«Светогорск» затеял передел рынка картона

26.07.2004 04:00:00 71
Как стало известно RBC daily, один из крупнейших в России Светогорский ЦБК (СЦБК) начал существенно наращивать поставки картона на внутренний рынок, тогда как раньше работал, преимущественно, на экспорт. По данным RBC daily, реализация картона Светогорского ЦБК в России за эти полгода возросла с 30% до 50%, и предприятие планирует увеличить ее еще больше.

«Светогорск» затеял передел рынка картона

Теперь комбинат предпочитает внутренний рынок поставкам за границу

Как стало известно RBC daily, один из крупнейших в России Светогорский ЦБК (СЦБК) начал существенно наращивать поставки картона на внутренний рынок, тогда как раньше работал, преимущественно, на экспорт. По данным RBC daily, реализация картона Светогорского ЦБК в России за эти полгода возросла с 30% до 50%, и предприятие планирует увеличить ее еще больше. Работать на внутреннем рынке СЦБК стало выгодно, так как высокие экспортные цены с лихвой компенсируются отсутствием таможенных пошлин и низкими транспортными издержками. Другие участники рынка несколько обеспокоены переориентацией производства СЦБК. Однако эксперты считают, что серьезного бума от прихода СЦБК на внутренний рынок картона ожидать не стоит – он еще весьма далек от своего насыщения.

По данным аналитического центра «Леспром Индастри Консалтинг», выпуск тарного картона в России за 1999–2003 гг. увеличился в 1,8 раза и составил в прошлом году 2,7 млн т. Экспорт картона за указанный период увеличился с 430 тыс. т до 950 тыс. т. При этом внутренний рынок картона демонстрирует опережающие темпы роста по сравнению с целлюлозно-бумажной промышленностью в целом. Так, за первое полугодие 2004 г. рост производства картона составил 109,4 % к аналогичному периоду 2002 г., в то время как в целом по отрасли — 106,3 %. В этом году рост производства картона ожидается на уровне 6–7%. По данным РАО «Бумпром», на сегодняшний день лидерами по производству картона являются ОАО «Архангельский ЦБК» (195,2 тыс. т по итогам первых 5 месяцев 2004 г.), ОАО «Котласский ЦБК» (120,3 тыс. т), ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» (94,4 тыс. т) в Иркутской области, ОАО «Санкт-Петербургский КПК» (88,07 тыс. т), ОАО «Нойзилер-Сыктывкар» (83,7 тыс. т), ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский КБК» (50,5 тыс. т) и ОАО «Светогорск» (37,7 тыс. т) в Ленинградской области.

Как стало известно RBC daily, ОАО «Светогорск» (99,996% акций принадлежит американскому концерну International Paper (Russian) Holding Company) в последнее время стал наращивать поставки картона на внутренний рынок, тогда как раньше работал преимущественно, на экспорт. На самом комбинате получить комментарий на эту тему корреспонденту газеты не удалось. Однако по данным информированного источника RBC daily, руководство ЦБК признает, что объемы поставок картона на внутренний рынок существенно растут и отмечает, что предприятие в дальнейшем продолжит увеличивать и объемы производства картона и его поставки на внутренний рынок. «Если раньше СЦБК поставлял на внутренний рынок не более 30% производимого картона, то сейчас эта величина достигает уже 50%, — сказал RBC daily главный аналитик РАО «БУМПРОМ» Виктор Логинов. – При этом Светогорский ЦБК с 2000 г. непрерывно увеличивает объем производства картона. В 2003 г. он произвел 83,65 тыс. т картона, в 2004 г., по нашим оценкам, выйдет на 90 тыс. т».
По данным анонимного источника RBC daily, на предприятии работу на внутреннем рынке считают экономически выгодной. Специалисты объясняют это несколькими причинами. «Конечно, на экспорт картон идет по цене более высокой, чем на внутренний рынок. Тот же Светогорский ЦБК поставляет крафт-лайнер с белым покрытием за границу по цене приблизительно 500 долл. за т, в то время как внутри России он идет по цене чуть более 300 долл. за т. Но, работая на внутреннем рынке предприятие, экономит на транспортных расходах и не платит экспортные пошлины, — пояснил Виктор Логинов. — На сегодняшний день экспортная пошлина на вывоз любого вида картона составляет 10% от заявленной таможенной стоимости. Это весьма значительная величина, так как производителю приходится платить примерно 50 долл. за т. Железнодорожные тарифы также очень важная составляющая себестоимости продукта. А на перевозки грузов за границей намного они выше, чем внутри России. При этом за последние два года они увеличились на 30%».

Опрошенные RBC daily участники рынка несколько обеспокоены таким интересом Светогорского ЦБК к внутреннему рынку. «Светогорский ЦБК производит картон высших марок. По своим характеристикам картон СЦБК очень близок к тому, что производят на Западе и весьма конкурентоспособен на российском рынке, — пояснил RBC daily Виктор Логинов. – Он производится из чисто целлюлозного волокна, тогда как другие российские производители делают картон с разными примесями». К тому же некоторые из собеседников RBC daily не исключают, что Светогорский ЦБК может вести собственную ценовую политику, которая пойдет в разрез с интересами других производителей.

Однако, по мнению опрошенных RBC daily аналитиков, бума на внутреннем рынке картона от прихода туда Светогорского ЦБК не произойдет. «Приход на этот рынок Светогорского ЦБК – это своеобразное импортозамещение. Не смотря на значительный рост производства картона в стране, его очень много завозится из-за границы (в основном, из Финляндии и Швеции). Только мелованного картона, который у нас мало кто производит, Россия ежегодно импортирует на общую сумму около 180 млн долл., — отметил Виктор Логинов. Кроме того, по его словам, потребность внутреннего рынка в картоне растет (особенно за счет тарного картона), поэтому емкость рынка картона сегодня намного выше того, что могут предложить российский производители. «Сегодня в целлюлозно-бумажной отрасли основной движущей силой развития производства является рост внутреннего спроса на упаковочные и тарные материалы. За последние 5 лет внутрироссийское потребление упаковочных материалов из бумаги и картона возросло в 2 раза — с 960 тыс. т до 1,9 млн т, — сказала RBC daily аналитик «Леспром Индастри Консалтинг» Инна Кваскова. – Мало того, в ближайшие годы можно предположить соответствующий, если не опережающий рост потребления бумажно-картонной тары и увеличение емкости рынка еще в два раза».