Перлюстрация и слежка

07.12.2004 03:00:00 96
Что берет с собой сотрудник, покидая компанию и устраиваясь на новое место? В большинстве случаев - собственные базы данных. Иногда - чужие наработки. Работодатели считают это воровством, а работники - своим естественным правом.

"Финансовые известия"

Что берет с собой сотрудник, покидая компанию и устраиваясь на новое место? В большинстве случаев - собственные базы данных. Иногда - чужие наработки. Работодатели считают это воровством, а работники - своим естественным правом.

Чтобы помешать воровству интеллектуальной собственности, менеджеры зачастую просматривают электронную почту своих сотрудников и прослушивают их телефонные разговоры. Но, по данным исследований, эффекта это не приносит. Новые работодатели с радостью принимают сотрудников с "чужими" наработками.

Из офисов многих компаний пропадают далеко не только канцелярские принадлежности. Происходит это во всех странах без исключения. Согласно опросу, проведенному недавно английской компанией Ibas, семь из десяти сотрудников британских фирм признают, что использовали в своих личных целях или попросту уносили с собой важную информацию своих работодателей. Повсеместное развитие высоких технологий предельно облегчило "вынос" сведений. Контактная информация клиентов, базы данных адресов электронной почты, деловые предложения и презентации входят в список важной для бизнеса информации, которая чаще всего становится объектом "воровства".

Согласно данным Ibas, занимающейся восстановлением данных и судебным решением "компьютерных" споров, большинство совершающих информационные кражи сотрудников собираются покинуть компанию. А часто уже приняли предложение другого работодателя. "Сотрудники уверены, что их действия вполне приемлемы", - говорит сотрудник Ibas Крис Уотсон.

Новый уровень воровства

Более 70% участников опроса сказали, что при совершении кражи информации для ее использования на новом месте работы не испытывали никаких проблем этического плана. Еще 60% заявили, что в моральном плане приравнивают свои действия к выплате страховки. А 80% опрошенных уверены, что затраченные усилия на сбор информации вполне оправдывают их поступок. "Многие считают, что вправе забрать с собой информацию, поскольку именно благодаря их работе удалось получить этих клиентов и создать базы данных по продажам, - поясняет Крис Уотсон. - Они потратили на это много времени и полагают, что имеют на нее право собственности. Классический пример: база данных перекачивается вместе с сотрудником на его новое место работы, даже если профиль бизнеса новой компании никак не соотносится с клиентами в базе".

Фильтры для электронной почты

По данным исследования, привычку забирать с собой базу данных на новое место работы имеет около 30% сотрудников, причем женщин среди них на 20% больше, чем мужчин. Мужчины же на 28% чаще покидают своего работодателя, прихватив с собой что-нибудь из материальных активов компании. "Раньше сотрудники уходили с парой карандашей, но компьютерная эра вывела воровство на новый уровень", - говорит Крис Уотсон.

Большинство похитителей информации пересылают ее на личный почтовый ящик, но каждый пятый, не желая оставлять никаких следов, уносит ее на различных носителях. Какие же действия должны предпринимать работодатели, чтобы сохранить свою интеллектуальную собственность в целости и сохранности? Ibas рекомендует работодателям организовать разъяснительную работу среди своих сотрудников, а также установить специальные фильтры для электронной почты. Иными словами, внимательно читать письма своих подчиненных.

Двойные стандарты

Все было бы хорошо в советах британского эксперта, если бы работодатели сами не провоцировали некорпоративное поведение. Ведь не для собственной коллекции работники "выносят" информацию из компании. "На самом деле разговоры о так называемом воровстве - это своего рода политика двойных стандартов", - рассказывает менеджер по рекламе, покинувшая недавно одну из крупных российских компаний и нашедшая себе пристанище в другой, не менее крупной. - Наличие наработанной информационной базы всегда является основным аргументом "за" при приеме на работу. Читая в резюме о последнем месте работы потенциального сотрудника, работодатель уже понимает, что он может заполучить. Новому начальству важно увидеть результаты работы пришедшего в компанию человека. А происхождение наработок никого, как правило, не волнует".

Кроме того, когда речь идет о клиентских базах, то проблема работодателя заключается вовсе не в том, что за пределы компании уйдет файл с драгоценным списком телефонов, имен и должностей. При желании такой список можно составить достаточно быстро. Основную ценность в этом случае имеет вовсе не сама база, а те личные отношения, которые установил с клиентами работник, покидающий компанию. Бывший работодатель в этой ситуации весьма уязвим. Особенно если сотрудник переходит в фирму со сходным профилем. Очень часто встает вопрос, что дороже клиенту - наработанные партнерские отношения с давно известным человеком или компания, под маркой которой он работает. Не случайно рынок полнится примерами подобных "уводов" клиентов.

Столь же бессмысленно жаловаться на то, что работники копируют свои презентации или разработанные проекты. Во-первых, все это хорошо смотрится в составе портфолио и может быть оценено другим работодателем. Во-вторых, работники уносят из компании нечто более важное - свой опыт. Любое выполненное задание увеличивает капитализацию сотрудника. Даже если служба безопасности успеет заблокировать доступ к информации в компьютере, самое главное останется в голове у специалиста. И чтобы не жалеть потом о похищенной информации, иногда достаточно просто повысить человеку зарплату или дать новые полномочия.

Смотри, кого берешь

Особая ситуация - когда сотрудники "выносят" наработки, к которым они сами не имели никакого отношения. Несколько лет назад из одного российского PR-агентства увольнялась сотрудница. Накануне ухода она скопировала черновой вариант проекта, связанного с "черным пиаром" руководителя крупной российской компании. В агентстве эта дама занималась совсем другими проектами. Но, закрыв за собой дверь, украденный черновик отправила пресс-секретарю "заказанного" пиарщикам бизнесмена. Материальной выгоды от этого она не получила. Зато моральное удовлетворение было полным: в агентстве нарушительнице правил корпоративного поведения не понравилось, а отношения с шефом, мягко говоря, не сложились. Возможно, если бы руководство обращало больше внимания на обстановку в коллективе или, как минимум, смотрело, кого берет на работу, этой ситуации удалось бы избежать.

Понятно, что жажда мести - далеко не первая причина, толкающая сотрудника на кражу корпоративной информации. На первом месте конечно же стоит выгода. Но если на некорпоративном поведении можно заработать, значит, за это платят. Платят другие работодатели.

В США вводят цензуру электронной почты

Каждый пятый (22%) американский работодатель увольнял сотрудников за нарушение правил пользования электронной почтой на службе. Такие данные приводятся в совместном исследовании American Management Association и Policy Institute. В этом опросе, посвященном корпоративной политике в области электронных коммуникаций, приняли участие 1100 сотрудников американских компаний.

"Большинство работодателей опускают руки, когда дело касается объяснения персоналу правил, рисков и ответственности, связанных с e-mail, - отмечает Нэнси Флин, соавтор книги "E-Mail Rules: A Business Guide to Managing Policies, Security, and Legal Issues for E-Mail and Digital Communication". - Несмотря на то что в 75% компаний есть формальное описание политики в области электронных коммуникаций, только 48% работодателей проводят обучение сотрудников по данной тематике, а 27% объясняют только основные принципы работы с почтой". Однако в прошлом году более половины (52%) американских компаний ввели систему контроля над перепиской своих сотрудников. Тем самым 22% компаний сумели практически полностью прекратить нарушения в данной сфере.

В ходе исследования также выяснилось, что 14% компаний по запросу суда были вынуждены открыть личную переписку своих сотрудников. В 2001 году в аналогичном опросе об этом упомянули 9% компаний.