Главная Мнения Сергей Захаров, «ОПТимист»: Поначалу было сложно предугадать все тонкости при открытии новых торговых точек

Сергей Захаров, «ОПТимист»: Поначалу было сложно предугадать все тонкости при открытии новых торговых точек

17.07.2017 в 12.59 665Просмотров: 665 0Комментариев: 0
Генеральный директор крупнейшей розничной канцелярской сети Центрального Черноземья –об особенностях становления бизнеса, конкуренции со стороны Интернета, а также тонкостях логистики и подбора поставщиков для быстро растущего ритейла.

С момента публикации интервью руководителя компании «ОПТимист» Сергея Захарова на нашем портале прошло два года. За это время сеть выросла с 77 до 120 магазинов. «Сегмент.ру» продолжает следить за развитием одного из самых ярких представителей региональной канцелярской розницы.


– Сергей, в конце июня открылся уже 120-й магазин Вашей сети, расскажите, с чего начиналась канцелярская сеть «ОПТимист» в начале 90-х годов?
– В далеком 1992 году о компании с таким именем, как «ОПТимист», никто даже не мог и предположить. Все начиналось с самостоятельных поездок в Москву, за книгами, в спортивный  комплекс «Олимпийский» – на главный книжный рынок страны. Потом все купленное пытались продать уже в Курске. В одном из парков города – микрорайоне КЗТЗ существовал книжный клуб. Каждое  воскресенье с 7 до 12 часов утра там проходили ярмарки, где собирались книголюбы.
Чуть позже в этом же здании у нас появился небольшой склад, порядка 15-20 кв.м, куда по договоренности мелкие оптовые покупатели могли приходить уже всю неделю, а не только по воскресеньям.
Следующим этапом в развитии и продвижении бизнеса стала уличная торговля – лотки. Это было очень сложно, но интересно.
Первый магазин открыли спустя два года в 1994 году. И это сразу же был магазин самообслуживания. В те времена это была большая редкость, покупателям был в диковинку, тот факт, что можно самостоятельно ходить между рядов, трогать и рассматривать понравившиеся книги. И главное, что тебе за это ничего не будет, и продавец за прилавком не одарит строгим взглядом за подобное. Данный формат прижился и полюбился очень быстро. Поняв успешность проекта, мы смогли открыть еще 6 магазинов в Курске. Уличную торговлю с лотков к этому моменту мы свернули.
В начале нулевых у нас было 7 магазинов общей площадью около 300кв. м, и склад примерно той же площади. На сегодня эти показатели значительно выше, что не может не радовать. Торговая площадь свыше 11 000 кв. м, и складская площадь 5 000 кв.м.
Вместе с розницей развивалась оптовая торговля. До 2008 года данное направление развивалось достаточно успешно, и соответственно показатели выручки были значительно выше, нежели в рознице. А после 2008 года приоритетом в  развитии стала розничная сеть. Тогда и появился бренд «ОПТимист».

– Кто стоял у истоков компании?
– Те же, кто и сейчас. Мой отец Захаров Юрий Яковлевич и я, Захаров Сергей.

– При создании «ОПТимиста» основным товаром были книги, какую долю в обороте сети занимает сегодня эта товарная группа?
– Правильнее было бы сказать, что в начале нашей работы в 90-е годы были только книги, а с появлением «ОПТимиста», в 2008 году, книги перестали занимать основную долю в обороте. Сейчас группа книжной продукции занимает меньше половины в общей доле компании. Как и в канцелярских товарах, там существует сезонность. Если говорить в цифрах, то это примерно 30-40%.

– Как развивается направление нумизматики?
– Данное направление – заслуга моего отца. Изначально это было хобби. А сейчас мы его рассматриваем как самостоятельную товарную группу со своей статистикой продаж, сезонностью и т.д. Развивается оно пропорционально развитию всей компании. Уже есть свои поставщики. И конечно много постоянных покупателей ждущих свои новинки, или наоборот – что-нибудь как можно более старое и соответственно редкое.


– Появились ли у вашей сети конкуренты на розничном рынке, так же предлагающие товары для коллекционирования?
– Аналогов нашему формату мы не знаем. Это очень трудоемкий и специфический бизнес, требующий определенного опыта и серьезных знаний. Развивать и продвигать его в большом количестве магазинов очень сложно.

– Перейдем к канцтоварам. Какие категории в этом сезоне растут и проседают?
– Небольшой рост показали следующие группы товаров: пишущие принадлежности, принадлежности для рисования (цветные карандаши, фломастеры и т.д.), товары для офиса и так называемые «народные тетради».
На том же уровне остался бумбел и рюкзаки, обложки.
Слабые показатели у трех групп товаров: текстиль для школы (мешки для обуви, фартуки, папки и тетради), дневники и предметные тетради.
Конечно, рано делать окончательные выводы по этим группам, но, сравнивая с тем же периодом 2016 года, прослеживается небольшой спад продаж.

- Изменилось ли поведение покупателей вслед за экономической ситуацией? Например, некоторые участники рынка отмечают, что спрос на товары для школы сместился с августа на сентябрь-октябрь.
– На наш взгляд спрос немного сместился. Кризис пока никуда не делся, и вносит свои коррективы. Плюс погода... Но мы, за счет проведения акций и розыгрышей, стараемся растягивать спрос на весь школьный сезон с июня по сентябрь.
Поведение покупателей изменилось в выборе ценовой категории товара. Люди стали больше отдавать предпочтение товарам, находящимся в среднем и эконом сегментах. Более дорогие бренды, к сожалению, продаваться стали плохо.

– Насколько часто меняется товарная матрица в ваших магазинах?
– Матрица у нас очень гибкая. Мы не придерживаемся какой-либо строгой спецификации. Обновления и изменения происходит по мере выхода новых коллекций или допечаток. В магазинах ассортимент обновляется в зависимости от сезона и удаленности от склада от одного до трех раз в неделю.

– Как вы осуществляете подбор поставщиков?
– Основной список наших поставщиков давно сформирован, уже произошел естественный отбор, и сейчас почти ничего не меняется.
Подбор происходил годами и, наверное, он все-таки индивидуальный. У каждого из наших партнеров есть свои сильные стороны и выгодные для нас условия работы. Мы же со своей стороны стараемся оправдывать возложенные на нас надежды ежегодным ростом оборота, и все лучше представлять их товар в большем количестве областей, городов, районных центров, продвигать, и делать более популярными и узнаваемыми их бренды.

– Чувствуете ли вы усиление конкуренции со стороны онлайн-торговли, в том числе специализированной?
– Нет, не чувствуем. На наш взгляд, канцтовары  в розницу в Интернете продаются слабо. Стоимость канцтоваров в основном не высокая, и в большинстве случаев при выборе покупатели основываются на свои визуальные и тактильные ощущения, а в Интернете это невозможно.

– По вашему мнению, каковы перспективы сетевой торговли в городах ЦФО?
– При правильной и грамотной  работе перспективы развития, конечно, есть.

– Планирует ли «ОПТимист» развивать собственный сетевой проект?
– Ничего в этой жизни нельзя исключать.

– По какому принципу в компании «ОПТимист» подходят к открытию новых точек?
– Открытие новых точек проходит в несколько этапов. Сначала происходит поиск потенциального помещения. Проводится анализ месторасположения, людского  трафика, учитывается цена за метр, удобство планировки, этаж, договор арендодателя, удаленность от других магазинов  «ОПТимист» или конкурентов. Готовится подробный фотоотчет. И уже после этого руководство компании принимает конечное решение.

– Есть ли планы экспансии в другие регионы России, помимо ЦФО?
– Пока еще существует множество мест, где можно открываться «ОПТимисту» и развиваться в ЦФО. Ну, а как места начнут заканчиваться, то – конечно!

– За последние два года число магазинов «ОПТимист» выросло более чем наполовину. Как устроена логистика столь быстро растущей сети?
– Интересный вопрос. Для начала – это дружный, опытный и нацеленный на успех и дальнейшее развитие коллектив. Весь руководящий состав находится в Курске. С развитием сети было создано множество отделов, отвечающих за все рабочие процессы, начиная с программного обеспечения и технического обслуживания, заканчивая отделом по контролю качества работы продавцов. Средний стаж всех работающих в компании людей – более 5 лет, но есть и более 15 лет. То есть абсолютно все четко знают и понимают возложенные на них задачи. Если не учитывать коллективы новых торговых точек, то сотрудники со стороны приходят редко. Мы не только стремимся к карьерному росту наших сотрудников, но и приветствуем его.
Все рабочие процессы были отлажены и отточены еще несколько лет назад. Был создан некий шаблон, которому следуем при подготовке к открытию новых магазинов. Бесспорно, поначалу было сложно предугадать все тонкости, с которыми можно столкнуться на этапе подготовки новых торговых точек к открытию. Теперь же соблюдены все нюансы, и временные затраты значительно сократились.


– За счет каких средств: собственных или заемных открываются новые магазины?
– Собственных.

– Можете назвать примерный объем инвестиций в открытие новой торговой точки?
– Примерно 6 – 7 тыс. рублей за квадратный метр, в зависимости от общей площади новой торговой точки и ее удаленности от Курска. Это сумма без наполнения магазина товаром.

– Каковы примерные сроки возврата инвестиций в открытие новой точки?
– Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Как угадаешь с местом. Можно и за год вернуть, а можно и никогда. Но в среднем, наверное, 2-3 года мы считаем достойным показателем.

– Используете ли франшизу для расширения сети?
– Нет.

– Когда мы увидим открытие 200-го магазина «ОПТимист»?
– 1 марта 2020 года.
В завершение, мне бы хотелось поблагодарить «Сегмент» за интересные вопросы и пожелать всем участникам канцелярского рынка удачи в этом непростом школьном сезоне, и, конечно же, от нас – оптимизма! Кризис всегда заканчивается, и начинается подъем. Я думаю, это уже скоро!

Беседовал Александр Полунин

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы Сегмент.Ру с представителями различных компаний рынка канцелярских товаров.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza