Выбор поставщика, или Тест на совесть

31.01.2007 10:15:42 97
В идеале законы рыночной экономики предполагают, что спрос рождает предложение. Однако довольно часто поставщики с помощью всевозможных уловок действуют по обратному принципу, пристраивая таким образом излишки своей далекой от совершенства продукции. Дабы впоследствии не пришлось долго размышлять над тем, как ликвидировать некачественные товары, лучше заранее освоить приемы выявления недобросовестных партнеров

Источник: www.buhnews.ru

В идеале законы рыночной экономики предполагают, что спрос рождает предложение. Однако довольно часто поставщики с помощью всевозможных уловок действуют по обратному принципу, пристраивая таким образом излишки своей далекой от совершенства продукции. Дабы впоследствии не пришлось долго размышлять над тем, как ликвидировать некачественные товары, лучше заранее освоить приемы выявления недобросовестных партнеров.

Правильный выбор

Снабжение занимает одно из первых мест среди расходов фирмы. Именно поэтому даже небольшая оптимизация этих затрат принесет организации существенную выгоду. Чтобы получить наилучший результат от своей деятельности, компании необходимо подобрать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности. Поставка товаров это такая область, в которой партнеры должны грамотно формулировать свои интересы и максимально регламентировать взаимодействие. Многие предприниматели предпочитают выделять стратегические организации и налаживать с ними работу по ключевым позициям производства, устанавливать индивидуальные долгосрочные отношения, учитывая все аспекты сотрудничества. Здесь не последнюю роль играет деловая репутация фирмы. В то же время, выбирая поставщиков стандартных продуктов, в первую очередь учитываются коммерческие предложения. Однако очень часто бывает, что сразу после подписания договора обслуживание хорошее, а потом начинаются проблемы с качеством и сроками поставок.

Главная цель, которую преследуют фирмы в работе с контрагентами, – уменьшить стоимость закупок без потери качества. Оптимального соотношения «цена-качество» можно достигнуть, если располагать базой данных по всем современным технологиям и товарам. Очень часто при выборе поставщика компании обращаются за помощью к снабженческим организациям. Это дает возможность получать квалифицированные советы, узнавать о состоянии дел в отрасли и текущей конъюнктуре.

Проводим тендер

Поиск и анализ информации по поставщикам – трудоемкий и важный процесс. Порой ненадежный снабженец может доставить гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Одним из самых удобных инструментов закупок для компаний является тендер. Срок его проведения для коммерческих организаций – от 30 дней (п. 2 ст. 448 ГК). При организации торгов можно сэкономить 10–15 процентов от планируемой цены контракта. Столкнувшись с соперниками, многие поставщики «падают» в цене и предоставляют различные льготы.

Для проведения тендера можно использовать типовые формы документации, которые применяются в государственных закупках или в мировой практике (например, разработки Международной федерации ассоциаций инженеров-консультантов (FIDIK)). Однако следует учесть, что их необходимо будет адаптировать для каждого конкретного «соревнования». Комплект бумаг должен исчерпывающе зафиксировать предмет конкурса, условия поставки, правила проведения торгов, критерии выбора победителя. Задание нужно изложить четко, и лучше, если его форма будет единой для каждого участника. Натуральные и денежные показатели отражают в одинаковых единицах измерения, цены без НДС. Претенденты, в свою очередь, обязаны представить сертификаты, лицензии на товары и оборудование. Иногда выгодно отдать весь заказ одному поставщику, в других случаях выгоднее привлечь нескольких. При этом важно разграничить лоты.

Тендерный комитет может состоять из собственных специалистов, прошедших соответствующую подготовку. А что касается привлечения сторонних консультантов, то тут нужно все взвесить, ведь эксперт может не разбираться в технической стороне вопроса.

Так как трудно прогнозировать способность поставщика исполнить обязательства, некоторые заказчики используют безвозмездные сборы. Также целесообразно получить от конкурсантов банковскую гарантию, ведь в отличие от залога, задатка и поручительства эта процедура не требует заключения письменного договора с заказчиком и не подлежит отзыву (ст. 371 ГК).

Важные аспекты

Заключение договоров поставки регламентируется Гражданским кодексом (ст. 454–491 и ст. 506–534 ГК). Если фирма хочет застраховать союз с контрагентом от разочарований и убытков, при составлении соглашения следует прописывать максимально ясно и четко условия, не дублируя при этом законодательство. Контракт может включать в себя срок, место доставки, вид транспорта, стоимость перевозки, требования к маркировке и упаковке товара, распределение стоимости и обязанностей между сторонами, порядок приема-передачи товара. Закон дает сторонам договора практически полную свободу действий по выбору обязательств по доставке и виду транспорта. Однако если они не прописаны, это право предоставлено поставщику (п.1 ст. 510 ГК), что не гарантирует приемлемость этих условий для покупателя.

Сроки доставки определяют по правилам, установленным статьей 314 Гражданского кодекса (ст. 457 ГК, п. 7 постановления Пленума ВАС от 22 октября 1997 г. № 18). Они могут быть установлены как календарной датой, так и периодом времени (год, квартал, месяц, неделя, дни или часы) (ст. 190–194 ГК). Дистрибьюторы обычно заключают контракт на долгосрочное сотрудничество – постоянные завозы с установленной периодичностью. Если в договоре не указано конкретное время, закон предусматривает ежемесячные поставки равными партиями (п. 1 ст. 508 ГК). Также может быть указана периодичность отгрузки (например, каждые 10 или 15 дней). Если предусмотрен самовывоз, то он должен быть проведен в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товара (п. 2 ст. 510 ГК).

По договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества (п. 1 ст. 469 ГК). Способы определения могут быть различными: описание товара, ссылка на соответствующий стандарт, техническую документацию, инструкцию по эксплуатации продукции, а также использование образца. На сегодняшний день насчитывается более 60 нормативных актов, предусматривающих обязательное подтверждение соответствия продукции. Номенклатура товаров, подлежащих этой процедуре, утверждена постановлением Госстандарта от 30 июля 2002 г. № 64.

Главное – знать свои права

В законодательстве четко определены возможности покупателя. Итак, что касается качества продукции, компания-заказчик обладает следующими правами:

– требовать соразмерного уменьшения покупной цены (п. 1 ст. 475 ГК, п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1);
– получить безвозмездное устранение недостатков в разумный срок (п. 1 ст. 475 ГК, п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1), либо незамедлительное (п. 1 ст. 503 ГК), возмещение своих расходов на устранение недостатков (п. 1 ст. 475, п. 1 ст. 503 ГК);
– получить продукцию надлежащего качества взамен недоброкачественного товара (п. 1 ст. 503 ГК);
– правом на замену изделия на другое аналогичной или другой марки (модели, артикула) (п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1);
– отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченных денег или полного возмещения убытков (п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1).

Если речь идет о комплектности продукции, фирма вправе:

– настаивать на соразмерном уменьшении покупной цены (п. 1 ст. 480 ГК);
– настаивать на доукомплектовании в разумный срок (п. 1 ст. 480 ГК);
– замене некомплектных изделий на полноценные (п. 2 ст. 480 ГК);
– отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 2 ст. 480 ГК) до устранения недостатков и доукомплектования или замены (п. 2 ст. 520 ГК).

Неприличные предложения

В связи с большой конкуренцией некоторые поставщики для «заманивания» клиентов применяют программы лояльности. Одни используют накопительную систему скидок, другие могут отгрузить товар постоянным покупателям в кредит при невозможности оплаты. Кроме того, в торговой практике распространена система так называемых откатов. Многие бизнесмены считают, что это своего рода взятка в коммерческой сфере. В том случае, когда компании предлагают деньги, есть большая вероятность того, что товар некачественный.

Если руководитель организации выявит нечистого на руку работника и решит проучить его за коммерческий подкуп (ст. 204 УК), он может подать заявление в суд. Тут уже к расследованию и сбору доказательств подключаться правоохранительные органы. Если удастся доказать факт подкупа, совершение действия или бездействие, получателю отката грозит штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. Возможны и более серьезные меры: взыскание заработной платы на период от года до двух лет, лишение или ограничение свободы до трех лет (п. 3 ст. 204 УК). Передачу отката наказывают штрафом до 200 тысяч рублей, ограничением или лишением свободы до двух лет (п. 1 ст. 204 УК). Эксперты журнала «Московский бухгалтер» отмечают, что указанные штрафы взимаются в пользу государства, а организация, в свою очередь, вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков (ст. 15 ГК).