Национальность – маркетолог

27.04.2007 11:33:46 26
Маркетологи — существа загадочные. В большинстве отечественных компаний рядовые сотрудники не знают, чем занимаются эти люди. Порой нарекания на своих коллег-маркетологов со стороны сотрудников вызывает умиление. Мол, что они там meetingуют, проектируют, исследуют? Вот без нашего подразделения по закупке канцтоваров работа всей компании непременно остановилась бы

Источник: Экономические известия

«Кроме того, что соискатель на должность маркетолога должен иметь большой опыт работы, обладать глубокими знаниями в своей области, он еще должен быть креативным и смелым в своих решениях. Так считает большинство отечественных работодателей. При этом специалиста с такими компетенциями оценивают не дороже $700»,— констатирует Виктор Закотий, маркетолог компании «Работа Интернешнл»

Маркетологи — существа загадочные. В большинстве отечественных компаний рядовые сотрудники не знают, чем занимаются эти люди. Порой нарекания на своих коллег-маркетологов со стороны сотрудников вызывает умиление. Мол, что они там meetingуют, проектируют, исследуют? Вот без нашего подразделения по закупке канцтоваров работа всей компании непременно остановилась бы.

Татьяна Иванченко, маркетолог зарубежной издательской группы, объясняет эту ситуацию тем, что сегодня на рынке понятие функций маркетолога размыто: «Многие компания спонтанно решают, что им нужен отдел маркетинга. При этом большинство управленцев не могут четко обозначить, чем именно будет заниматься специалист. Ведь как и в любой профессии, в маркетинге есть специализация: люди, которые занимаются анализом рынка, бренд-менеджеры и т.д.».

Несмотря на это, сегодня на рынке труда маркетологи - просто на вес золота. Компании гоняются за высококвалифицированными, опытными, знающими и креативными. При этом много платить креативным и опытным никто не собирается — зарплата маркетолога составляет обычно $500-800 в месяц. Естественно, что настоящие профи в этой сфере не воспринимают зарплатные предложения работодателей с воодушевлением, и попросту отказываются от таких предложений. Осложняет ситуацию и наличие на рынке молодого, только что вышедшего из университетских стен, поколения маркетологов. С одной стороны, это амбициозные люди, с другой — в большинстве своем не понимающие реалий бизнеса.

Например, компания Play Mobile Technology ищет специалиста на позицию директора по маркетингу уже четвертый месяц. Пока безуспешно. Оксана Кондратенко, директор по персоналу компании, делится опытом поиска подходящей кандидатуры: «Размещенной на интернет-порталах информацией о вакансии маркетингового директора заинтересовалось большое количество соискателей. Однако уровень кандидатов совершенно не соответствуетнашим требованиям. Директор по маркетингу — с одной стороны, человек творческий, с другой — сильный аналитик. Проблема в том, что эти два качества сочетаются в одном и том же человеке крайне редко».

При этом госпожа Кондратенко считает, что современная образовательная система не способна развить в молодом маркетологе необходимые компетенции: «Тот же MBA формирует у специалистов определенные клише. Тогда как для директора по маркетингу важно уметь думать».

С такой же проблемой столкнулась компания «Золотые Ворота». По словам Сергея Теплова, директора департамента персонала и организационного развития, на поиск специалиста на позицию руководителя службы маркетинга ушло больше полугода. «Большинство молодых людей, получивших образование и начитавшихся книг по маркетингу, не вооружены настолько, чтобы сразу бросаться в бой. А людей, которые в состоянии понять психологию потребителя, очень мало. Те, которые понимают, — просят зарплату от $3 тыс.»,— говорит он. И с сожалением добавляет: «И таких тоже мало».

По словам Оксаны Кондратенко, кандидаты в маркетинговые директора требуют зарплату $1,2-3 тыс. «Кроме этого, они хотят получить компенсационный пакет, в который входят ноутбук, медицинская страховка, служебный автомобиль»,— говорит она.

Такое положение дел вынуждает компании привлекать таких специалистов со стороны. «Для реализации краткосрочных проектов мы пользуемся системой аутсорсинга. Если никто не подходит, пусть место лучше пустует»,— говорит Сергей Теплов. Иного мнения придерживается Оксана Кондратенко, считая, что привлечение специалиста со стороны — не выход для компании: «Мы не допускаем человека к внутренним бизнес-процессам и ресурсам компании».

Работодатели отмечают тенденцию, что молодые кадры часто завышают свои зарплатные требования. Аргумент — качественное образование с западным оттенком. Мол, это позволяет максимально быстро понять маркетинговые дела компании и работодателю не придется инвестировать в обучение специалиста.

Татьяна Иванченко отмечает, что сегодня небольшие компании готовы привлекать неопытных специалистов (при минимальной зарплате) на должности маркетологов: «Это объясняется тем, что такие бизнес-структуры предпочитают растить кадры самостоятельно». С ней соглашается и Виктор Закатий. Хотя он и подтверждает, что в будущем такие компании ждет разочарование — человек, ставший специалистом и получивший опыт работы, с легкостью покидает компанию. «Уже через восемь месяцев молодой маркетолог подумывает о смене места работы»,— говорит он.