Личные проблемы - серьезная помеха бизнесу

09.10.2006 10:41:35 32
Очень часто личные проблемы сильно мешают нормальной работе и эффективному управлению компанией. Для того, чтобы установить равновесие между работой и личной жизнью, необходимо научиться своевременно решать личные проблемы

Источник: журнал "На стол руководителю"

Равновесие между работой и личной жизнью – мечта любого руководителя. Без него невозможно успешное ведение бизнеса. Но очень часто личные проблемы сильно мешают нормальной работе и эффективному управлению компанией. Зачастую «уйти от себя», и соответственно, своего «личного с проблемами» невозможно. Речь не идет о каких-то трагичных экстремальных личных обстоятельствах, когда человек знает, что жизнь близких зависит от его действий или постоянного присутствия. Речь идет о тех распространенных и практически неизбежных проблемах, которые не дают нормально работать, отнимают силы и время, отвлекают, расшатывают нервную систему. Пытаясь на работе отодвинуть от себя все личное, усилием воли держать себя в руках, не срываться на коллег и клиентов, быть позитивным и улыбаться, человек доводит свою нервную систему до истощения всех ресурсов, он «выгорает». Чем это кончится или какой болячкой вылезет – можно только гадать. Не стоит забывать, что начальник, специалист и пр. – лишь одна из социальных ролей. Нельзя забывать о том, что вы также – отец, мать, сын, брат и следовательно несете ответственность за судьбу близких. Поэтому бездействие – далеко не лучший выход. Необходимо своевременно решать личные проблемы.

Сделать выбор

Посторонние люди не всегда могут решить возникшие личные проблемы. Что делать, например, если нет времени на семью и в ней назревает кризис? Необходимо расставить приоритеты и, исходя из этого, планировать все свои действия. Представьте себе такую ситуацию: вы полностью «отдаете» себя работе, становитесь трудоголиком, выкладываетесь на все сто, добиваетесь определенных высот. Зато приобретаете проблемы со здоровьем, трудности в личной жизни или полное ее отсутствие, непонимание окружающих. Будете ли вы получать от такой жизни удовольствие? Затем представьте себе другую ситуацию: вы – примерный семьянин, все свободное время проводите в общении с родными и близкими. Результат: достаточно невысокие успехи в бизнесе, возможные проблемы с финансами, зато полное понимание и любовь со стороны окружающих. Каков будет ваш выбор? Конечно, это крайние варианты, но такое моделирование поможет понять, чему отдавать приоритет. Ведь речь не идет о том, что нужно забыть о бизнесе или о личной жизни. Речь идет именно о приоритете, так как невозможно в равной степени отдавать себя и тому и другому. А после принятия решения главное – не огорчаться в том случае, если из-за невнимания пострадает бизнес или личное.

Нанять профи

Очень многие личные проблемы можно урегулировать, не отрываясь от дел. Для этого необходимо всего лишь… нанять специалистов-профессионалов. Например, юриста, который будет представлять ваши интересы в суде и других инстанциях. Что сразу же даст огромную экономию времени и сил. Или риелтора, который займется возникшими проблемами с недвижимостью. При нынешнем уровне развития рынка бытовых услуг с помощью различных помощников можно решить и массу семейных проблем. Например, нанять помощницу по хозяйству или няню. В данном случае все руководители единодушны: лучше вовремя заплатить специалистам, чем «оторваться» от дела и потерять бизнес! Однако проблемы могут быть как внешние, так и внутренние – психологические. Например, как поступить, если «накрыла» сильная усталость и раздражение выплескивается на подчиненных? Иногда человек сам себе отравляет жизнь и не может выйти из порочного круга самостоятельно. Важно это осознать и не стесняться принять помощь специалистов-психологов, вовремя обратиться за ней. А в сложных семейных ситуациях очень хорошо помогают консультации психотерапевтов, специализирующихся на вопросах семьи и брака.

Высвободить время

Если уладить проблемы с помощью специалистов невозможно, выход один – найти время на их решение. Для начала можно попробовать использовать нехитрые приемы тайм-менеджмента. Вполне возможно, что дел не так уж и много как кажется. И после рациональной организации рабочего дня и правильной расстановки приоритетов легко образуется несколько лишних свободных часов. Тогда будет вовсе не обязательно приходить в офис раньше всех и уходить глубоко затемно. Если тайм-менеджмент не помог или помог не слишком хорошо, можно подумать о перераспределении полномочий и делегировании обязанностей. Проанализируйте: а не слишком ли много вы на себя взвалили? Скорее всего часть работы можно переложить на заместителя, что-то – на рядовых сотрудников. Самый крайний вариант: передача всех дел наемному руководителю (управляющему). Это действительно высвобождает много времени и снимает большинство личных проблем. Но рабочих – создает не меньше, вплоть до риска потерять бизнес. И самое главное: к такому серьезному решению нужно быть готовым психологически. Если вы чувствуете, что не можете никому доверить свое любимое «детище» – вернитесь к предыдущему варианту.