Тенденции: Кризис привел к снижению конкуренции в госзакупках

03.12.2015 12:17:00 83
Почти 40% госзакупок в 2015 году — это закупки у единственного поставщика, подсчитала Счетная палата. По сравнению с прошлым годом доля неконкурентных закупок выросла почти вдвое.

Конкуренция снижается

С начала 2015 года в секторе госзакупок существенно выросла доля закупок у единственного поставщика, свидетельствуют данные отчета Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 10 месяцев этого года. Если за аналогичный период 2014 года такие закупки занимали пятую часть в общем объеме по стоимости (21,2%), то теперь почти 39%. Счетная палата расценивает это как снижение конкуренции и считает, что это окажет влияние на экономию бюджетных средств, сообщили РБК в ведомстве.

В отчете анализировались только закупки федеральных ведомств (закупки госкорпораций и госкомпаний не рассматривались). Правила ведомственных закупок ​регулируются ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

За январь—октябрь 2015 года федеральные ведомства заключили 594,8 тыс. контрактов, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2014 года, при этом цена контрактов снизилась на 8,4%.

«Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь—октябрь 2015 года на федеральном уровне составила 5,7%, в аналогичном периоде 2014 года — 3,7%», — говорится в докладе, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Проявления кризиса

В ФЗ-44, который регулирует закупки государственных ведомств, прописаны случаи, при которых они могут приобретать товары и услуги у единственного поставщика. Всего их четыре десятка. В их числе, к примеру, закупки у естественных монополий, контракты на поставку вооружения и военной техники, не имеющих аналогов и производимых единственной компанией (такой производитель должен быть включен в реестр единственных поставщиков таких вооружения и техники) и так далее. Также закупку можно провести у единственного поставщика, если конкурс или аукцион будет признан несостоявшимся (к примеру, если не поступило заявок от потенциальных поставщиков).

Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что «существенный рост» числа закупок у единственного поставщика проявился в первом квартале 2015 года «в условиях экономической нестабильности». Это было вызвано ростом несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщиков, поясняют в Минэкономразвития и в Счетной палате.

Куратор рабочей группы по закупкам экспертного совета при правительстве Российской Федерации Георгий Сухадольский объясняет рост числа несостоявшихся конкурсов прямым проявлением кризиса. «С начала года шли отклики из учреждений и ведомств о том, что многие поставщики не готовы поставлять товары и услуги либо за предлагаемую цену, либо не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. К примеру, обязательства в течение полугода или года поставлять товар по фиксированной цене — кто в условиях кризиса готов взять на себя такие риски?» — говорит он.

По оценке Счетной палаты, снижение конкуренции при проведении закупок у единственного поставщика «оказывает влияние на экономию бюджетных средств по результатам закупок». «Коррупционные риски есть вне зависимости от способа закупки. Сейчас в условиях кризиса появились дополнительные риски для бюджета: и у поставщика, и у заказчика нет уверенности, что поставщик останется на рынке и не сорвет поставку», — отмечает Сухадольский.

Представитель Счетной палаты также указывает, что увеличилась доля закупок у единственного поставщика по отдельным решениям правительства и президента, то есть у поставщика, определенного указом главы государства или распоряжением президента. Кроме того, увеличились объем закупок услуг естественных монополий, коммунальных услуг и число заключенных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.

​Число закупок у единственного поставщика во втором квартале 2015 года снизилось и в настоящее время находится в пределах уровня 2014 года, добавляет представитель Минэкономразвития.

Однако, по данным мониторинга Минэкономразвития за исполнением 44-ФЗ, за три квартала 2015 года на сайте госзакупок было опубликовано чуть более 557 тыс. извещений о закупках у единственного поставщика на 856,1 млрд руб. Рост этих показателей по сравнению с аналогичными показателями 2014 года — более чем двукратный.

Почему растет число контрактов

Всего, по данным Минэкономразвития, на 30 сентября 2015 года заключено 2 275 292 контракта (включая региональный и муниципальный уровни) на общую сумму около 3,4 трлн руб. (за аналогичный период 2014 года — 1 846 697 контрактов и 3,29 трлн руб. соответственно).

Увеличение в 2015 году количества заключаемых контрактов связано с «характерным для текущего года» сокращением заказчиками сроков исполнения контрактов, что делается для «снижения финансовых рисков поставщиков, подрядчиков и исполнителей», пояснил РБК представитель Счетной палаты. «Также в связи с нестабильной экономической ситуацией отмечается тенденция заключения вместо годовых контрактов нескольких последовательно заключаемых краткосрочных контрактов, в рамках которых повышается стабильность цен для поставщиков», — говорится в письменном ответе на вопросы РБК.

Рост в 2015 году количества заключенных контрактов с одновременным уменьшением их средней цены обусловлен и сниженной активностью закупок в начале 2014 года, поскольку заказчики большую часть контрактов заключили в четвертом квартале 2013 года, сказал РБК представитель Минэкономразвития. Как ранее сообщал РБК, федеральные ведомства в прошлом году сократили число заключенных контрактов (к примеру, в первые девять месяцев 2014 года оно упало на треть). ​Чиновник ФАС связывал это с тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу 44-ФЗ и «никто не знал, что от него ждать». «Все постарались разместить все по старому 94-ФЗ еще в конце прошлого года. Были случаи, когда закупки объявлялись 31 декабря», — говорил чиновник.

Источник: РБК