Какие компании любят инвесторы?

28.08.2006 10:39:28 67
Любое успешное предприятие рано или поздно попадется на заметку инвестору. Но как удержать на себе его взгляд, а потом и убедить вложить деньги в свой бизнес? Каким требованиям важно соответствовать? Как показывает практика, чтобы совершить рывок с помощью инвестиций, необходимо тщательно подготовиться к этому важному шагу

Источник:www.mirbiz.ru

Любое успешное предприятие рано или поздно попадется на заметку инвестору. Но как удержать на себе его взгляд, а потом и убедить вложить деньги в свой бизнес? Каким требованиям важно соответствовать?

Cвидетельство зрелости

Компания, привлекающая инвестиции, должна быть достаточно зрелой, чтобы «переварить» вложенные в нее средства. Суммы, которые получают сегодня российские компании в виде инвестиций, редко бывают ниже $500 тыс. Если у предприятия нет ресурсов, чтобы эффективно использовать такие вложения, то надо честно признаться себе: этот вид финансирования не для меня. В таком случае лучше и проще взять обычный кредит в банке.

Однако примеры, когда инвесторы вкладывали деньги в бизнес, находящийся на нулевой стадии развития, все-таки есть. Такой опыт был у партнера инвестиционного фонда Glean еagle Group, который в 1997 году вложил свыше $240 млн. в проект, подготовленный двумя предпринимателями, обладавшими в тот момент только многообещающим бизнес-планом и лицензией на предоставление услуг мобильной связи. "Но нам было очевидно, что у рынка, на который собирались выйти наши партнеры, огромные возможности", – рассказывает управляющий партнер фонда Glean еagle Group Геннадий Лозовский. – "Мы, по сути, сами создали компанию вместе с предпринимателями. Наше участие в проекте было столь глубоким, что один из сотрудников фонда долгое время работал в ней финансовым директором. Такую тактику диктовали высокие риски, которые мы на себя взяли. И она себя оправдала. За четыре года совместного управления эта компания превратилась в крупнейшего оператора сотовой связи на своем рынке. Сегодня ее ежегодный оборот превышает $300 млн".

Однако такой пример считается скорее исключением из правил. Если у компании нет «убойного» бизнес-плана, ей вряд ли удастся привлечь средства, не имея опыта на рынке. К тому же большая часть инвестиционных фондов придерживается четкой установки: не работать с проектами на нулевой стадии.

К чему подготовиться?

Каковы признаки, по которым можно судить о зрелости компании? Большой опыт работы на своем отраслевом рынке, солидные обороты и высокий потенциал роста. Но одного этого мало. Прежде чем приступить к поиску инвестора, владелец бизнеса должен ответить себе на отнюдь не простой вопрос: «Готов ли я позволить людям «со стороны» принимать участие в управлении своей фирмой?». В обмен на финансовые вложения инвестор получает долю в уставном капитале компании (обычно как минимум блокирующий пакет) и место в совете директоров. Многим предпринимателям, привыкшим единолично править своим бизнес-государством, бывает нелегко согласиться на такие условия и, тем более, изменить стиль руководства.

Таким образом, если компания намерена совершить рывок с помощью инвестиций, к этому важному этапу нужно тщательно готовиться.

Лучший способ найти подход к инвестору – это взглянуть на свой бизнес его глазами, понять, каких выгод он ищет, предлагая компании финансирование. Ведь, очевидно, разные типы инвесторов (финансовые и стратегические) присматриваются к компаниям с разными целями.

Что же хочет знать о вас ваш возможный партнер?

Будущего покупателя интересует и менеджерская команда. Он должен убедиться, что у нее достаточно опыта и знаний для поддержания роста компании. Поэтому, прежде чем заключить сделку, представители инвестора собирают информацию о деловой репутации фирмы, беседуют с ее ведущими сотрудниками. Если речь идет о производстве, то, скорее всего, инвестор захочет убедиться в его безопасности и провести экологическую экспертизу.

По словам вице-президента фонда Delta Capital Кирилла Дмитриева, полный цикл, с момента знакомства с партнером до того, как подписывается последний договор, занимает от 10 до 16 недель: "Часто к нам приходят бизнес-планы на 120 страницах, бывает, что описание бизнеса укладывается всего в один параграф. Но оптимальным мы считаем трех-пятистраничный документ. Жестких правил здесь нет, но очень важно, чтобы документ прояснил четыре аспекта, которые волнуют инвестора: менеджерская команда, бизнес, риск/возврат и возможности продажи. На основании детального изучения этих вопросов инвестор оценивает вероятность получения достаточного возврата на свои инвестиции и принимает решение о том, продолжать ли изучать бизнес дальше".

Факторы успеха

Какой должна быть компания, чтобы успешно пройти через сито всех этих проверок? Она должна отвечать следующим критериям. Потенциал рынка. Это, пожалуй, самый важный аспект, который волнует инвестора. Есть ли у рынка, на котором работает возможный партнер, потенциал для развития? Если нет, то вряд ли он проявит к вашей компании интерес.

Место компании на рынке. Наибольший шанс привлечь инвестиции имеют предприятия, которые занимают на растущем рынке лидирующие позиции. В зависимости от стратегии инвестора эта характеристика может быть главной или отходить на второй план.

Прозрачность и ясность. Почти все инвесторы требуют от компаний предоставить результаты аудита своей финансовой деятельности. Для иностранных инвесторов особенно важно, чтобы вся отчетность в компании велась по международному образцу. Часто от компаний требуют и того, чтобы аудит проводил один из представителей «большой пятерки». Это избавляет инвесторов от работы по ее перепроверке.

Ясной должна быть и юридическая структура компании. Если ее активы разбросаны по разным странам, то это насторожит большинство инвесторов. В первую очередь их привлекают компании, знакомясь с которыми, не приходится ломать голову, чем на самом деле она владеет и кто конкретно за ней стоит.

Перспективы продажи бизнеса. Конечная цель инвестора – продажа своей доли бизнеса, поэтому для него очень важно уже при начале работы с компанией видеть потенциальных покупателей своей доли.

Эффективность инвестиций. Любому инвестору необходимо знать, как будут использованы его деньги. Поэтому очень важно подготовить бизнес-план, из которого видно, в какие проекты предполагается вложить полученные инвестиции, каких результатов добьется компания через несколько лет и какую выгоду, соответственно, получит инвестор.

К преобразованию своего бизнеса стоит начинать готовиться не меньше чем за год. Именно такое время требуется от компании, желающей привлечь инвестиции, чтобы перестроить ключевые бизнес-процессы. Но уже во время первой встречи с инвестором необходимо иметь полный набор информации для того, чтобы рассеять любые его сомнения относительно успеха будущего партнерства.

Чем финансовые инвестиции отличаются от от стратегических?

Цели двух основных типов инвесторов – финансовых и стратегических – во многом различны. Финансовые инвесторы (в первую очередь фонды прямых инвестиций) чаще всего становятся партнерами компании на срок от трех до шести лет. Их представители принимают участие в определении основных направлений ее развития, работают в совете директоров. А после того как стоимость компании заметно вырастает, финансовые инвесторы перепродают свою долю.

Стратегический инвестор изначально настроен на более длительные отношения. Чаще всего им становится крупный холдинг, вкладывающий капитал в перспективное предприятие, работающее в той же отрасли, что и он сам. Цель «стратегов» – долговременное извлечение прибыли из предприятия. Поэтому они вкладывают в бизнес партнера более крупные суммы и более активно участвуют в управлении им. Например, закупают новое оборудование, перестраивают в компании систему финансового контроля, корректируют маркетинговую стратегию, налаживают дистрибьюцию.