«Люмна» оставила свое «Живое слово» в федеральном рейтинге

28.07.2015 13:30:00 78 0
Сеть книжных магазинов Екатеринбурга «Живое слово», являющаяся частью канцелярской компании «Люмна», вошла в двадцатку ведущих книготорговых компаний России.

Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, после "Читай-Города", "Буквоеда" и "Республики" в рейтинг Минкомсвязи России вошли и 17 магазинов «Живое слово». На первых строчках рейтинга, естественно, оказались отечественные книготоровые монстры - розничные магазины, которыми управляет издательская группа «Эксмо»: 33 магазина «Новый книжный», 75 магазинов «Буквоед» и 175 – «Читай-Город».

Канцелярско-книжная розница

Стоит остановиться более подробно на ситуации рынка отраслевой книжной розницы, которая для канцелярской индустрии является одним из каналов сбыта товаров. Согласно данным, содержащимся в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России, состояние, тенденции и перспективы развития», отмечается, что объём книжного рынка, в том числе, книжной розницы и входящего в нее сегмента сопутствующих и канцелярско-офисных товаров, составил в 2014 году 50,7 миллиарда рублей. Из общего товарооборота всей книжной розницы около 13% приходится как раз на, так называемые, сопутствующие и канцелярские товары.

Говоря о тенденциях, царящих на розничном рынке, авторы исследования отмечают, что россияне в 2014 году во многом стали более экономными, стали покупать только товары первой необходимости, что, как следствие, негативно сказалось на продажах книг и другой продукции, реализуемой в книжном ритейле.
Отдельный блок в исследовании посвящён ценам на литературу – они неудержимо растут. Причем в основном - на учебники для школьников и студентов. Специалисты прогнозируют, что по итогам 2015 года рост цен на книги составит еще не менее 30%. Причём речь идёт об оптовых ценах для магазинов и в них не учтены наценки в рознице.
Кроме того, по прогнозам экспертов, к концу 2015 года произойдёт снижение экземплярного спроса на 20-25% как со стороны розничных предприятий, так и со стороны конечных покупателей. Средний чек книжного магазина в российских регионах в 2014 году составлял 290 рублей, а 63% книг были куплены менее, чем за 300 рублей.

 

Анализ книжной розницы

Помимо исследования книжного рынка, специалисты федерального Агентства презентовали итоги первого этапа проекта «Литературная карта России» — системного анализа книжной отрасли в стране в целом и по регионам отдельно: развитие книжной инфраструктуры (см. Рис. 0). Одна из целей «Литературной карты» — выработать механизмы воздействия и способы мотивации региональных представительств с тем, чтобы они развивали городскую инфраструктуру для чтения. Более того, по мнению экспертов федерального агентства, книжные магазины в каждом российском городе должны быть в зоне шаговой доступности, то есть повсеместно. А пока, глядя на эту карту, становится очевидным, что книжная инфраструктура на 2/3 территории России представлена слабо. То есть у нас в стране не только осталось мало библиотек, на многих территориях нет вообще и книжных магазинов.
Если быть более точными, то распределение регионов России по уровню развития инфраструктуры чтения по состоянию на начало 2015 г. можно посмотреть на рис. 4. Эксперты изучали эту инфраструктуру по 31 показателю. И выяснилось, что коэффициент обеспеченности населения библиотеками в России составляет 30%, почти таков же и показатель обеспеченности книжными магазинами — 29%. На карте видно количество книжных во всех федеральных округах. Меньше всего их в Северо-Кавказском, Южном, Уральском округах и, что удивительно, в Центральном округе (Москва при подсчете не учитывалась).

Сравнительный анализ насыщенности библиотеками и книжными магазинами России и других стран.

Во Франции количество книжных магазинов — 69,8 на 1 млн населения, в Канаде — 55,7, в Швеции — 54,3, в Петербурге — 32,7. В Москве — всего 10 книжных магазина на 1 млн человек.

Самые читающие регионы России: Московская, Ленинградская, Вологодская, Ярославская области, Чувашия.

Самые не читающие регионы России: Забайкальский край, Республика Тува и Дагестан.
(при проведении исследования в расчет брались не люди, а количество книжных магазинов, библиотек, издательств, книжной рекламы, публичных мероприятий, популяризующих чтение).

Вывод экспертов: несмотря на повсеместный уход населения в Интернет, где можно скачивать и читать литературу, в зарубежных странах традиционные физические способы доступа к книгам поддерживают и развивают на государственном уровне. Во многих странах развита структура частных независимых книжных магазинов, субсидируемых государством, благодаря чему они могут выдерживать конкуренцию с книжными сетевиками. В России же, наоборот, наблюдается сокращение числа небольших магазинов — они не в состоянии платить большие деньги за аренду.

При этом на протяжении последних шести лет в общем объёме продаж российского книжного ритейла росла доля некнижных товаров, в том числе, канцелярских и офисных (см. рис. 12). Так, по данным исследования федерального агентства, если до начала кризиса соотношение выручки в ритейле от книжной и некнижной продукции составляло в центральных независимых книготорговых предприятиях и федеральных книготорговых сетях примерно 83% к 17%, а в региональных сетях – 82% к 18%, то в настоящее время эти соотношения выглядят соответственно 72% к 28% и 75% к 25%. То есть в книжном товарообороте заметно прирастает доля некнижных и канцелярско-офисных товаров.
Число же позиций в чеке книготорговых организаций Москвы и Петербурга в сравнении с 2008 годом немного снизилось, а вот в регионах, наоборот, возросло На рисунке справа представлены сроки реализации книжной продукции различных ценовых сегментов на примере федеральных книготорговых сетей «Новый книжный» и «Читай-город» (220 магазинов).

Расходы книжных: рис 14

Что касается штатного расписания, то за период с 2009-2015 гг. крупные книготорговые компании Москвы и Санкт-Петербурга увеличили общий штат своих сотрудников в среднем на 5%, а штат продавцов – на 30%. Региональные книготорговые компании, напротив, сократили общий штат примерно на 6%, а штат продавцов – на 1%, т.е. почти не затронули оперативный состав.
Как показано на рис. 66, среди затрат книготорговых предприятий наибольший удельный вес приходится на зарплату и социальные отчисления, а также на аренду помещений.

 

Выстоявшим – памятник

В январе 2015 г. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям провело анкетное исследование основных характеристик деятельности книготорговых предприятий в кризисные годы.
Исследование строилось на анализе показателей федеральных и региональных книготорговых сетей, а также ряда независимых книжных магазинов. Чтобы представить масштаб, нужно обратить внимание на список участников: ТД «Библио-Глобус», ТД Книги «Медведково», «Молодая гвардия», «Москва» книжный магазин «Фаланстер», розничная сеть «Новый книжный – Буквоед» (295 магазинов), книготорговая сеть «Амиталь» (36 магазинов), Барс» (4 магазина), сеть книжных магазинов «Магистр» (г. Ростов-на-Дону, 21 магазин), торговая сеть «Ростовкнига» (15 магазинов). Анализ их деятельности за 2008-2014 гг. показал, что на фоне банкротства отдельных книготорговых сетей и закрытия целого ряда магазинов, устоявшие предприятия в кризисные годы вынуждены были оперативно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. «Ряд магазинов выбрал стратегию сокращения площадей, отведённых под книжную продукцию и снизил число книг, представленных в торговых залах, за счёт увеличения ассортимента некнижных, в том числе, канцелярских и офисных товаров, а также сувенирной продукции.


Эксперты отмечают, что в Москве и Санкт-Петербурге книготорговые структуры, сохранившие свою деятельность («Новый книжный», «Читай-город», «Буквоед»), за шесть лет увеличили свой ассортимент на 27%, а в других регионах, наоборот, эти же сети сократили его примерно, на 6%.

Выстоявшие в кризис книготорговые сети старались расширять свои площади. Причём в федеральных и региональных сетях этот процесс шёл неравномерно. За шесть лет федеральные книготорговые сети за счёт открытия новых книжных магазинов увеличили площади (валовый объём) почти в 3 раза, в то время как региональные – лишь на 15% (см. рис. 52).

Если же говорить о книготорговых площадках, то с закрытием сначала магазинов «Топ-книги», а потом и большей части магазинов сети «Буква», а также ряда независимых книжных магазинов в 2008-2014 гг., они сократились на 20-30%.
При этом рост площадей, занятых под некнижные товары, шёл в книготорговых предприятиях (как в центральных, так и в региональных) в 2008-2014 гг. заметно быстрее, чем рост площадей, отданных под книги.

Любопытная картина складывается и при анализе динамики числа покупателей центральных и региональных книготорговых предприятий. Если с 2009 по 2011 гг. наблюдался рост числа покупателей в книжных магазинах, то в последние три года наблюдается их отток (см. рис. 55).

FMCG-сети – альтернатива сбыта

Важную роль в продаже книг и некнижной продукции играют непрофильные для книжников каналы сбыта – торговые площадки FMCG-сетей (включая сетевой ритейл товаров для детей и товаров для хобби), предлагающие книги и канцелярку, как раз наоборот, в качестве сопутствующего товара. В 2014 году непрофильный ритейл вернул себе утраченные годом ранее позиции. Пропускная способность этого канала (включая сетевой ритейл товаров для детей и товаров для хобби) по итогам 2014 г. составила 13,15% оборота всего книжного рынка или 6,67 млрд руб. (в 2013 г. – 5,9 млрд руб.). В его тематической карте преобладают три блока: художественная литература (низкоценовой сегмент), детская книга (преимущественно нетекстовая продукция), прикладная литература (издания по кулинарии, досугу, хобби, саду/огороду). В прогнозных значениях на 2015 г. этот дистрибуционный канал рассматривается в качестве одной из приоритетных точек роста книжных продаж. Но необходимо понимать, что прирост оборота для книжников в этом канале обеспечивается преимущественно расширением выкладки (полок) в FMCG-сетях в связи с продуктовым эмбарго из Еврозоны и сокращением поставок канцтоваров из Китая.

С FMCG-сетями работают сегодня далеко не все даже крупные и средние по масштабам издательства. Для большинства вход в непрофильную сеть обеспечивается через крупного оптовика-логиста, роль которого на рынке для книжников выполняют ТД «Эксмо» и Департамент дистрибуции книготоргово-издательского холдинга «Лабиринт».

Справка о крупнейших торговых сетях, реализующих книги и канцтовары

Среди основных партнеров книжных издательств в этом канале в 2014 году – «Ашан», «Метро», «О`КЕЙ», «Лента», «Магнит», «Глобус». Эти сети характеризуются следующими показателями:


«Ашан» – 90 площадок, в т. ч. в Москве – 18, в Петербурге – 10.
«Metro Cash & Carry» – 79 площадок в 49 городах РФ, в т. ч. в
Московском регионе – 18 площадок.
«Магнит» – 986 магазинов с преимущественным размещением в Южном,
Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах.
«О`КЕЙ» – 78 площадок, в т.ч. в Петербурге – 26, в Москве – 4.
«Детский мир» – 257 площадок, в т. ч. в Петербурге – 14, в Москве – 45.
«Буду мамой» – 112 магазинов, в т. ч. 24 в Петербурге и 8 в Москве, а
также в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Новосибирске, Уфе, Челябинске, Красноярске, Самаре, Тюмени и др.
«Дети» – 168 магазинов, в т. ч. 32 магазина в Петербурге, 123 - в
Москве и Московской области, 3 - в Обнинске, 9 - в Твери, 1 - в Туле.
«Дикси» – 1759 магазинов, в т. ч. 158 - в Петербурге и 256 в Москве
«Седьмой континент» – 22 площадки, в т. ч. в Москве – 9
«Лента» – 73 гипермаркета в регионах России (Москва, Петербург/15, Ростов, Новосибирск (12), Нижний Новгород, Ярославль, Тольятти,
Рязань, Саратов, Уфа и пр.).
«Глобус» – 9 гипермаркетов (Владимир, Климовск, Королев, Москва, Рязань,
Тверь, Щелково, Электросталь, Ярославль).

 

Материал подготовил Дмитрий Мотыльков,
главный редактор группы порталов «СегментРу».

Использована информация Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ