Российскому производителю посвящается

30.01.2015 13:44:00 89
Правительство России утвердило антикризисный план. Он обойдется казне в 2,33 трлн рублей. Больше всего получат банки – 1 трлн рублей на докапитализацию, а меньше всего – российские производители.

Они, по плану, могут рассчитывать аж на 20 млрд рублей прямых субсидий. Много это или мало? Капля в море…которая растворится на безбрежных российских просторах, словно и не было.

Гораздо более интересная поддержка обещана малому и среднему бизнесу, из которого в большинстве своем и состоит канцелярский рынок России. Так, вдвое увеличены предельные значения выручки, которая дает право предприятию называться малым или средним. Для микроорганизаций этот показатель вырастет с 60 до 120 млн рублей, для малого бизнеса - с 400 до 800 млн, а для среднего - с 1 до 2 млрд рублей. Другими словами, если раньше малое предприятие при обороте более 400 миллионов не могло претендовать на субсидии и льготы, которые положены с учетом размера выручки, то теперь сможет.

Впрочем, и без господдержки кризис стимулирует к выживанию. И продавцов, и производителей. Нужно меняться. Но как? Развивать производство здесь, в России или искать дешевые производственные площадки в других местах?

Вопрос этот для одних стоит крайне остро, а другие уже провели в 2014 году или проводят сегодня модернизацию своих производств. Что интересно: существуют разные точки зрения, нужно или нет сейчас тратить драгоценные деньги на проекты модернизации. И у каждой из этих точек зрения есть свои резоны, свои идеологические и экономические обоснования.

Не стоит, конечно, ожидать, что себестоимость продукции за счет локализации производственного цикла в России снизится очень существенно. Хотя бы по тому, что значительная часть комплектующих у многих импортная, зависимые от курса валют. С другой стороны, едва ли можно рассчитывать снижения всех российских издержек и затрат – будь то логистика или кадры. Как раз в большем преимуществе могут оказаться иностранные компании, владельцы которых могут себе позволить удерживать, даже снижать цену. На Западе резервов в разы больше.

В кризис, вероятно, совсем не важно, чего могут касаться проекты развития. Это как эффект бабочки: колебания ее крыла в одной части мира позже могут вызвать землетрясение в другой. Главное, чтобы проект импортозамещения не остался очередным прожектом Правительства на бумаге.

Первые ласточки

А пока производители, не дожидаясь ни актикризисного плана, ни других программ поддержки, развивают свои производства. Компания «Интэк»провела реконструкцию склада: площади увеличились более чем на 2000 м2, что позволит увеличить ассортимент и объем складского запаса.


Компания «Балтик СТМ»   в январе завершила установку новой автоматической линии собственного производства регистраторов. В декабре 2014 года совокупная мощность картонажного производства превысила 2 млн единиц. «Выбирая продукт российского производителя, Вы обеспечиваете себе наилучший уровень цен при несравненно более высоком качестве, а также вносите большой вклад в экономическое развитие России», - сообщила компания.

Полиграфическая компания «Имидж», российский производитель папок, коробов, обложек, из-за волатильности рубля и стагнации экономики хотя частично (вероятно, временно) отказалась от модернизации производства, все же планирует и дальше внедрять новые технологии и собственные конструкторские разработки. «Тяжело даются проекты, связанные с дорогостоящим оборудованием, а также с оборудованием, которое мы делаем сами. Ведь импортные его составляющие занимают значительную долю. Это оборудование для автоматического производства изделий маленького формата, например, студенческих билетов», - поделилась Анна Максимова, генеральный директор «Имиджа».

Для производителя развитие производства осложняется тем, что на это нужны длинные деньги под невысокий процент. А этого уже нет. «В противном случае заниматься производством – все равно, что играть в рулетку», - считает она.

Несмотря на кризис полипропилена, случившийся в прошлом году, оптимистично смотрит на ситуацию Анатолий Абашкин, коммерческий директор компании «Канцфайл»: «Возможно, мы будем вынуждены существовать в более закрытом мире, будем жить по заветам Чучхе и вот тогда нам, как производителям, откроются большие возможности и более широкие горизонты». Еще летом на предприятии было установлено новое современное оборудование, которое позволило существенно увеличить объемы производства.

Рассчитывают на возможности кризиса в компании «Бытпласт», российском производителе изделий из пластмассы. «Доходы населения увеличиваться не будут, что приведет к перераспределению спроса в пользу недорогих, но качественных российских товаров. Ряд западных брендов будет вынужден (временно) уйти с рынка из-за неконкурентоспособных цен на полке.

Другая точка зрения

Но на самом деле, несмотря на всеобщее убеждение, что России давно было нужно перейти от сырьевой экономики к многоотраслевой, существуют другие точки зрения на целесообразность развития промышленного сектора. Так, если смотреть на этот процесс с позиции индустриальных и государственных интересов, то именно собственная промышленность ведет к росту ВВП, к общему благосостоянию, как следствие. Но если говорить о целесообразности организации того или иного технологического процесса в современном мире без границ с его мировым разделением труда, тогда можно задаться вопросом. Им в недавнем интервью «Сувенир.Сегмент.Ру» задался представитель смежного с канцелярским сувенирного рынка – Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проект 111».

Он оценил развитие производств в контексте современных экономических парадигм. По его мнению, нереально и не нужно делать импортозамещение потоку товаров из Китая и Европы на продукцию собственного производства.

«Во всем мире существует разделение труда. Есть регионы, в которых удобнее производить, есть те, где сосредоточены технологии и умы. Свой новый бренд F.O.R. мы так и строим, основываясь на таком подходе. Здесь у нас находится дизайн - лаборатория, а дальше все производится на заводах, где это выгоднее даже при нынешнем курсе. Не надо в XXI веке устраивать натуральное хозяйство. Продукция Apple разрабатывается в Калифорнии, но никто же не пытается там строить заводы, рабочие руки у них в том же Китае. В постиндустриальном обществе не суть важно, где находится производство. Главное - где находятся мозги. И это, по-моему, не очень хотят понимать наши руководители. Сейчас все уже не меряется тоннами металла и килограммами картошки. Twitter или Facebook сделаны небольшими группами людей и стоят сейчас гораздо больше, чем вся металлургия России. Сейчас нужно делать то, что востребовано всем миром, стараться быть технологичнее. Попытка полностью себя обеспечить – тупиковый путь. Безусловно, определенные сферы развивать надо. У страны по-любому должно быть что-то, что можно продать, кроме нефти».
И эти размышления Андрея Дегтяренко вполне в русле концепции «плоского мира» известного американского журналиста Томаса Фридмана (Thomas L. Friedman), международного обозревателя газеты New York Times. Он опубликовал несколько лет назад любопытную книгу «Плоский Мир: Краткая История Двадцать Первого Столетия». В ней он рассуждает о том, что нынешняя стадия глобализации мировой экономики принципиально отличается от предыдущих.

По Фридману, перевод промышленных мощностей в Китай и другие страны, отличающиеся избытком рабочей силы, ускоряет индустриализацию развивающихся стран и позволяет им играть все более активную роль на мировой экономической сцене. Он также в значительной мере нейтрализует все еще существующие торговые барьеры и, тем самым, помогает формированию единого всемирного экономического пространства…Наиболее динамичные компании расширяют свое географическое присутствие не только ради снижения себестоимости и повышения прибылей, но и для освоения новых рынков. В условиях нивелирующегося мира корпорации могут выжить только непрерывно изменяясь и изобретая все новые возможности предлагать потребителям такие товары и услуги, которые их конкуренты или не предлагают вовсе, или предоставляют за большую плату.

«Уникальность современной ситуации состоит в том, - пишет далее Фридман, - что индивидуумы и небольшие группы людей впервые за всю историю человечества получили возможность сотрудничать и конкурировать на мировом рынке в качестве полноценных и полноправных производителей и потребителей товаров и услуг.

Сперва глобализация была уделом государств, позже - корпораций, а в наше время в нее все активней включаются отдельные люди и миниколлективы. Эти партнеры-конкуренты могут вступать в экономическое соревнование во всех странах и на всех континентах, создавая новые корпорации или модифицируя работу уже существующих».

Кроме того согласно Фридману, Интернет и прочие коммуникационные технологии сделали возможным такую кооперацию в выполнении самых различных работ, затребованных цивилизацией, которая практически мгновенно осуществляется в масштабах всей планеты. Вся планета становится единым производственным полем, в котором действуют унифицированные рабочие правила. В этом и состоит принципиальный смысл концепции «плоского мира», нивелированного информационными технологиями.

В заключение стоит отметить, что для иностранных компаний перевод производств на территорию России – это идеальный способ выигрывать в конкурентной борьбе в непростой экономической ситуации. Пример – американская компания 3M. «Мы в меньшей степени зависим от валютного курса, поскольку перевели производство некоторых видов продукции (клейких листочков и клейких лент) в Россию, в Волоколамск и сейчас завершаем строительство второго завода в Алабуге. В России также работает наш Технологический центр и научно-исследовательская лаборатория. Часть добавленной стоимости, связанной с локальным производством, зафиксирована в рублях. В связи с этим мы не повышали цены на товары российского производства. Более того, с помощью новой линейки стикеров Post-it®Basic нам удалось войти в более низкий ценовой сегмент, сделав нашу продукцию более доступной потребителям», - рассказал Сергей Смоленцев, руководитель по маркетингу канцелярских и офисных товаров компании «3М Россия». - 3М более 20 лет инвестирует и развивает бизнес в России. Могу сказать, что наши ключевые продукты – это товары, уже производимые в России. И в этом смысле, мы, соответственно, стали российским производителем. Теперь мы в меньшей степени зависим от колебания валютного курса».

А пока Правительство России утверждает антикризисные планы, вы можете рассказать нам о своих производственных планах. Если у вас есть проекты развития производства, пусть даже самые небольшие, проекты расширения, модернизации, пишите и звоните в редакцию «Сегмент.Ру».

 

 Дмитрий Мотыльков, 
главный редактор «Сегмент.ру»