Не ругайся — не вырастешь

12.10.2004 04:00:00 73
Коллетт Лиантонио считала, что молодежные словечки совершенно неуместны на работе. “Она казалась совсем девочкой, когда говорила на языке подростков, — утверждает Лиантонио. — Клиенты не воспринимали ее всерьез”.

Кристи Пинэнд было 23 года, когда после трех месяцев работы в продюсерской компании ей предложили повышение. В январе 2002 г. она стала продюсером. Кристи чувствовала себя очень счастливой, но радость была недолгой. Руководительница обратила внимание на молодежный жаргон в речи сотрудницы и стала делать ей замечания.

Коллетт Лиантонио, шеф Кристи Пинэнд и президент компании Concepts TV Productions, считала, что молодежные словечки совершенно неуместны на работе. “Она казалась совсем девочкой, когда говорила на языке подростков, — утверждает Лиантонио. — Клиенты не воспринимали ее всерьез”. Пинэнд быстро поняла, что не сделает карьеры, если будет вести себя как подросток. Она прислушалась к критике босса и теперь каждый раз репетирует свою речь, перед тем как позвонить клиенту. “Вообще-то я думаю, что люди не должны судить друг о друге по манере говорить, но так чаще всего и происходит”, — не без сожаления замечает Кристи.

Помеха карьере

Молодежный жаргон, бранные слова, выдумывание неологизмов или сильный провинциальный акцент могут повредить карьере. Коллеги скорее всего подумают, что сотрудник необразован и неотесан. Президент издательства National Trade Publications Хамфри Тайлер не берет на работу журналистов и менеджеров по продажам, если видит, что те не умеют грамотно изложить свои мысли. “Я сразу понимаю, что они не профессионалы”, — объясняет свою позицию Тайлер.

Понятно, что жаргонные словечки и слова-паразиты не всегда свидетельствуют о непрофессионализме. Но это их не оправдывает. Финансовый контролер одной чикагской компании очень хорошо знает свое дело и прекрасно образован. Недавно он решил поменять место работы и обратился за помощью к Лори Кэн, президенту чикагского рекрутингового агентства Media Staffing Network. Лори послушала, как контролер говорит на родном языке, и отказалась рекомендовать его каким-либо компаниям. Соискатель постоянно повторял “и т. д. и т. п.”, а в следующей фразе обязательно употреблял глагол в неправильной форме.

Подобный случай произошел и в одном из подразделений General Electric. Пять лет назад руководство хотело повысить в должности одного менеджера массачусетского завода, но отказалось от этой идеи, потому что “каждое второе слово, которое он произносил, было матерным и начиналось на букву f”, вспоминает Лори Шлофф, директор отделения по обучению топ-менеджеров бостонских курсов Speech Improvement. GE объявила менеджеру, что если он не научится нормально говорить, то путь наверх ему заказан. Следующие два месяца менеджер провел в обществе Лори Шлофф, которая отучила его от сленга и привила ему умение говорить на официальном языке, принятом на заседаниях руководства компании. “Он схватывал все на лету, — вспоминает Лори. — Дела шли хорошо еще и потому, что он не привык ругаться матом при женщинах”. Лишь после пройденного курса менеджер получил повышение.

Наемные лингвисты

Все больше компаний нанимает лингвистов, которые обучают талантливых, быстро продвигающихся по карьерной лестнице менеджеров правильно говорить. Услуги подобного специалиста обходятся от $250 до $400 в час. Лингвист анализирует речь сотрудников, указывает на недостатки, а также записывает на видеомагнитофон рабочие “летучки”. Он раздает кассеты с записью работникам, и те пытаются исправить ошибки, репетируя дома перед зеркалом свои речи.

В этом году небольшая медицинская компания в Нью-Джерси наняла специалиста в области языка для исправления странных интонаций в голосе одной из сотрудниц. 43-летняя менеджер все время повышала в конце фразы интонацию. Ее голос “давал петуха”, что производило плохое впечатление на клиентов. Кроме того, она начинала любое предложение с выражения “Я думаю”. Диана ДиРеста, которая возглавляет компанию DiResta Communications, провела с незадачливым менеджером пять уроков. Уже сейчас речь женщины стала более ровной и красивой. “Я теперь говорю намного лучше”, — с гордостью заявляет прилежная ученица и добавляет, что теперь всегда репетирует все речи, которые должна будет произнести перед людьми на собрании, и записывает их на пленку.

Спросите директора

Провинциальный говор или акцент тоже могут негативно повлиять на карьеру. Менеджер одной компании по предоставлению финансовых услуг говорил с ярко выраженным бруклинским акцентом, а темп его речи был таким, что его никто не понимал. Он глотал слова и, по мнению коллег, выглядел ужасно некультурным и необразованным. Между тем у менеджера была степень MBA. Однажды шеф сказал ему, что не повысит в должности, пока тот не научится нормально изъясняться. Последний принял во внимание пожелание руководства и прошел специальный тренинг. Сейчас он гораздо легче общается с коллегами и надеется на повышение. Специалисты по карьере советуют работникам обязательно выяснять, как шеф относится к их манере говорить. Умение открыто говорить с шефом на эту тему и прислушиваться к критике спасло, например, Пинэнд. Как только она начинала вставлять в речь молодежные словечки, босс одаривала ее грозным взглядом. Глаза начальницы словно говорили: “Ты опять за свое!” Пинэнд тут же брала себя в руки и прекращала изображать маленькую девочку. В июле этого года она вновь получила повышение и стала административным директором компании. (WSJ, 5.10.04, Мария Подцероб)

"Ведомости"