:

Дмитрий Пупин: хождение за три моря. Часть II. От слов к делу

23.05.2014 16:41:00 30 0 На печать
Мы публикуем вторую часть материала Дмитрия Пупина, генерального директора владимирской компании "ПСВ-Холдинг, о деловой поездке в Китай. В этой части Дмитрий рассказал о том, почему же многие оптовики покупают канцелярские и не только товары в городе Иу (Yiwu), и как это можно сделать новичку

Дмитрий Пупин, генеральный директор «ПСВ­-Холдинга»: «Ряды посуды или носков на рынке в Иу (Yiwu) могут тянуться на километры, а канцтовары - это всего лишь 2-3 этажа в одном из зданий, которые можно обойти дня за три»

От слов к практике: почему Иу?

Целью этого моего повествования для «Сегмент.Ру» должен быть, по идее, рассказ о том, как покупать канцтовары в Китае, и почему новичку удобнее делать это в городе Иу. Остановлюсь на этом поподробнее. Хотя думаю, что все, кому хватает мозгов и денег напрямую покупать товар в Китае, уже и сами это делают. Я лично в прошлом году был 6 раз в Иу и постоянно встречаю там своих клиентов по бумбелу, а после некоторых поездок мне еще и по Интернету пишут: «Димон! Ты что прошел мимо, не узнал что ли?». Не стал исключением и этот раз. Прежде всего, я был рад встретить в одном из ресторанчиков Иу Женю Кожевникова и Барсукову из Новокузнецка.

В Луйшунько (бывший Порт Артур) теперь база китайских ВМФ. Недавно был закрытым и сувениров в нем практически нет. Одно из развлечений местных китайцев - фотографировать детей в форме китайских моряков.

Когда-то город Иу был деревней, причем не так уж давно. Несколько моих новых друзей, живущих в Иу, много раз наперебой рассказывали мне, что 10 лет назад это была пыльная грязная деревня и даже показывали какие-то фотографии. Но сегодня это город небоскребов, где на городском перекрестке вы можете увидеть одновременно 4-5 «Поршей» и «Бентли» одновременно.

Экономическое чудо в этом городе произошло благодаря рынку, самому большому в мире! Если Вы наберете в Гугле Yiwu и посмотрите на город из космоса - то увидите, как рынок, словно огромная змея, ползет через весь город. Причем китайцы не остановились: за те несколько месяцев, что я не был в Иу, китайцы пристроили еще одно здание! Высотой это здание в несколько этажей, причем в нем практически не торгуют в розницу. Можно сказать, что это постоянно действующий выставочный центр с офисами десятков тысяч фабрик на любую тему. Он разделен на разделы, посвященные различным товарам. Канцтовары находятся примерно в районе 52 выхода. Туда надо ехать на такси, чтобы увидеть, что по чем продают китацы тем, у кого потом вы это покупаете в России. Рынок по-китайски называется Футьян, и если вы произнесете это слово любому таксисту или рикше в Иу, то он сразу отвезет вас туда, куда вам и надо. Кстати, рикш здесь становится все меньше, поэтому я рекомендую хоть разок проехаться: что на моторикше, что на велорикше. Это реальное приключение. Но кататься можно не более одного раза, так как порой их маневры бывают опасны, и они часто попадают в аварии.

Рынок со всех сторон окружен гостиницами, ресторанами, офисными зданиями. А чуть дальше находится множество складов и фабрик, которые производят большую часть того, что продается на рынке. В эту поездку рядом с рынком мне больше всего понравился для перекуска ресторан «Ташкент» - официанты там говорят по-русски, и кухня наша родная.

Ужин в Порт Артуре

Конечно же, и город Иу, и провинция Жечжань не единственное место в Китае, где делают канцелярские товары. Рядом расположены провинция Anhui и город Ningbo, например, где тоже работает мощнейшая канцелярская промышленность. Не за горами город Руян. Но такого рынка в этих городах нет, поэтому для новичка и не крупного клиента ничего лучше города Иу я лично подсказать не могу. Нужно же, чтобы все было не дорого и находилось все сразу в одном месте. Я много раз сталкивался с тем, как предприниматели из Нингбо, например, с отчаянием говорили, что, к сожалению, у них в Нингбо такого нет. Вообще, это очень удивительно, как грамотная политика властей, инициировавших создание этого рынка в сочетании с трудолюбием и предприимчивостью местных жителей вытянули целый городок из бедности. Я видел в Иу китайцев, у которых машина стоито 500 000 долларов, но при этом дома нет ванны: они родились и выросли без этих «излишеств» и просто не понимают, зачем оно нужно.

 

                                           Справка о городе Иу (Yiwu)

Иу находится на юге провинции Чжэцзян. Это торговый город, который развивается стремительно. За последние несколько десятилетий в нем появилась самая крупная в стране база, экспортирующая товары народного потребления, и один из самых крупных в мире оптовых рынков. 17 лет он занимает лидирующие позиции среди китайских рынков в промышленных и многих других видах продукции. Здания складов в регионе построены один за другим и в них не прекращается оживленная торговля. За короткое время Иу превратился в оптовый центр Китая, где можно приобрести всевозможные мелкие товары, и, кроме этого, в огромную международную оптовую базу. Здесь ежедневно торгуют сотнями тысяч самых разных товаров из 2000 отраслей и именно по этой причине регион и можно назвать раем для покупателей. К тому же здесь расположено более 10 тысяч производственных предприятий, 1800 фабрик, которые производят чулочно-носочные изделия, 400 фабрик, производящих молнии, 2000 компаний, производящих бижутерию.

Чудеса китайской торговли

«Я понимаю себестоимость многих китайских изделий, и у меня нет сомнений, что очень многое китайцы продают по себестоимости, лишь бы не останавливать производство в период рецессии, лишь бы не затоваривать склады и хоть как-то шевелиться».

Рынок в Иу. Удобный прием для работы: сфотографировать товар с ценой и визитку продавца в одном кадре. Можно отдать такой снимок закупщику, и он легко найдет товар на рынке, так как на визитке есть координаты продавца.

Рынок просто потрясает своими размерами любого, кто попадает туда первый раз. Канцелярский раздел, конечно, на нем не самый большой. Например, ряды посуды или носков на рынке в Иу могут тянуться на километры, а канцтовары - это всего лишь 2-3 этажа в одном из зданий, которые можно обойти дня за три.

Ходишь, смотришь, спрашиваешь цены... Тут же вокруг очень много рекламы на русском языке тех компаний, которые могут помочь с доставкой товара в Россию, проконтролировать качество, наклеить на товар этикетки с текстом на русском языке в Китае с положенной по закону информацией. Товар можно закупить целым контейнером - за это «помощники» обычно просят 5-10 процентов. Но на самом деле заработают в разы больше, потому что с ними поделятся комиссионными ваши же поставщики. Можно везти «по серому»: карго – это небольшое количество товара до Москвы. Стоит 5,5 доллара за килограмм. Это имеет смысл делать, когда везешь какие-то новинки типа говорящих хомячков или, если прямо говорить, когда везешь какой-то контрафакт, подделки известных брендов, хотя время доставки непредсказуемо и может растянутся на несколько месяцев. Вообще, конечно, наша таможня добавляет элемент непредсказуемости, прежде всего, в сроках получения вами вашего же товара. И что бы не говорили ваши «помощники» в Китае, реальных сроков доставки не знает никто. «Карго», я так понимаю, это когда ваш товар довезут до границы с Казахстаном, например. Потом в Китае ручками перетащат ваш товар через границу в Таможенный Союз, потом консолидируют ваш груз в кучку с другими, довезут до Москвы и наши желтолицые братья отдадут вам его где-нибудь на рынке в Москве. Я видел много раз, как такое «карго» работает в отношении товаров из Евросоюза на границе в Нарве.

В мае 2014 года мои друзья уже закупали в Иу новогодний товар и надеются, что успеют его получить вовремя. Правда, в прошлом году, один из моих приятелей, сделав там заказ точно так же в июне, получить товар до нового года не успел и поэтому немного злился. 

Надо очень внимательно смотреть на качество товара. Я пересмотрел не меньше 5 стендов с говорящими азбуками на русском языке, пока не нашел подходящего поставщика. Даже если товар высокого качества, китайцы могут накосячить самым неожиданным образом да так, что еще попробуй объясни, что они не так сделали.
Рынок в Иу

Лично я в этом году ничего не хотел везти из Китая. Надо бы склады подрасчистить. Кризис. Надо, чтобы складские запасы были меньше, чтобы быстрее крутились деньги. Но все равно, не могу удержаться, и, наверное, что-то привезу и в этом году. Цены в Китае сильно упали, и если вы берете более-менее приличное количество, то цена может быть ниже на 15-20 процентов по сравнению с ценами 2013 года. А так как я сам произвожу различные канцтовары уже много лет, то я могу понять себестоимость многих китайских изделий, и у меня нет сомнений, что очень многое китайцы продают по себестоимости, лишь бы не останавливать производство в период рецессии, лишь бы не затоваривать склады и хоть как-то шевелиться. Но, наверное, это касается не всех производителей. 

Что я еще могу подсказать? Помимо канцтоваров, обязательно посмотрите и на другие товары со смежных рынков, посмотрите глазами своих покупателей. Прикупите обязательно еще что-то интересное: какие-нить кошельки или летающих фей. Многие везут из Китая вывески, плазменные панели, бегущие строки для рекламы своих магазинов. Мои друзья из Сибири в этом году забили все чемоданы какими-то светодиодами для подсветки вывесок. Они говорят, что цена ниже, чем в России в разы. Можно привезти что-то для себя или для дома. Я, например, подумываю ближе к старости припереть себе из Иу кресло массажное)) А если найду, где поставить на своей улице детскую площадку, то привезу какую-нить малую архитектуру для детей своей улицы. Все это в Китае в разы дешевле, чем в России, даже с учетом доставки и «растаможки», и это тоже поможет вам улучшить свою жизнь, потратив меньше денег

Факторы риска в Китае

На чем влетел лично я в 2013 году? Я не учел объем товара: деревянные лотки, например, китайцы упаковали в пенопласт так, что их объем стал раза в три больше и, соответственно, в три раза дороже обошлась доставка их в контейнере.

Будьте внимательны к подобным «мелочам», когда ваши китайские помощники в Китае будут слать вам таблицы с весами и объемами заказанного вами товара. Так же мне мои помощники помогли прямо в Китае развернуть и не везти в Россию много товара ненадлежащего качества, который просто вонял, независимо от того, что на товар были все сертификаты.

Даляньские морепродукты. Очень сильно отличаются от шанхайских

Обычно китайцы везут им весь товар без предоплаты, доверяют землякам, так что риска, что заплатил, а тебе привезли черт-те что, нет, если ты, конечно, используешь хороших толковых помощников. Еще меня лично напрягал контрафакт. Я не хотел его везти, но все равно что-то приехало с надписями Stabilo или Kores. Не досмотрели помощники, не все коробки открыли:(((( И если бы мой контейнер досмотрели на таможне тщательнее, думаю, с таможней у меня были бы офигенные проблемы. Так что, с контрафактом лучше не связывайтесь

Ну, и в завершение – про отдых в Иу. В этот раз я сделал открытие: это сайты-купонаторы. Гид, владеющий китайским языком, может помочь вам купить купон и всего за 90-100 юаней вы можете сходить в шикарную баню со шведским столом, на котором можно реально сожрать 3-4 килограмма крабов и так окупить все мероприятие))) А на входе в баню такой билет будет стоить намного дороже.

Возвращение в родные Пенаты

На обратном пути из Китая нам несколько часов надо было переночевать в Пекине. А так как мой друг испытывает по жизни удивительное желание получить как можно больше халявы от отеля «Хилтон», потратив при этом как можно меньше денег, то была разработана следующая комбинация. Мы сняли в Пекине самый дешевый отель, чтобы поспать часа четыре до отлета в Москву. Он был расположен рядом с отелем «Хилтон», и параллельно мы заказали в «Хилтоне» бесплатный трансфер из аэропорта,  так как он предусмотрен для тех, кто живет в самом «Хилтоне». Было задумано так, что, приехав в «Хилтон», мы подойдем к стойке регистрации, спросим, сколько стоит номер, скажем, что это дорого и уйдем в наш отель, который через дорогу.

Тьянджин. Вечер. Смог

За нами в аэропорт приехал шикарный микроавтобус и аж 2 прислужника. Но, видно, наша слава уже шла впереди нас))) Багаж нам не отдали, пока мы не заселились, а так как мы и не собирались там жить, то нас вежливо увезли из «Хилтона» назад в аэропорт, то есть туда же, откуда забрали и где нам пришлось встать в огромную очередь часа на полтора, чтобы уехать в забронированный отель.На мое счастье, я разболтался с мужиком, который настойчиво предлагал нам такси без очереди. Сначала я думал, что это разводила, но оказался нормальный кит и по-английски хорошо говорил. Просто у него машина на стоянке простояла столько времени, что 100 юаней за такси как раз перекрывали его платеж за стоянку. То есть, по сути, он подвез нас попутно до отеля по цене такси, а мы сэкономили время на стоянии в очереди. Вот такая вот история: о том что в Китае не надо чересчур уж за халявой гоняться, ее там и так полно, и не все китайцы думают, как на вас на лаовае заработать. Есть там и нормальные люди, которые могут помочь. А лаовай - это жаргонное обозначение иностранца в Китае. Будучи в Поднебесной, вы много раз услышите произнесенным вокруг себя это слово с самой различной интонацией.