Дмитрий Ловейко, бренд "Маша и медведь":

По поводу авторского права: "Ситуация между «Гулливером» и «Первыми шагами» – это как «Apple – Samsung», только не в мировых масштабах

22.10.2014 15:18:00 31 0 На печать
Ситуцию по поводу авторского права, возникшую между компаниями ТД "Гулливер и Ко", весной 2014 года вышедшей на канцелярский рынок, и "Первые шаги", прокомментировал Дмитрий Ловейко, генеральный директор студии "Анимаккорд" и ООО "Маша и медведь", Председатель Лицензионного комитета Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.
Дмитрий Ловейко, генеральный директор студии "Анимаккорд" и ООО "Маша и медведь", Председатель Лицензионного
комитета АИДТ: "Можно понять «Гулливер», который, осознав, что Sylvanian Families не вернуть, но эту товарную нишу можно расширять, решил ввести на рынок аналогичный товар под собственным брендом."

вижу ситуацию «Гулливер» - «Первые шаги» так:

Был в «Гулливере» не последний менеджер Макоев, ведь 12 лет проработал. И имел отношение, видимо, к бренду Sylvanian Families. В 2010 году он ушел из «Гулливера», да, видимо, не один. И ушел не просто так, а увел этот сильный бренд за собой (возможно, ранее он общался от имени «Гулливера» с Epoch). Ребятам из Epoch важно работать с хорошей командой, в какой компании она бы не находилась, поскольку основная ценность такой команды – не в наличии ресурсов (производственных или денежных), а в наличии связей и отношений с ритейлом. Ресурсы вторичны, новой команде на таком бренде можно и рискнуть с кредитом. Поэтому с точки зрения Epoch они немного потеряли (разве что сеть «Гулливер» как ритейлера – и то, у меня нет информации, может, «Гулливер», скрипя зубами, с 2010 года торговал уже не своей лицензионной продукцией Sylvanian Families, а ею же, но получая её через «Первые шаги»), а возможно, и кое-что приобрели – например, лучшие условия от «Первых шагов» (по комиссии?). И получается, что усилия «Гулливера» (опять же, предполагаю) по выводу на российский рынок Sylvanian Families, предпринятые ранее, как и внедрение этого бренда в головы целевой аудитории, оказались напрасными – поскольку с 2010 года их результаты с удовольствием использовали «Первые шаги».

Это первый слой. Здесь можно понять «Гулливер», который, осознав, что Sylvanian Families не вернуть, но эту товарную нишу можно расширять, решил ввести на рынок аналогичный товар под собственным брендом. Видимо, пару лет он такой товар разрабатывал и готовил к выводу на рынок – регистрировал бренд, консультировался с юристами, чтобы по максимуму обезопасить себя от претензий Epoch по смешению образов основных персонажей, тратил ресурсы на производство, и, зная слабые места продукции Sylvanian Families, постарался избавиться от них в продукции нового, уже своего собственного, бренда Village Story.

И предложил на распаханном им же ранее рынке свой новый бренд в пику лидеру. Конечно, схожий - но так, чтобы юридические претензии были минимальны. Да еще и более конкурентный по ценам – чтобы «наказать» уже ненужного правообладателя и «некорректного» бывшего менеджера. Плюс занять на рынке приличную нишу. Это второй слой.

То есть получается ситуация «LEGO – MEGA BLOKS» или «Apple – Samsung», только не в мировых масштабах, а в местных. Цивилизуемся.

Кто выигрывает от этой ситуации? А смотреть надо на неё в развитии:

  1. Сначала «Первые шаги» выиграли - вышли на удобренный «Гулливером» рынок, просто увели нишу под себя.
  2. Возможно, на том же этапе выиграла Epochведь не просто так согласились на новое предложение от «Первых шагов»? Получили более энергичную команду, снизили комиссию, увеличили объемы - можно только догадываться…
  3. С выходом нового бренда с аналогичным товаром и, возможно, более приемлемыми потребительскими качествами (ценой?) выигрывает потребитель – это же хорошо? Сработала конкуренция – классический кейс.
  4. Выиграл ли «Гулливер»? Сначала-то, безусловно, проиграл. Ну, так, возможно, надо было договариваться с менеджерской командой, ведущей старый бренд, или контролировать настроение Epoch – то есть точно упустили ситуацию и, соответственно, получили провал в товарной нише. Сейчас, с выходом Village Story, пока тоже не выиграл – непонятно, сколько вложил, не пропадут ли эти вложения из-за грамотного юридического противостояния со стороны Epoch, примет ли новую продукцию потребитель и прочие сомнения. Но, конечно, «Гулливер» надеется на успех – возврат в важную рыночную нишу уже с собственным брендом!

Получается, в развитии каждый либо выиграл (проиграл), либо может выиграть (проиграть) на разных этапах ситуации. И тон письма Макоева представляется чересчур наигранным и эмоциональным – поскольку как опытный менеджер, должен был понимать, на что идет, какую неприятность (убытки) доставляет «Гулливеру» своими действиями и какие могут быть последствия.

Другое дело, что, с моей точки зрения, новый товар от «Гулливера» действительно схож до степени смешения с товаром от Epoch – и здесь было бы приятней чисто по-человечески и, возможно, экономически эффективней, чтобы «семейный принцип» play-sets Sylvanian Families был более творчески переработан для бренда Village Story, получил новое развитие в новом бренде - и еще бы усилил конкуренцию (не только ценовую) на рынке и «приятность» новой продукции для потребителя. И в этом есть риск для «Гулливера». Разве что целью этого проекта было потрепать нервы Epoch из-за решения четырехлетней давности о смене партнера. Но это уже из области психологии, а не бизнеса, поэтому комментировать с этой точки зрения я не вправе.

В общем, решать ситуацию суду, и желательно - независимому.

А нам всем учиться на примерах добросовестной/недобросовестной конкуренции (еще раз, определения оставляю за судом)".

Дмитрий Ловейко,

генеральный директор студии "Анимаккорд" и ООО "Маша и медведь",

Председатель Лицензионного комитета АИДТ

для "Игрушки.Сегмент.Ру"

Читайте также:

Открытое письмо всем участникам АИДТ от Генерального директора компании "Первые шаги"

Официальное обращение компании ЗАО Торговый дом "Гулливер и Ко" по запуску новой торговой марки Village Story в России

Антонина Цицулина, президент АИДТ: «Ценность интеллектуальной собственности в период кардинальных изменений в промышленности будет значительно возрастать»

Участники рынка об очень спорном вопросе

Дмитрий Аронович, «Геймпласт»: «Если не бороться с нарушителями, то у нашего желания дарить детям лучшие товары нет будущего!»