Исследование: российский потребитель-2015 в обзоре GFK

16.02.2016 13:54:00 137
Компания GFK представила обзор поведения потребителей в кризисных условиях. Сегмент.ру выделяет наиболее интересные для канцелярского рынка моменты.

Пятнадцать сытых лет

За последние 15 лет российский потребитель кардинально изменился. За период с 2000 по 2015 год покупательная способность выросла в 3 раза. Он перестал доставать, а начал выбирать товары. При этом быстрее росли дорогостоящие категории. По своему значению при выборе товара сервис приблизился к цене. Бурно развивались все потребительские рынки. Современные форматы торговли — гипермаркеты и супермаркеты обогнали традиционную торговлю. Мобильная связь приблизилась к тотальному охвату, пенетрация интернета достигла 70%. В 2013 году уровень рождаемости превысил уровень смертности, а продолжительность жизни увеличилась до 71 года. Доля людей за чертой бедности сокращалась, в то же время географическое и социальное неравенство увеличивалось. Средняя зарплата в Москве в 2013 году была почти в три раза выше, чем на селе, а средний доход 10% богатых был в 12 раз выше среднего дохода 10% бедных. По сравнению с западными странами у нас больше верхний и нижний ценовые сегменты, зато значительно меньше средний.

Россияне и кризис

Российский потребитель подошел к кризису 2014–2015 годов с солидным запасом прочности и опытом преодоления кризисов. И каждый очередной кризис россияне проходили с меньшим пессимизмом. Если 1999 год 36% россиян назвали плохим, а 23% хорошим; то 2009 год — 20% плохим, а 39% хорошим; а 2015 вообще только 16% назвали плохим, а 47% хорошим.

Однако по сравнению с 2014 годом настроения россиян ухудшились. Значительно снизился Индекс потребительских настроений. Если в 2013 году он был позитивным и составлял 113 пунктов, то в марте 2015 упал до 74 пунктов, а в ноябре 2015 поднялся до 87 пунктов, но все же остался в отрицательной зоне. Судя по тренду потребительских настроений, производителям и ритейлерам придется жить во времена не только волатильного рубля, но и волатильных потребительских настроений.

В четвертом м квартале 2015 года кризис лично коснулся почти половины населения, тогда как годом ранее 84% россиян говорили, что кризис их не задел. Большинство населения считает, что по сравнению с прошлым кризисом нынешний продлится дольше, три-четыре года и более.

В чем выражалось влияние кризиса? Во-первых, почти на 6% упали средние доходы населения. Во-вторых, цены при этом росли, инфляция в 2015 году составила 13%. Оба этих фактора негативно сказались на розничной торговле: ее товарооборот в 2015 году упал на 8%. По данным исследований GfK, 16% россиян заявили, что им сократили заработанную плату, а 12% — ее начали задерживать. Не намного, но выросла безработица. Потребность работодателей в новой рабочей силе снизилась на 30%.

Если в четвертом квартале 2014 года 17% россиян отмечали отсутствие отдельных привычных товаров на полках магазинов, то в 2015 их доля поднялась до 23%. 55% заметили замещение импортных товаров российскими. При этом россияне в большинстве поддерживали импортозамещение (77% опрошенных).

Падает не все

В 2015 году серьезно просел рынок рекламы, в связи с чем уменьшилось ее количество. И может быть, поэтому улучшилось отношение к ней со стороны населения. Если в 2014 году 16% россиян говорили, что реклама им нравится, то в 2015 таких набрался 21%. Единственным растущим сегментом рекламного рынка осталась интернет-реклама.

Зато в кризис растет интернет-торговля. Переход в онлайн становится одним из элементов антикризисной стратегии потребителя. В сегменте товаров повседневного спроса онлайн-торговля выросла в 2015 по сравнению с 2014‑м на 54%. Основные мотивы: это дешевле, чем в обычном магазине (34%), это экономит мое время (23%), в интернет — магазинах есть товары, которых нет в обычных магазинах (14%). Если в 2014 году суждение «покупка товаров в интернете привлекает меня» разделяло 20% опрошенных (а в 2009 вообще 10%), то в 2015 году - уже 32%.

Какие еще стратегии выбирает российский потребитель в условиях кризиса?

В условиях повышения цен россияне стали искать, где можно купить товар подешевле. Вновь увеличилась доля тех, кто посещает сразу несколько магазинов в поисках более низких цен.

Значительно выросла доля покупок по скидкам и на промо-акциях.  В 2015 году по сравнению с 2014 годом значение цены при выборе товара вновь выросло. Если тогда с суждением «уровень цены для меня главное в выборе товара» — было согласно 48% опрошенных, то в 2015 — 54%. Наряду с выбором более дешевых товаров к стратегии кризисного потребительского поведения относится и посещение магазинов, предлагающих низкие цены. Если в супермаркетах объем продаж в стоимостном выражении по сравнению с 2014 годом вырос на 13%, то в дискаунтерах на 23%. В 2015 году значительно выросла рациональность покупок. Существенно снизилась доля импульсных покупок и возросло число людей, приходящих в магазины со списком.

Что россияне ожидают от бизнеса?

Во-первых, обеспечения людей работой (61% — в России и 48% — в мире). Во-вторых, производства качественной продукции и сервиса (45% и 41%). В-третьих, справедливых цен (41% и 27%). В-четвертых, защиты здоровья и обеспечение безопасности своих сотрудников (40% и 37%). В-пятых, социальных программ (23% и 9%). Значительно меньше, чем в мире в целом россияне ожидают от бизнеса экологической чистоты (20% и 37%), оплаты налогов (12% и 19%), инвестиций в исследования и технологии (11% и 16%), честной рекламы (6% и 15%). И только 3% россиян (в мире 5%) ожидают от бизнеса выполнения обязательств перед своими инвесторами.

Особенности повседневной жизни

Средний россиянин тратит 76% своего месячного дохода, откладывает 15%, 5% — инвестирует и 3% — дарит. Средний потребитель в мире тратит значительно меньшую часть своего дохода (59%), а откладывает (24%), инвестирует (11%) и дарит (4%) больше, чем россиянин. Мы пока еще ближе к тому, что называется «жить от зарплаты до зарплаты».

Половина потребителей в России не читают этикетки перед покупкой. Для половины населения важно, где и как продукт сделан. 27% чувствует себя перегруженным информацией, совершая большую покупку. 21% всегда смотрит за новинками, что на 8 п. п. ниже, чем в мире. 21% потребителей покупают непосредственно у частных лиц. 42% покупают только надежные бренды, что на 3 п. п. выше, чем в мире.

Какими финансовыми продуктами располагает российский потребитель? Расчетный счет имеют 66%, дебиторскую карточку 67%, частную пенсионную страховку 17%, инвестиции 10%, сберегательный счет 54%. 53% россиян имеют кредитную карточку, 28% — кредит, 9% — ипотеку.

Источник: www.gfk.com