализированная розница смотрит на вторую половину года более оптимистично. «Уверен, что отложенный спрос, на наши товары придется как раз на период с июля по сентябрь текущего года», — утверждает Александр Смирнов. По его прогнозам, рост продаж в штуках порядка 15% по отношению к прошлому году.

Кроме того, в «ОПТимисте» разделяют мнение, что все больше покупателей отдают предпочтение специализированным розничным магазинам, нежели таким крупным гипермаркетам, как «Ашан» или «Метро».

Некоторую пищу для размышлений о состоянии спроса участникам рынка могут дать июньские оперативные данные Росстата. Что касается корпоративных заказчиков, то в январе – апреле 2017 года накопленная сальдированная прибыль предприятий РФ снизилась на 9,4%. Это первое снижение показателя с мая прошлого года.

Перед населением вновь встает проблема инфляции: в мае начался неожиданно резкий рост стоимости продуктов питания. По данным Росстата, за месяц минимальный набор продуктов питания подорожал на 4,2%, в то время как с начала года рост этого показателя составил всего 9,4%. Наибольший рост цен пришелся на столицы: в мае в Москве стоимость корзины возросла на 11,1%, в Санкт-Петербурге – на 9,8%.

В то же время реальные располагаемые доходы граждан в январе – мае, по информации Росстата, уменьшились на 1,8% по сравнению с прошлым годом. Впрочем, министр финансов Антон Силуанов поспешил зарядить всех уверенностью, неожиданно заявив 25 июня о росте доходов граждан в мае в реальном выражении на 3%. Возможно, уважаемый министр знает о светлом будущем что-то, чего пока не знаем мы. Будем следить за развитием событий.

 

Материал подготовил Александр Полунин,
"Сегмент.Ру"