Поклонение качеству:

02.08.2005 04:00:00 70
Японские марки канцтоваров на отечественном рынке

Не самое японское название

СЕГМЕНТ.ру

"IBM решил произвести некоторые детали в Японии и в спецификации установил приемлемый уровень качества - 3 бракованные детали на 10 000. Когда они получили заказ, его сопровождало письмо следующего содержания: "Уважаемые господа, Мы, японцы, никак не можем понять деловую практику в Северной Америке. Hо мы включили в каждые 10 000 деталей три бракованные и завернули их отдельно. Надеемся, вам понравится".

Одними из первых канцелярских «японцев», с которыми познакомились отечественные потребители, были ручки с далеко не самым японским названием – PILOT. В самом начале 90-х их стала завозить на российский рынок петербургская компания АОЗТ И.БЕРМАН-ПЕРЕРБУРГ.

PILOT CORPORATION была основана еще в 1918 году, и, следуя тогдашней моде на все связанное с авиацией, ее основатели выбрали для названия слово, которое хоть и имело неяпонское происхождение, но, безусловно, ассоциировалось у всех с чем-то прогрессивным, передовым.

Национальную специфику, которой оказалось лишено название, сумела вобрать в себя философия корпорации. Ее символом является старинная бронзовая трехногая ваза. Как любят повторять сотрудники корпорации, "одна нога символизирует людей, выпускающих продукцию PILOT, вторая - тех кто, эту продукцию продает, и третья - всех, кто ею пользуется. Как для поддержания сосуда нужны три ноги, так эти три группы людей необходимы для достижения взаимного успеха». К качеству своей продукции в PILOT CORPORATION относятся тоже по-японски. В целях поддержания высочайшего уровня качества, специалисты корпорации тщательно контролируют все этапы производства, включая разработку и производство собственных станков и инструментов.

Что касается ассортимента продукции, которая выпускается под маркой PILOT, то в нем широко представлены ручки, роллеры, механические карандаши, маркеры (на водной основе и перманентные), тестовыделители, принадлежности для рисования и каллиграфии, корректирующие средства, клей, ластики, доски сухого стирания и аксессуары к ним. Причем ассортимент товаров включает в себя как доступную по цене, рассчитанную на широкого потребителя продукцию, так и изделия высокой ценовой категории.

И. БЕРМАН – ПЕТЕРБУРГ является эксклюзивным дистрибьютором "PILOT CORPORATION" и сейчас готовится к открытию в Петербурге совместного предприятия PILOT PEN PETERSBURG, на котором будут производиться пишущие принадлежности этой марки.

Во имя первой ступени

Философия торговой марки Pentel базируется на четырех ступенях, и первая из них, как нетрудно догадаться, конечно же – качество. С момента основания компании в 1946 году и до настоящего времени важнейшим приоритетом для ее сотрудников остается соблюдение норм качества и безопасности своей продукции. Не случайно до сих пор Pentel остается единственной канцелярской компанией, получившей приз Деминга - награду, которая присуждается отдельным лицам и группам за значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Три других ступени - это инновации, дистрибьюция, доступность. Доступность тоже очень важная категория, поскольку цены на большинство японской продукции достаточно высоки, функциональный же ряд Pentel доступен почти любому покупателю.

Под маркой Pentel выпускаются канцелярские товары и продукция для детского творчества: шариковые, чернильные и гелиевые ручки, автоматические карандаши и грифели для них, ластики, корректоры, текстовые и перманентные маркеры, клеи для бумаги, художественные материалы - кисти, краски, мелки и другие товары.

Эксклюзивным дистрибьютором торговой марки Pentel на территории России является компания eBazaar.

В период своего развития компания eBazaar представляла также канцелярские принадлежности японской торговой марки MAX. Но распространение этой торговой марки не получило развития и выбор компании остановился на Pentel – «одном из самых серьезных игроков на рынке канцелярских принадлежностей средней ценовой категории».

Марка с колоритным названием KOKUYO …

… появилась на нашем рынке меньше двух лет назад. Ее дистрибьютором в России является компания ТОП ПЕН.

KOKUYO - канцелярские принадлежности класса "премиум".

Представленный отечественным дистрибьютором ассортимент KOKUYO включает в себя папки-уголки, папки для документов, степлеры, канцелярские ножи, дыроколы, усилители перфорации и т. д. Концепция торговой марки строится на таких категориях, как качество и использование новейших технологий и ноу-хау. Так, в описании к товарам можно прочитать, что папки «сделаны из совершенно нового пластика, который предотвращает распространение бактерий», что «для защиты от разрывов они снабжены дополнительной перфорацией», что степлер снабжен антистеплером и способен прошивать до 20 листов за один раз и т. д.

Стадная зверушка, смотрящая назад

Топ Пен является дистрибьютором и еще одной японской торговой марки – Zebra.

Zebra Pen Corporation, как и Pentel, – это обширная линия пишущих принадлежностей: шариковые ручки, текстовыделители, механические карандаши, гелиевые ручки-роллеры, роллеры-корректоры и т. д. Продукция этой фирмы также отличается «японским» качеством, а ее ассортимент включает товары как высокой, так и средней ценовой категории.

Как и PILOT, Zebra – марка, с «неяпонским» названием, но впитавшая в себя немало черт национальной философии.

По легенде, мистер Ишикаву - основатель Zebra Co. Ltd (Торговая марка Зебра была зарегистрирована в 1914 году), подыскивая для компании название, хотел чтобы выбранное слово сразу запоминалось и при этом подходило, как для использования на внутреннем рынке, так и для экспорта продукции за рубеж. Он взял англо-японский словарь и по японскому обычаю стал смотреть его с конца, начав с буквы Z. Долго листать словарь мистер Ишикаву не стал: ему понравилось слово "Zebra".

Дальнейшие изыскания мистера Ишикаву убедили его, что животное было выбрано правильно. Зебра, как с удовольствием выяснил основатель компании, – благородное и при этом безобидное животное, которое бегает по нагорным плато Африки и не имеет никакого оружия для защиты от своих естественных врагов. Полагаться она может только на свой очень сильный стадный инстинкт. Это было существенно, потому что мистер Ишикаву как раз хотел основать бизнес, в котором и сотрудники, и клиенты чувствовали бы себя частью одной семьи, исповедовали семейные ценности, и ощущали свое единство в устремлении к общей цели. Внешне зебра мистеру Ишикаву тоже очень понравилась. Ее полоски как нельзя лучше подходили для разработки визуального образа торговой марки. Так Зебра и стала символом Zebra Pen Corporation.

Интересно, что Зебра на логотипе компании смотрит назад, что означает приверженность идеалам прошлого. «Zebra черпает вдохновение в истории, она возвращается к нашим корням» (подчеркивает нынешний президент корпорации Шиничи Ишикаву).

Еще одна японская марка…

Первое, слово, которое приходит в голову…

… при упоминании японских товаров - «качественные». Действительно, представление о японском качестве, закреплено в сознании отечественного потребителя на уровне стереотипа, и отбрасывает свой благотворный свет практически на всё, что произведено в стране восходящего солнца.

«Японское качество – это 1-3% поломок и возврата на всю партию продукции... и то, эти проценты появляются при неправильной эксплуатации» - убеждает нас реклама японской электроники.

«В чем японские производители действительно превосходят, так это в том, что производят изделия, функции которых требуют многих компонентов, которые должны быть тщательно сконструированы из деталей и взаимно отрегулированы для хорошего функционирования», - утверждает профессор Токийского университета Такахиро Фуджимото в своей статье «Стратегия японского производства в 21 веке».

Качество – неотъемлемая составляющая практически любого японского бренда. Не удивительно поэтому, что и на отечественном канцрынке японские товары, прежде всего, занимают нишу «высококачественных» изделий.

Уже знакомые имена

Еще три года назад маркетологи называли рынок японских канцелярских принадлежностей в нашей стране развивающимся. Но отечественные поставщики сумели преодолеть сложности, связанные с логистикой и транспортировкой, и как говорит брэнд-менеджер компании eBazaar Роман Козин, сегодня на российском рынке уже представлены товары основных японских компаний-производителей канцелярских принадлежностей. Действительно, вряд ли найдется канцелярщик, которому не были бы знакомы такие названия, как Pentel, Zebra, UNI, PILOT.

….известная на отечественном рынке канцелярских товаров - UNI. Под этой маркой представлен широкий ассортимент пишущих инструментов - шариковые ручки, ручки-роллеры, механические карандаши, маркеры, текстовыделители, гелиевые роллеры, стержни для ручек, а также ручки с уникальными свойствами

Крупнейшая транснациональная корпорация Mitsubishi Pencil Co. выросла из небольшого предприятия по производству деревянных карандашей, основанного еще в 1887 году в Токио Нироку Масаки и его 10 работниками. Сегодня ее продукцию знают и ценят те, для кого главным приоритетом является качество, надежность и «высокие технологии даже в таких простых вещах, как ручки». О рекламной стратегии этой марки достаточно красноречиво говорит следующая цитата: «Благодаря использованию последних научных достижений и самых новаторских конструкторских разработок в технологии производства - продукцию UNI по праву можно назвать самой современной, высокотехнологичной и уникальной, о чем говорит и название марки UNI (от англ.слова "Unique - единственный в своем роде, уникальный)». Дистрибьютором UNI в Россию является компания Пробюро, которая продает продукцию Mitsubishi Pencil Co. с 2003 года.

На этом мы завершаем наш обзор, однако не заканчиваем разговор о «японцах» на отечественном канцрынке. Предлагаем присоединиться к нему всем, кто имеет опыт общения с японскими канцелярскими товарами. Было бы очень интересно получить ваши комментарии по поводу их качества, цены, популярности у потребителей, проблемах, которые могут с ними возникать и т. д. Всем, кому есть, что сказать, ждем на нашем форуме.

В 2005 году русские и японцы отмечают дату, которая и тех, и других заставляет прятать за спину фигу курильских проблем и вспоминать только то лучшее, чем обязаны друг другу оба наши народа. Ровно 150 лет назад был заключен Симодский договор о дружбе, и между Россией и Японией были установлены дипломатические отношения. Канцелярщикам, в связи с этим юбилеем тоже есть, о чем вспомнить, потому что одним из плодов этих полуторавековых отношений стало появление на наших просторах нескольких популярных марок японских канцелярских принадлежностей. Причем своей популярностью эти марки в немалой степени обязаны именно тому, что они японские.