Александр Киракосян, генеральный директор Bright Concept:

Антикризисные советы смежного рынка

26.01.2015 13:42:00 36 0 На печать
Кажется, что словом «кризис» скоро нас будут пугать как детей - Бабой Ягой. А мы считаем, что именно в сложные периоды важны совместные усилия для поиска путей выживания. Но как же использовать кризис в свою пользу? На эту тему «Сегмент.Ру» открывает серию материалов и будет рад вашему личному мнению на сей счет.

Сегодня мы предоставляем слово генеральному директору компании из смежной сувенирной индустри Bright Concept Александру Киракосяну, который поделился своим мнением о том, что может спасти в кризис.

«Как ни печально об этом говорить — снова кризис. Страх, паника, неуверенность — вот что снова начали чувствовать многие. Компании сокращают количество сотрудников, сворачивают деятельность до минимума, включают режим жесткой экономии, стараются минимизировать любые риски. Дорогие коллеги, призываю вас не терять оптимизма, смотреть на вещи здраво и использовать кризисное время максимально эффективно.


Во-первых, хочу напомнить, что кризис — явление периодичное, предсказуемое. Мы все это знаем, мы об этом много читали в книгах по управлению, по маркетингу, по экономике. Есть разные этапы, периоды, жизненные циклы. Кризис рано или поздно закончится и начнется новый виток роста. А во-вторых, хоть мы и не хотим это признавать, мы к нему готовы. Конечно, неприятно, когда тебя накрывает новая волна кризиса. Но ничего не поделаешь и придется грести — если хочешь выплыть.
Самое главное — не отчаиваться. Я говорю это своим друзьям, своим партнерам, своим сотрудникам. Пусть этот период жизни будет для нас полезным и деятельным. Что сделает нас сильнее и неуязвимее, как не кризис?


Что бы я мог посоветовать в первую очередь? - Сосредоточиться на себе, на своих личных делах, своих качествах. Абсолютно у каждого есть список дел, до которых все время не доходят руки, то одно, то другое. Кто-то хочет изучить новую программу, оптимизирующую работу, кому-то не хватает двух часов в день для английского языка, кто-то хочет пойти на МВА, у кого-то в списке для прочтения накопился не один десяток книг, кому-то просто клинически необходимо отдохнуть. Вот оно, это прекрасное время, когда можно осуществить все это, основательно заняться списком отложенных дел. Повышение своего личного уровня, своих профессиональных качеств, поиск новых возможностей в самом себе — прекрасный мотиватор и «наполнитель» в кризис. Время, потраченное на себя, никогда, как говорится, не проходит даром. Чтобы выжить в кризис, нужно быть сильным, быть акулой в своем деле.


Следующее важное наблюдение: кризис укрепляет связи с клиентами, укрепляет доверие. Не зря же есть поговорка «друзья познаются в беде». Именно в кризисной ситуации становится ясно, кто есть кто, кому можно доверять, с кем лучше не иметь дело. Поэтому вторая рекомендация — сблизиться со своими клиентами, с теми, которые уже есть. Это самый малозатратный способ удержаться на плаву. До кризиса вы делали какой-то объем для этих людей, теперь ваша задача — найти тысячу способов удержать их, продолжить работать для них. Мы в нашей компании разработали пакет услуг для старых клиентов, что мы можем сделать для них дополнительно, совершенно бесплатно, чтобы поддержать их в трудное время, сделать для них что-то правильное и важное. Так, например, мы помогаем с идеями маркетинговых мероприятий, услуга работы дизайнера стала бесплатной, образцы продукции делаем за свой счет. Я не говорю, что совсем не нужно думать о привлечении новых клиентов, но в ситуации выбора логичнее и правильнее сосредоточиться на том, что у тебя уже есть, чем тратить энергию и средства на добывание новых контактов. Мы сузили свою целевую группу, она нам понятна, она конечна. Энергия теперь направлена не вовне, если можно так выразиться, а вовнутрь, на укрепление действующих связей и — что немаловажно — улучшение качества нашей работы.


Еще одна важная вещь для выживания в кризис — сброс всего чрезмерного. Мне кажется, все сейчас поймут, что я имею в виду. Мы часто работаем с рекламными агентствами, которые под ключ создают кампании для своих клиентов. И мне со стороны заметно, как иногда погоня за концепцией убивает здравый смысл. Хотите пример — откройте брендбук практически любой компании и прочитайте о символике ее логотипа! Чего там только не бывает написано, а это ведь потом ложится в основу всех реализуемых мероприятий. То есть язык рекламщиков — он во многом птичий, понятный только им. Потому что клиенту плевать, какого цвета ваш логотип, какая у него символика и как вы это выгодно сумели подчеркнуть. Конечный клиент, для которого все это выдумывается, вообще редко разбирается во всех этих символичных премудростях. Проще и практичнее! Пусть наша отрасль станет более крутой, продвинутой, простой и понятной. Нужны новые идеи, чистые, настоящие.


А еще кризисное время — хороший стимул для поиска новых ресурсов. Вспомните кризис 98 года. Многие тогда кричали, что нужно открывать производство в России, есть свободные рабочие руки, дешевая аренда, сырье на внутреннем рынке. Но до дела мало у кого дошло, к сожалению. Рекламно-сувенирной отрасли просто необходимо сильное и современное производство внутри своей страны. Стратегически это открывает возможности не только для обслуживания внутреннего рынка, но и для экспорта. Возможно, для кого-то кризис станет отправной точкой нового дела. В отрасли полно пустующих ниш.


Вот, например, еще одна — аналитика. С ней у нас как-то совсем плохо, а это важная часть развития всей отрасли. Мне нравится, как это организовано, например, в Германии, когда приезжаешь к ним на выставку из другой страны, не знаешь, как у них все устроено. И тут же получаешь буклеты с информацией по спросу и продажам, выступления глав сувенирных ассоциаций с докладами об отраслевых исследованиях. Конкретика и цифры. В первом квартале самой большой популярностью пользовались такие-то сувениры, а ручек было заказано столько-то, офисные принадлежности не пользовались спросом, столько-то представлено новинок. И так по всей сувенирной продукции. Нам нужна эта информация, не локальные данные, а постоянные исследования, публикации. Некоторая аналитика по рынку, конечно, у нас есть, но пока ей свойственна некая фрагментарность. Информация в основном по количеству компаний на рынке, какой процент российского производства и т.д. Нет полной картины. Возможно, рынку не хватает хороших специалистов. В любом случае, это еще один повод подумать над тем, в какую сторону развиваться лично.

Мне кажется, эти исследования могут быть отличным бизнес-проектом! Вот взять, например, мою компанию Bright Concept: заплатить 100-200$ в год за то, чтобы ежемесячно или хотябы раз в квартал нам присылали аналитику, - не вопрос. Мы ждем, что нам кто-нибудь это предложит, и, думаю, что мы не одни. Исследование может быть представлено в виде пакетов (к примеру, стандарт - аналитика промо для пяти секторов, вип пакет – полный набор инструментов и т.д. )
Друзья, спасибо всем, кто прочитал мою статью до конца. Я не ставил целью изложить алгоритм действий, просто набросал некоторые идеи, которые с ходу пришли в голову. Основная мысль, мне кажется, ясна: больше оптимизма! И пусть кризис работает на нас».

Александр Киракосян, генеральный директор сувенирной компании Bright Concept