"Скрепка Экспо Осень 2011". Взгляд Сегмент.Ру

21.09.2011 17:48:16 58 0
Речь пойдет о завершившейся на прошлой неделе и ставшей уже привычной для нас XV Международной специализированной выставке канцелярских и офисных товаров «Скрепка Экспо»

Быть монополистом в любой сфере деятельности, безусловно, приятно: отсутствие сильных конкурентов дает надежду на успешное существование и эффективную работу. Тем более, когда ты занимаешь нишу, которая из-за своей сложности, кропотливости и нестабильности вряд ли заинтересует других участников рынка.

Проецируя все вышесказанное на сложившуюся обстановку в выставочном сегменте канцелярской жизни, можно с уверенностью сказать, что именно такое положение вещей мы и наблюдали в последнее время. АПКОР, по праву заслужившая этот статус и оставшаяся единственной организацией, ответственной за проведение профильных выставок, до появления конкурента свои обязанности выполняла хорошо и качественно. Однако этой осенью организаторы «Скрепки Экспо» превзошли сами себя.

Опустим обязательную часть лирического вступления о том, что осенняя выставка, как правило, оказывается слабее весенней: эти разговоры уже приелись за многие годы, а их целесообразность и конструктивность до сих пор ничем не доказана.

Осенняя выставка существует, и, как написал один известный поэт, значит - это кому-нибудь нужно. Во всяком случае, то, что это определенно нужно участникам отрасли, мы могли наблюдать с 13 по 15 сентября в ВЦ «Крокус-Экспо». В защиту осенних выставок также говорит тот факт, что в этом году пройдет целых две выставки, ни одна из которых не может пожаловаться на скудный список экспонентов. О том, какое из осенних профессиональных мероприятий пройдет успешнее, мы сможем судить в октябре. А сейчас речь пойдет о завершившейся на прошлой неделе и ставшей уже привычной для нас XV Международной специализированной выставке канцелярских и офисных товаров «Скрепка Экспо».

Участники отрасли, безусловно, помнят оглушительный успех весенней «Скрепки Экспо», которая оказалась одной из самых больших и посещаемых выставок за всю историю существования этого проекта. Естественно, организаторы столкнулись с непростой задачей: необходимо было не только на фоне весенней «Скрепки» держать заявленную планку, но и активно работать на привлечение экспонентов и посетителей в условиях жесткой конкуренции.

Перед организаторами стояла цель создать не просто площадку, которая найдет своего экспонента, но еще и привлечь заинтересованных клиентов, чтобы выставка оказалась экономически прибыльной и оправдывала затраты обеих сторон на нее. Общаясь с экспонентами, мы узнали, что жалоб на неэффективность «Скрепки» среди участников нет, а некоторые из респондентов даже не ожидали такого «выхлопа».

Осенняя выставка из имиджевого мероприятия превратилась в действительно рабочий инструмент, с помощью которого можно извлечь ощутимую прибыль, измеримую не только в «плюсиках» к репутации той или иной компании, но и в реальных деньгах. Естественно, это превращение сейчас на начальном этапе развития, однако если все будет развиваться в этом направлении, то в ближайшем будущем мы можем получить качественную, рабочую и, что самое главное, не менее значимую, чем весенняя, выставку.

Эта «Скрепка Экспо» отличалась от предыдущих тем, что во время проведения выставки была организована насыщенная и интенсивная деловая программа, что является важным инструментом для повышения квалификации участников отрасли. Видимо, организаторы действительно учли замечания, сделанные после прошлой осенней выставки, и предоставили рынку площадку для дискуссий.

Специализированный форум «Рынок канцелярских и офисных товаров: особенности и перспективы развития» проходил в течение всех трех дней выставки и представлял собой обсуждение наиболее важных вопросов отрасли в формате круглых столов. Темы были действительно значимыми, интересными и актуальными, а в качестве спикеров были приглашены признанные эксперты и специалисты отрасли.

Стоит признать, что не все ожидания, связанные с форумом, сбылись. Несмотря на явную злободневность заявленных вопросов для обсуждения, бурного ажиотажа со стороны участников отрасли мы не наблюдали. В конференц-зале, конечно, всегда находились люди, однако зачастую присутствующие не занимали и половины арендованных мест. Среди причин такого положения вещей, которые уже сейчас озвучиваются канцелярским сообществом, можно выделить несколько основных: круглых столов было слишком много; рынок по-прежнему не готов говорить о своих проблемах открыто; сама организация круглых столов оставляла желать лучшего.

Давайте разберемся по пунктам. Даже если мы примем как данность тот факт, что круглых столов было больше, нежели необходимо, то возникает разумное предположение, что это вряд ли могло повлиять на заполненность зала. Никто не обязывал участников присутствовать на всех обсуждениях: каждый мог выбрать «свой» круглый стол по интересующей теме, благо, разнообразие предложенных организаторами вопросов это позволяло. Отсюда делаем вывод: дело не в количестве дискуссий и их организации (о начале каждого круглого стола сообщалось заранее по громкой связи; АПКОР оповестила рынок о проведении форума задолго до начала выставки), а именно в так называемом «человеческом факторе». Мы снова столкнулись с той же проблемой, что и год назад на круглом столе, посвященном взаимоотношениям поставщиков и дистрибьюторов на рынке канцтоваров РФ. А именно - с несоответствием ожиданий и результатов мероприятия. Правда, тогда все сетовали на малую активность зала, однако сути вопроса это не меняет: не готовы пока канцелярщики открыто дискутировать друг с другом, нет желания выносить сор из избы, открытая площадка пока не является для рынка полноценным плацдармом для решения важных вопросов и проблем. На данный момент просто стоит признать этот факт.

Одним из самых ярких примеров неактивности и закрытости рынка явился круглый стол «Профессиональное объединение участников канцелярского рынка: основные задачи и перспектив развития». Основной темой дискуссии стал вопрос о целесообразности существования АПКОР. Кстати, именно эта проблема так яро обсуждалась в последнее время среди канцелярского сообщества, и, безусловно, является одним из ключевых вопросов в отрасли. Беседа получилась конструктивной, оживленной и профессиональной, правда, услышать данное обсуждение смогли немногие, так как не пожелали присутствовать. Выходит, на данный момент рынку удобнее разговаривать ради разговоров (извините за тавтологию), нежели ради совместного поиска удобного выхода из положения и взаимовыгодного решения проблем. Остается надеяться, что это явление -лишь переходный этап на пути к построению цивилизованного канала для общения между всеми специалистами отрасли.

В завершение хочется поговорить об общем настроении присутствующих на выставке «Скрепка Экспо». Не секрет, что самой популярной темой стало противостояние двух отраслевых выставок. Но вот русло, в которое были направлены эти обсуждения, говорит о сплоченности рынка. Разговоры строились не на том, чья выставка круче и кто победит, а на том, как сделать так, чтобы раскол отрасли не произошел. Все участники сходятся во мнении, что никому не выгодно, чтобы рынок встал на разные баррикады, наоборот, именно в объединении двух противоборствующих сторон и есть источник всеобщей выгоды.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что организаторы осенней «Скрепки Экспо» приложили много усилий, чтобы сформировать положительное общественное мнение о выставке в целом, а компании-участники, в свою очередь,  - о себе и своей продукции на этой выставке. И пусть не все прошло гладко, тем не менее «Скрепка Экспо» состоялась и многим запомнится.

Выводы из этой выставки каждый сделает сам, но обсуждать их все равно придется всем вместе.

Ксения Содько, Сегмент.Ру