«Нам, канцелярщикам, надо изо всех сил стараться для детей, чтобы для них сгладить будущие воспоминания о 2015 годе»

Автор новости / ньюсмейкер ПСВ-Холдинг

Сегодняшний гость рубрики «Канцелярская летопись» - Дмитрий Пупин, генеральный директор владимирской компании «ПСВ Холдинг». Дмитрий рассказал свою историю работы на канцелярском рынке.

- Дмитрий, поскольку наш проект называется «Канцелярская летопись», позволю себе немного, так сказать, углубиться. Насколько я понимаю, ты начал заниматься канцелярским бизнесом в середине 90-х, самое интересное время в постсоветской истории, периоду дикого первичного накопления капитала. Питер сотрясали выстрелы: бизнесмены стреляли друг в друга и некоторые пули попадали в случайных прохожих на улицах самой культурной столицы России. Работу было найти крайне сложно. Я, как и многие коллеги, был ведом романтической идеей честной журналистики. Не с первого раза поступил на журфак ЛГУ, параллельно сразу начав работать в деловой журналистике. И на то время это была исключительно честная журналистика, что в прессе, что на ТВ, что на радио. В тот период в Питере лишь один ВУЗ – ЛГУ - готовил журналистов – всего около 50 человек в год. Поэтому в то время все как-то находили себе применение в этой профессии. Сегодня журналистов выпускают более 20 питерских институтов. Естественно, это потенциальные безработные, которые сразу уходят в PR и рекламу. Ты по профессии программист? А когда, как и при каких обстоятельствах попал в канцелярский бизнес? И почему в итоге задержался именно в этом бизнесе?

- Да я уж это все рассказывал много раз: ребенок на 5 курсе, жена, надо кормить семью, жить как-то, жрать что-то. Ну, ничего, кроме как открыть отдельчик «канцтовары» в гастрономе плюс маленький скрепочный цех я не придумал. Думал, это временно, а увяз в теме на 17 лет. Альтернативы, наверное, были, но был так занят работой, что все прошло мимо. Не знаю, хорошо это или плохо.

- Когда, на твой взгляд, в России начал складываться или сложился канцелярский рынок в том виде, в котором мы его знаем сегодня?

- Году в 2005 устаканилась такая структура, как сейчас: сети, оптовики, региональная розница, корпоратив…

- По ощущениям, насколько рынок претерпел изменения со временем?

- Одни умирают, другие приходят…Потихоньку строятся новые гипермаркеты, потихоньку умирают старые оптовики. Сейчас, конечно, эти процессы немножко с другими скоростями протекают, чем год назад.

- С точки зрения развития экономики, все эти кризисы и изменения, возможно, - закономерный процесс? То есть, возможно, к ним и относиться нужно так же спокойно, как к простуде, например?

- Процесс, с одной стороны, закономерный: цикличность капиталистической экономики многие нобелевские лауреаты описывали, в том числе, и наш земляк Кондратьев. С другой стороны, мы с Крымом такое учудили, что еще лет 10 г…о ложкой хлебать будем. Экономики стран Запада растут, а мы падаем вместе со своим ВВП((( Ну что ж, наше дело маленькое – улицу перед магазином подметать и сеять разумное, доброе, вечное. Готовиться всегда надо к худшему, но можно и какие-то выгоды в происходящем увидеть, попытаться, чтобы не очень грустно было. Чего наш народ только не переживал. Думаю, переживем и это нелегкое время. Я думаю, нам, канцелярщикам, надо изо всех сил стараться для детей, чтобы для них сгладить будущие воспоминания о 2015 годе, чтобы что-то приятное они вспомнили: мама – крутой ранец купила, хорошие цветные карандаши за 3 года до китайской оккупации))))

- Вопрос о роли личности в истории напрашивается сам собой. У истоков рынков всегда стоят проактивные, харизматичные и пассионарные личности, выражаясь в терминологии Льва Гумилева. Если поразмышлять в этой плоскости, на твой взгляд, кто стоял у истоков канцелярского рынка? И велика ли, как говорится, роль личности во всей этой канцелярской истории?

- Пассионариев хоть отбавляй. Я даже думал одно время, что наша отрасль полна несостоявшимися нефтяными магнатами, у всех таааакие амбиции). И даже сейчас, в кризис, полно желающих всех удивить, всех покорить, завалить всю страну своими тетрадями, которые уже несколько лет стоят дешевле бумаги. Основная масса личностей на виду. А тех, кто не на виду, и называть как-то неудобно, хотели бы – сами бы как-то засветились. Это простые скромные канцелярские труженики, отдавшие отрасли по 10-20-30 лет своей жизни )))) Конечно, все делают неравнодушные люди. Без людей - и магазины, и фабрики – просто кирпичи стекло и бетон…

- Какими словосочетаниями или лозунгами ты бы охарактеризовал ситуацию на канцелярском рынке России в 90-х, нулевых и в настоящее время?

- В 90-е, кстати, у нас тоже часто соседей убивали. Особенно в одной фирме, которая сахаром торговала. Ну, сейчас, вроде, убивать стали реже. Хотя на суды и на правоохранительные органы надежды по прежнему очень-очень мало. Да, в принципе, мало что глобально изменилось. Все так же все мы под Богом ходим, немножко была какая-то иллюзия свободы и роста в 2000-е, а теперь все, аллес капут.

- А где, в какой период времени, тебе жилось интереснее и почему?

- А я еще ведь не умер) Мне и сейчас очень интересно жить и хочется пожить подольше, посмотреть, что еще интересного будет. Жизнь удивляет неожиданными поворотами, и в каждом возрасте есть свои удивительные радости и горести…

- Насколько канцелярский рынок тебе интересен сегодня с точки зрения перспектив личностного роста и развития?

- Скучно как-то). Одна и та же тусовка 17 лет. Просто работаю и все, надо же что то делать в свободное время, приносить как-то пользу людям. Вот, не знаю, как себя замотивировать на рост и развитие(

- Дмитрий, а есть ли у канцелярского рынка потенциал для тебя лично?

- Бездонный). Можно открывать и открывать магазины, можно создавать новые производства. Кругом полно места для продуманных дел с любой скоростью, на которую у тебя дыхалки и понтов хватит. Самая большая страна в мире. Я и в Евросоюз уже коготок запустил.

- Событийная жизнь рынка раньше, судя даже по нашим материалам и канцелярской Фотолетописи на сайте, была насыщеннее. Народ общался, народ ругался, народ мирился. Такое вот субъективное впечатление. Почему активность канцелярщиков в последние годы резко снизилась? Причина в том, что все были моложе и бодрее?

- Да, это неправильное впечатление. Всегда был тухляк в плане общения, и каждый жил в своем болоте. Вроде последнее время народ наоборот активнее общается, все понимают что не враги кругом.

- Или потому, что в последние годы все не очень хорошо складывается на рынке в силу разных причин и говорить не о чем?

- Ничего хорошего на рынке не складывается. Тем для обсуждения – море. Просто как-то непринято, в отличии от других профессиональных сообществ. Может быть, иногда- из-за комплекса «нефтяного магната» проще профукать миллионы и миллиарды кредитов, чем рискнуть показаться глупым и спросить что то у коллег.

- А можно ли утверждать, что участники рынка со временем стали меньше общаться друг с другом, что рынок стал разобщенным и, соответственно, менее управляем?

- Да всегда на нашем рынке царил хаос и общались мало.

- А какие мероприятия или события (официальные или даже неофициальные) особенно запомнились за годы работы на рынке?

- Конференции какие-то были прикольные. Участие в «Пейперворлде» первое, когда все бухали на стенде, чтобы стресс снять.

- Как, на твой взгляд, изменился канцелярский рынок и бизнес за последние лет 15-20?

- Так же, как и вся страна) Была нефть по 150 - мы жировали. Стала по 45 - сосем лапу) Вчера видел, как дед не дал внуку купить карандаш за 2 руб 50 коп, как мама с папой говорили детям «ластики и точилки у Вас с прошлого года хорошие», вот наша новая реальность - резко обедневшие покупатели. Доллар на 40 процентов за пару месяцев подорожал, как людям жить? У меня сгорел дом вместе со всей одеждой. Вчера ходил смотреть зимние вещи – цены выше, чем год назад в 2 раза, ботинки как были 100 Евро, так и стоят, только евро-то уже какое дорогое! Как людям жить при новых ценах, не знаю. По радио только вчера что то странное услышал, что, по данным Владимирского департамента статистики, цены в областном центре выросли на 9 процентов за год. Ну, на детях, я думаю, все же поменьше будут экономить.

- В целом канцелярский рынок уже сформировался, или кризис его зачистит по полной, как говорится, программе? Каким видишь канцелярскую индустрию в обозримом будущем?

- Рынок не устаканится еще очень много лет Кризис, конечно, зачистит рынок, может, новые звездочки появятся, я надеюсь. А возможностей для роста очень много.

- Какие проблемы, характерные для канцелярского рынка, по-твоему мнению, нетленны (до поры до времени или вообще?), а с какими за годы работы тебе лично удалось-таки справиться?

- «Кидалово» не исчезает. Неплатежи. Вот это было, есть и будет, я думаю. Справиться? Трудно сказать. Жизнь есть борьба, до обеда - с голодом, после обеда - со сном. Вот так всю жизнь в канцтоварах и борюсь со всякими важными проблемами).

- Поскольку ты лично занимаешься развитием канцелярской розницы, работая в сегменте эконом-класса, хочу задать вопрос на этот счет. Не секрет, что очень многие ритейлеры, необязательно из канцелярки, владея своими собственными магазинами или развивая франчайзинг, стараются поддерживать даже убыточные магазины, только чтобы не потерять каналы сбыта. Порой такая поддержка достигает 50% от сетки. Как ты считаешь, с экономической точки зрения это правильно?

- Многие ритейлеры - просто глупые. Они навсегда теряют чаще всего чужие деньги и бессмысленно или во вред себе тратят собственное и чужое время. Так хорошо, как сейчас, у нас в стране теперь долго не будет, так хорошо, как было 2 года назад или в 2007 году, при моей жизни, может быть, уже и не будет никогда. Впереди несколько лет падения, завтра будет намного хуже чем сегодня и очень глупо надеяться, что если вчера и сегодня были убытки, завтра вдруг появится прибыль, которая окупит все убытки предыдущего периода. Многие тянут лямку, просто чтобы их не прибили кредиторы. Многие делают вид, что работают, чтобы продолжать брать в долг. Все это не бизнес. Хотя, с другой стороны, я не разделяю теорию, что если магазин сразу не начал давать прибыль то он всегда будет убыточным. У меня в этом году один из магазинов выстрелил на четвертый месяц, а в одном я ждал первой прибыли 7 месяцев, но потом в нем выручка стала увеличиваться просто в разы! Покупателям в разных местах нужно разное время, чтобы Вас разглядеть и полюбить.

- Не раз ты говорил, что свои магазины во Владимире ты то открываешь, то закрываешь. А каким чисто финансово-экономическим критериям должен совсем уж НЕ соответствовать канцелярский магазин, чтобы владелец принял решение о его закрытии. Ну ,вот ты убыточные магазины содержишь?

- Нет не содержу. Как только понимаю, что убыток, сразу закрываю. Большинство магазинов, которые я закрыл, были прибыльными – но все они были в аренде, основная причина закрытия в том или ином смысле – жадность арендодателей. Два моих магазина просто снесли, мечтая построить небоскребы, но так ничего и не построили. Скорее всего, теперь и не построят. Я вот никак за 17 лет не понял, зачем магазины покупать в собственность, глядя на соотношение аренды и выкупной стоимости. Говорят, надо покупать муравьиные тропы, но я не понимаю до конца выгоды этого. Многие говорят, купил, а оно дорожает. Какой, к черту, «дорожает», если цены в рублях не выросли, а доллар в два раза подрожал?! Значит, подешевела в валюте твоя инвестиция, а если на это взял в банке кредит, я вообще математику понять не могу: где смысл? А попробуй продать собственное помещение за столько, за сколько мечтаешь?! Но, наверное, я в чем-то не прав, надеюсь, кто то объяснит мне, в чем я заблуждаюсь, и я пойду, наберу ипотек и накуплю помещений). Хотя в каком-нить райцентре типа Гуся Хрустального морально я готов вместо аренды по 100 руб за метр купить за 3000 рублей м2, просто чтоб жилось спокойнее и увереннее).

  Эстония. Закат

   

  Фото: Дмитрий Пупин

   



Вопросы задал Дмитрий Мотыльков,
главный редактор группы порталов «Сегмент.Ру»


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.