У продавцов появились новые обязанности

12.01.2005 03:00:00 54
У покупателей и клиентов появились дополнительные основания для предъявления претензий к коммерческим фирмам.

Закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ внес ряд поправок в закон о защите прав потребителей. У покупателей и клиентов появились дополнительные основания для предъявления претензий к коммерческим фирмам. Соответственно продавцам нужно подготовиться к новым условиям и при необходимости перестроить свою работу.

В принципе все изменения, внесенные в Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), сводятся к четырем моментам. Во-первых, расширен круг предприятий, ответственных за качество проданных товаров. Во-вторых, увеличен объем информации, которую продавец в обязательном порядке должен довести до сведения покупателя. В-третьих, определены основные условия продажи товаров дистанционным способом. В-четвертых, уточнен порядок реализации потребителями своих прав.

Кто ответит за некачественный товар

До недавних пор за низкое качество реализованного товара отвечали только производители и продавцы. Именно к ним должны были обращаться граждане, которые в течение гарантийного срока столкнулись с отказом или поломкой купленных изделий. Разумеется, предъявить свои претензии покупатели могли только к доступным поставщикам, то есть к тем, с кем непосредственно был заключен договор купли-продажи на территории России. Зарубежные изготовители и поставщики, у которых в нашей стране не было официальных дистрибьюторов, в категорию «доступных» не попадали. Поэтому возвратить им некачественный импортный товар, получить обратно уплаченные за него деньги, потребовать замены или ремонта сломанного изделия на практике было невозможно.

Теперь этот недостаток устранен. В законе появились новые, с точки зрения потребителей, субъекты правоотношений:

– российские организации и предприниматели, которых зарубежные компании уполномочили принимать и удовлетворять претензии в отношении своих некачественных товаров;

– импортеры – фирмы и предприниматели, которые ввезли иностранные товары в Россию и распространяли их через внутреннюю торговую сеть.

И импортеры и «уполномоченные» отныне тоже признаются ответственными за нарушения прав потребителей. Причем даже в тех случаях, когда непосредственно с покупателем они не контактировали. Практически во всех статьях закона, где говорится о продавцах и производителях, к которым вправе обращаться покупатели, теперь упоминаются и новые категории предприятий.

О чем должен знать покупатель

Законодатели изменили состав обязательных сведений о товаре, которые продавец должен довести до покупателя. Раньше на упаковке или в товаросопроводительных документах нужно было приводить ссылки на стандарты, по которым продукция изготовлена, информацию о потребительских свойствах товара, о составе и калорийности продуктов питания, об их назначении, условиях применения и хранения.

Большинство этих требований сохранилось и после принятия поправок. Однако теперь на пищевых продуктах обязательно должны быть указаны сведения о наличии в них генетически модифицированных организмов (ст. 10 Закона № 2300-1). Эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера», которые комментируют изменения, подметили в этой норме один интересный нюанс.

С одной стороны, если продавец не проинформирует покупателя о трансгенных компонентах, то последний вправе потребовать возмещения всех своих убытков, в том числе и вреда, нанесенного здоровью (ст. 12 Закона № 2300-1). Но с другой стороны влияние трансгенных продуктов на организм человека изучено еще очень плохо. Поэтому пока потребителю будет очень трудно доказать размер нанесенного ущерба.

И все же пренебрегать новыми обязанностями продавцам не стоит. Покупатель может потребовать от фирмы возместить моральный вред, а эти суммы законом не лимитируются. В таком случае мера ответственности продавца всецело будет зависеть от решения судей.

В законе появились еще две нормы, связанные с информацией о товарах. Во-первых, никакие условные единицы на ценниках и в прейскурантах больше не допускаются. Цены на любые товары должны быть указаны в рублях. А во-вторых, продавцы обязаны уведомить покупателя об уполномоченных предприятиях или об импортерах, к которым он может обратиться с претензиями в отношении продукции, поставленной из-за границы. Речь идет именно о тех зарубежных товарах, чьи производители никак не представлены в Российской Федерации.

Понятно, чтобы найти и систематизировать эти сведения, продавцам потребуется время. Законодатели пошли им навстречу. Положение, которое обязывает продавцов информировать покупателей об импортерах, вступит в силу только в конце марта 2005 года.

Виртуальные продажи

В законе появилась новая статья 26.1, посвященная дистанционной торговле. Это – дань времени. Уже сейчас очень многие покупают товары «по образцам», через Интернет, а также через теле- и радиомагазины. По мере развития электронных коммуникаций объемы виртуальных продаж активно росли, однако нормативная база, регулирующая эту форму торговли, только-только появилась.

Особенность дистанционной торговли состоит в том, что клиент не может «пощупать» товар руками и получить подробную информацию об изготовителе. Однако это не означает, что он перестает быть потребителем и лишается прав, предусмотренных Законом № 2300-1. С появлением поправок фирмам, которые специализируются на дистанционных продажах, нужно обратить внимание на три момента.

Во-первых, в описании товара на сайте или в рекламе в СМИ надо указать всю важнейшую информацию о продукции (потребительские свойства, место изготовления, цену, условия доставки, срок службы, срок годности, гарантийный срок, порядок оплаты и т. д.).

Во-вторых, все эти сведения нужно представить клиенту в письменном виде в момент доставки. Специалисты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» рекомендуют брать с покупателя расписку в том, что с обязательной информацией он ознакомился. Кроме того, потребителю следует разъяснить порядок и сроки возврата товара. Если этого не сделать, покупатель получит право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи, даже если он был надлежащего качества.

В-третьих, нужно иметь в виду, что до передачи покупки клиент вправе отказаться от договора, а после вручения товара он может сделать это в течение семи дней. Правда, для этого у потребителя должен быть документ, подтверждающий факт покупки. Однако даже если его не будет, покупатель может сослаться на другие доказательства, например, на свидетельские показания.

Менять товар можно без кассового чека

Ответственность продавцов и порядок защиты прав потребителей регулируются статьями 12 – 26 Закона № 2300-1. Эти разделы тоже претерпели ряд изменений.

Как уже говорилось, ответственность, которая раньше предусматривалась лишь для продавцов, изготовителей и исполнителей, отныне распространяется на импортеров и на уполномоченные предприятия.

Снижен размер штрафов, которые суд может взыскивать с продавцов, если спор между ними и покупателями не удалось решить в досудебном порядке. До сих пор сумма штрафа приравнивалась к цене иска. Теперь эта величина уменьшена вдвое (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1).

Расширен запрет на обслуживание покупателей «с нагрузкой». Обусловливать продажу одних товаров покупкой других нельзя было и раньше. Однако теперь аналогичные требования распространяются не только на момент совершения сделки, но и на весь гарантийный срок товара. Другими словами, если в период гарантийного обслуживания покупатель предъявил претензии к качеству приобретенного товара, продавец должен устранить недостатки без каких-либо оговорок (п. 2 ст. 16 Закона № 2300-1).

Изменен порядок подачи судебных исков о защите прав потребителей. Теперь их можно направлять не только по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, но и по месту жительства продавца – предпринимателя, по месту заключения или исполнения договора, а также по месту нахождения филиала или представительства организации (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1).

Специальная оговорка в законе сделана на тот случай, если покупатель хочет поменять товар, но потерял кассовый или товарный чек. Претензии потребителя будут обоснованными и без этих документов, если он сумеет подтвердить их свидетельскими показаниями (п. 1 ст. 25 Закона № 2300-1).

Более жестким по отношению к продавцам стал порядок возврата денег при невозможности заменить бракованный товар в день обращения покупателя. Раньше в законе говорилось, что потребитель может либо расторгнуть договор, либо обменять товар, дождавшись, пока аналогичные изделия вновь не поступят в продажу. Теперь закон рекомендует покупателю требовать назад уплаченную сумму, а продавцу устанавливает предельный срок для ее возврата – три дня (п. 2 ст. 25 Закона № 2300-1).

"Канцелярское дело"

по материалам www.buhnews.ru