Конкурентные войны на рынке канцелярских товаров Украины

09.01.2013 14:30:00 27 0
Рынок канцелярских товаров в Украине далек от уровня развития торговли этими группами товаров в России, но даже в условиях тотальной компьютеризации его оборот ежегодно растет на 15-20%. Основная часть канцтоваров, реализуемых на рынке Украины, импортируется, а многие предприятия полагают, что производство этих копеечных товаров занятие убыточно-неблагодарное. Тем не менее, пример предпринимателей, рискнувших создать свой канцтоварный бизнес, доказывает обратное и подтверждает тот факт, что конкуренция с иностранцами в Украине вполне жизнеспособна.

 

Сегодня ситуация складывается таким образом, что собственные предприятия могут обеспечить страну школьными канцтоварами, а импортеры заполняют нишу товаров для офисов. Кроме школьных тетрадей, украинские предприниматели производят бумажно-беловую продукцию: от небольших карманных блокнотиков до тетрадей и альбомов для рисования. А такие продукты, как ручки, пеналы, рюкзаки даже являются предметом импорта.

 

В Украине, по словам Анатолия Ясницкого, генерального директора крупнейшей национальной компании «Мечты сбываются», специализирующейся на производстве канцтоваров, наиболее привлекательной нишей на рынке канцелярских товаров является производство школьных тетрадей. Дело в том, что в результате принятого еще в 2000 году решения о повышении на 25 % импортных пошлин на тетради, импортировать их в Украину стало невыгодно.

 

Вначале были разработаны свои ГОСТы на ученические тетради, затем введены пошлины на их ввоз, а отечественные производители освобождены от уплаты НДС. Таким образом, импортерам пришлось переключиться на ввоз в страну других разновидностей канцтоваров, среди которых оказался и такой ходовой товар как ручки.

 

По продаже качественных фирменных ручек в Украине ведущее место занимает компания «БюроКрат», для которой импорт ручек из Германии стал ключевым направлением еще в 1995 году. Именно тогда генеральный директор компании Алексей Филимонов на международной выставке «Paperworld» во Франкфурте нашел своего поставщика и получил, по его словам «карт-бланш». С того времени компания завозит для потребителей Украины ручки, канцтовары из пластика, папки немецкого производства, но...

 

И здесь Китай

 

В отличие от компании «БюроКрат», большинство импортеров Украины не избежали участи других стран и работают с дешевыми китайскими товарами, проникшими буквально везде и всюду. Поэтому производство шариковых ручек в Украине стало неконкурентоспособным, ибо угнаться за китайцами с их огромными и дешевыми поставками сегодня не представляется возможным. Судите сами, за год в Украину было импортировано почти 170 млн. ручек, а практически единственный в стране производитель такого товара - харьковская компания «Синтез ЛТД» производит в год около 2,5 млн. ручек, хотя потенциал завода и производственные мощности позволяют увеличить выпуск продукции в пять раз. Но наличие возможности не означает, что эта возможность осуществится.

 

Несомненно, в этой ситуации защитить отечественных производителей способно только государство, однако пока этого не случилось, и иллюзий украинские предприниматели не питают.

 

Финансовая нестабильность

 

Свою лепту в сокращение продаж на рынке канцтоваров внесла финансовая нестабильность, которая особенно остро сказалась на компаниях, работающих с корпоративными клиентами. Продажи сократились до 40%, и украинские компании нашли выход в объединении, создав из нескольких фирм, включая «БюроКрат», единый национальный проект «Сити Офис», функционирующий сегодня в нескольких городах Украины.

 

А вот на реализации школьных канцтоваров кризис почти не сказался. Однако в прошлом году продажи начали падать, что заставило производителей сконцентрировать внимание на усилившейся конкуренции и, соответственно, озаботиться внешним видом и ценой своей продукции.

 

Так, в преддверии учебного года производители начали выпускать тетради для школьников и студентов в разной ценовой категории. Дизайнеры работают над оформлением обложек, изображения на которых зачастую являются важнейшим фактором выбора для впечатлительных покупателей. Например, уже несколько лет известная в Украине компания «Школярик» реализует канцтовары с героями мультфильмов Disney, начала выпуск продукции с символикой «Евро-2012», подписала контракт об использовании логотипа футбольного клуба «Шахтер». Да, меры далеко не дешевые, но действенные.

 

Цены спокойно жить не дадут

 

Безусловно, рынок канцтоваров – один из самых конкурентных. Поэтому в свете демпинга многих операторов, импортирующих дешевую продукцию и вынуждающих остальных снижать свои цены, ценовая политика – имеет большое значение. В наиболее невыгодном положении оказались компании, специализирующиеся на реализации канцтоваров высокого ценового сегмента, которые работают с продукцией высокого качества и европейского производства. Да и украинские производители продукции премиум-сегмента прекрасно осознают, что покупатель готов платить немалые суммы, к примеру, за ручку, приобретая, в первую очередь, бренд. А в этом смысле они вряд ли смогут составить достойную конкуренцию европейским и американским производителям. Подобную роскошь могут позволить себе единицы, которые производят ручки под торговыми марками фирм, делающих индивидуальные заказы.

 

Хуже стала продаваться и продукция в среднем ценовом сегменте, однако политика компаний в отношении этих канцтоваров осталась неизменной – по такой цене продается более качественный товар, который ищет и приобретает опытный покупатель.

 

Ну, и наконец, новые производители на рынке украинских канцтоваров практически отсутствуют, ибо дело это неблагодарное в связи с высокой конкуренцией среди действующих производителей и импортеров. Хотя, по мнению господина Филимонова, появление крупных зарубежных компаний способно встряхнуть украинский рынок канцтоваров, а жесткие, но справедливые конкурентные войны смели бы 90% операторов и способствовали выживанию сильнейших.

 

Ирина Олефиренко, спецкор «Сегмент.Ру» (Украина)

Тэги: |