ФРАНШИЗА
от российского производителя

Правила делового ужина

Бизнес- ужин - важный элемент в построении деловых отношений. Его цель - психологически настроить бизнес-партнера на продуктивный контакт. О том, как правильно подготовиться к бизнес-ужину и как провести его наиболее эффективно, рассказывает предлагаемая статья

Как правило, деловой ужин — это встреча, которая позволяет поближе познакомиться с деловым партнером в неформальной обстановке. Если деловой завтрак и обед предполагают обсуждение исключительно бизнеса, то деловой ужин имеет статус более светского мероприятия. Конечно, на таких встречах никаких контрактов не подписывают; задача делового ужина — психологически настроить бизнес-партнера на продуктивный контакт.
В Европе приглашение на деловой ужин, полученное от бизнес-партнера, считается знаком уважения, желания сблизиться с Вами. Присутствие супруги (или супруга) придает деловому ужину более светский и дружеский характер. Если вы давно знакомы, то это возможность в неформальной обстановке обсудить актуальные темы. В противном случае ужин — хороший повод познакомиться и узнать друг друга ближе. На даме, которая сопровождает мужчину во время делового ужина, лежит определенная ответственность. Так, грамотно поставленным вопросом она всегда может «развернуть» мужчин на себя и сгладить сложившуюся напряженную ситуацию.Сейчас к нам возвращается понятие «деловая репутация». Деловой ужин, умение в течение вечера установить контакты и укрепить связи — это одна из важных составляющих репутации.

Как пригласить на деловой ужин

Деловой ужин планируется для того, чтобы обсудить возникшие вопросы и предложения. Если идея пообщаться за ужином появилась спонтанно, людей, с которыми Вы близко знакомы, можно пригласить по телефону, согласовав удобные дату и время встречи. Как правило, в таких случаях партнеры договариваются о встрече в ресторане, обоим хорошо известном и положительно себя зарекомендовавшем.
При разнице в статусе предложение со стороны партнера, обладающего более весомым положением, может быть передано через секретаря или помощника. Если приглашение поступает от руководителя руководителю, то они устно договариваются о мероприятии, а помощники уточняют детали.

Как выбрать место для делового ужина

О чем не следует говорить:

  • Религия. За столом недопустимы религиозные споры, особенно если собравшиеся — люди разного вероисповедания.
  • Здоровье. Эта тема не обсуждается не только за деловым ужином, но и вообще за столом.
  • Деньги. Никогда не спрашивайте, кто сколько зарабатывает и сколько стоит та или иная вещь: это дурной тон.

В крупных компаниях на каждого партнера или клиента должно собираться досье: какую кухню предпочитает, в каких ресторанах бывает, где отдыхает, в отелях какого уровня останавливается и т. п. Все это поможет выбрать ресторан для делового ужина. По тому, в какой ресторан Вы приглашаете человека, он может определить уровень Вашей деловой культуры, степень важности обсуждаемой проблемы и меру Вашего уважения к нему лично.
Учтите: если к Вам приезжает партнер, к примеру, из Италии, вряд ли стоит вести его в итальянский ресторан (если только он не настаивает); лучше сделать выбор в пользу ресторана с хорошей русской кухней или с ярким национальным колоритом. Если Вам известно, что коллега любит хороший кофе, нужно знать пару-тройку кофеен, где готовят превосходный кофе. Имейте в виду — для кого-то важно качество подаваемых блюд и обслуживания, а кому-то необходимо, чтобы заведение было модным.
Обязательно следите за рейтингами заведений: сегодня в ресторане могут быть изысканное меню и вышколенные официанты, а через полгода туда уже никого не пригласишь. Новые рестораны обычно хорошо начинают, но далеко не всем удается держать марку. Общайтесь на эти темы с Вашими коллегами. Один человек не может знать все: поделитесь информацией — и Вам тоже расскажут много нового.

Проверяйте обстановку

После того как Вы выбрали ресторан, необходимо приехать и посмотреть, какая там обстановка, интерьер, свет, посуда, музыка… В хороших ресторанах музыка позволяет людям и потанцевать, и пообщаться. Обратите внимание на работу персонала: не заставляют ли ждать? Нет причин, которые могут оправдать плохое обслуживание. Если оно будет не на самом высоком уровне, Вы начнете нервничать и отвлечетесь от сути вопроса, который планировали обсудить.
Если Вам нужен какой-то конкретный ресторан, необходимо заранее договориться с администрацией, чтобы обслуживание было безупречным. Лучше поручить организацию мероприятия Вашему помощнику — человеку, который хорошо разбирается в такого рода вопросах. Но имейте в виду, что проблемы, которые могут возникнуть в ходе ужина, Вы должны будете решать сами.

Правила этикета во время делового ужина

Как садиться

Для делового ужина чаще всего выбирается круглый стол — он объединяет людей. Почетные места в ресторане — лицом к залу и лицом ко входу. Это продиктовано инстинктом самосохранения: если Вы видите все, что происходит, то можете на это реагировать. Когда же человек сидит спиной ко входу или залу, у него учащается сердцебиение (это научно доказанный факт). Поэтому на неудобные места должны садиться представители принимающей стороны.
О чем и когда говорить
В начале ужина принято обсуждать светскую жизнь, события в мире спорта, политики или искусства. Однако в зависимости от состава приглашенных некоторые темы — религия, политика и даже спорт — могут быть исключены, если известно, что гости именно в этих вопросах стоят на диаметрально противоположных позициях. Разговор о делах дозволительно начать после того, как все съели второе горячее блюдо. Иначе есть риск, что за беседой Вы не заметите, как оно остынет, потеряет свои вкусовые качества, и тем самым проявите неуважение к кулинарному искусству шеф-повара.

Деловой ужин предполагает наличие алкоголя. К его употреблению следует отнестись внимательно, так как пьяный человек может наговорить лишнего о себе, своих партнерах и чужих секретах, а такая откровенность никогда не ассоциируется с надежностью, порядочностью и высоким уровнем деловой культуры. Если коллега совсем не пьет, не стоит выказывать удивление: он никого этим не оскорбляет, это его право.

Оплата счета

Деловой ужин за счет компании может привести в СИЗО
В сентябрьском выпуске российского издания Forbes рассказана история американского бизнесмена Максима Длуги, который провел восемь месяцев в СИЗО Соликамска (Пермский край). В изоляторе он оказался из-за встреч с деловыми партнерами в московских ресторанах.
Максим Длуги пять лет назад был одним из управляющих фонда Russia Growth Fund (RGF), который инвестировал средства в российские предприятия. В 2001 году RGF купил контрольный пакет акций Соликамского магниевого завода (СМЗ). Максим Длуги был назначен заместителем Генерального Директора завода по маркетингу и продажам.
Осенью 2003 года RGF из-за возникшей корпоративной войны пришлось продать акции СМЗ соликамскому предприятию «Сильвинит». За некоторое время до этого против Максима Длуги было возбуждено уголовное дело: его обвинили в растрате представительского фонда, которым он распоряжался (в первые восемь месяцев 2003 года фонд составил 1,5 млн рублей). Основой обвинения стали его походы с партнерами по ресторанам. 48 тысяч рублей из израсходованных средств были неправильно документированы, так как бизнесмен, отчитываясь перед бухгалтерией, вписывал в документы фамилии не тех людей, с которыми на самом деле встречался. Причиной была боязнь утечки конфиденциальнойинформации и срыва важных сделок.
Адвокату Длуги пришлось привозить из Москвы свидетелей, подтвердивших суду, что они действительно встречались с бизнесменом. В декабре 2005 года суд оправдал обвиняемого. Бывший заместитель Генерального Директора считает, что уголовное дело было возбуждено по инициативе новых владельцев СМЗ, не желавших выполнять условия контракта. Они, впрочем, эту версию категорически опровергают. В любом случае руководителям компаний из этого дела следует извлечь урок: неправильно оформленные документы о деловых походах в ресторан могут стать если не причиной уголовного преследования, то уж поводом точно.

По правилам делового этикета ужин оплачивает приглашающая сторона (это справедливо также для делового завтрака и обеда). Если приглашающая сторона — дама, это ничего не меняет, поскольку она выступает в качестве равноправного делового партнера. В бизнесе на первом месте — статус, на втором — возраст, и лишь на третьем — гендерные различия. Деловой этикет и протокол — это система взаимоотношений статусов.
Если Вы хотите показать, что главное для Вас — общение и стоимость блюд не важна, выбирайте меню без цен, чтобы гости заказывали то, что им нравится, не думая о деньгах. Это высший пилотаж. Но правила не запрещают и меню с ценами — если для Вас важно, например, подчеркнуть ценовую категорию ресторана.
Оплатить ужин лучше кредитной картой, чтобы не делать этого на глазах у приглашенных. В гардеробе чаевые дает также приглашающая сторона.

Составляющие успеха

Успех делового ужина зависит и от того, как Вы поведете разговор, и от предварительной подготовки (не стоит недооценивать ее значение: хорошая подготовка дает ощущение уверенности). Даже если человек настроен по отношению к Вам негативно, оказанное ему уважение, те или иные знаки внимания сыграют свою роль.
Однажды я наблюдала за менеджером среднего звена: он обедал, положив галстук себе на плечо, чтобы не испачкать его соусом. Когда я рассказала об этом случае одному руководителю, он заметил, что так иногда поступают менеджеры не только среднего звена, но и высшего. Помните: во время делового ужина окружающие оценивают Вас, иногда и на подсознательном уровне — как Вы едите, сидите, пользуетесь приборами…
Доходы (Ваши и делового партнера) могут различаться, а уровень деловой культуры — быть одинаковым. В этом случае вам будет комфортно работать вместе — ведь вы мыслите в одной системе координат. Если на сегодняшний день Ваша фирма невелика, но Вы знаете правила игры, то с Вами захотят иметь дело и примут в свой круг. Таким образом, если Вы заключите контракт с людьми, имеющими более высокий статус, которые порекомендуют Вас своим деловым партнерам, то через какое-то время Ваш финансовый уровень изменится в лучшую сторону. По тому, как Вы себя ведете, окружающие представляют, какой Вы человек и каков уровень Вашего бизнеса, поэтому не стоит пренебрегать правилами делового этикета.

 


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.