ФРАНШИЗА
от российского производителя

Инструкция на вылет

Заказчики госзакупок нашли новый способ отсечения неугодных участников торгов.

Участие в тендерах государственных структур всегда было головной болью для поставщиков. Непрозрачные схемы отбора, требование дополнительной документации создают множество преград для потенциальных участников. Так с мая отдельной проблемой стало правильное заполнение заявки. Помимо известного ранее использования латинских букв и особого написания характеристик товара (сплошным текстом без абзацев и пробелов), в арсенале закупщиков появилась инструкция по заполнению заявки, позволяющая блокировать неугодных поставщиков.

С подобной практикой столкнулись участники электронных аукционов по 44-ФЗ (данный закон регулирует закупки для государственных и муниципальных нужд).

Заполнять заявку на участие в торгах необходимо в соответствии с инструкцией, расположенной в информационной карте закупки. Однако при следовании рекомендациям возникают сложности с указанием конкретных показателей к поставке товара.

Суть проблемы
Составление подобной инструкции не прихоть заказчика, а требование законодательства. Теоретически, она должна облегчить заполнение заявки, но на практике, используя двусмысленные формулировки, снижает шансы на допуск к аукциону.

В мае на одном из профильных форумов участников госзакупок сообщили о том, что в Петербурге и области появилась типовая инструкция для участников электронных аукционов по 44-ФЗ, составленная таким образом, что при любом варианте заполнения отклонение заявки неизбежно. Например, из инструкции невозможно определить, для каких показателей надлежит указывать целое число, а для каких – диапазон значений. Участники форума tendery.ru утверждают, что особой популярностью данная схема пользуется у заказчиков строительно-монтажных работ. Однако канцелярщики также сталкивались с ней.

Причем тут канцтовары
«С мая 2017 года при проведении электронных аукционов по 44-ФЗ наблюдается странная картина, когда каждый заказчик сам выдумывает, как трактовать требования к объекту закупки», — рассказал «Сегмент.ру» Александр Каменский, генеральный директор компании «Омега», специализирующейся на поставках офисных товаров юридическим лицам.

Доходит до того, что закупщики сами вводят в описании какие-то символы и присваивают им значения. Например, в одной из инструкций, состоящей из трех страниц, в предпоследнем абзаце было указано: «крайние значения показателей ставить не допускается». То есть, формулировку «не более 9», логически следует понимать как 9, а следуя инструкции — 8,99 и меньше.

«ГОСТы превратили в ребусы. Без логики и математики заявку не сделать. В результате многих участников отсеивают на стадии рассмотрения заявок, не допуская до аукциона, а нормальное законодательное право, позволяющее купить то, что нужно, ряд заказчиков трансформировали в парад математических и логических открытий, а также источник личного обогащения», — уверен Александр Каменский.

На сайте госзакупок можно найти свежие примеры аукционов на поставку канцтоваров, окончательная цена контрактов по которым не менялась, или снижалась минимально. Выглядит это следующим образом. Заявки подают 4-5 компаний, большинству из которых приходит уведомление в отказе из-за несоблюдения статьи 66 44-ФЗ в части оформления заявки. Между оставшимися двумя участниками и происходит аукцион, в ходе которого снижение цены составляет только 0,5–1 %. Если же к торгам допускается один участник, то процедура закупки признается несостоявшейся, и с «финалистом» заключается договор по начальной (максимальной) цене контракта.

Как бороться
Впрочем, законодательство предусмотрело для поставщиков защитные механизмы от абсурдных инструкций.

Во-первых, заказчику можно направить запрос о разъяснении положений документации. По мнению некоторых специалистов, грамотно составленный запрос способен вынудить закупщика внести изменения в документацию.

Следующим этапом борьбы является обращение с жалобой в антимонопольный орган. Встречаются случаи, когда комиссия УФАС приходила к выводу, что в документации на проведение электронного аукциона содержатся требования, противоречащие друг другу. Например, инструкция одного из аукционов запрещала употреблять слова «не менее», а заявка вынуждала использовать именно такую формулировку. В результате УФАС выдал заказчику предписание об устранении нарушений законодательства, внесении изменений в документацию и запуске процедуры заново.

Однако на практике так происходит далеко не всегда. Многие участники закупок решают не тратить время на борьбу, а спокойно получать прибыль с других заказов, ведь даже в случае победы в «заточенном» аукционе существенно заработать на нем не получится.

Для тех же, кто хочет дойти до конца в споре с заказчиком есть арбитражный суд. При этом следует учитывать, что судебное разбирательство длится долго, и в отличие от жалобы в антимонопольный орган, требует финансовых расходов – оплаты судебных издержек.

Существует и еще один способ борьбы – публичность. Привлекая внимание общественности и СМИ к подозрительным аукционам, участники торгов повышают шансы на беспристрастное рассмотрение заявок. В свою очередь «Сегмент.ру» готов стать площадкой для освещения непрозрачных схем закупок канцелярских товаров и помочь поставщикам в восстановлении справедливости.

Александр Полунин,
редактор «Сегмент.ру».

Фото: http://sch63.mskobr.ru, http://relaygroup.ru



Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.