:

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг», о новом сезоне: «Канцтовары - везде. Осталось их только в аптеках предлагать»

02.09.2014 09:55:00 26 0 На печать
Лето закончилось. Начался новый торговый цикл, новый сезон, в частности, офисный. В связи с этим «Сегмент.Ру» открывает серию интервью с экспертами и участниками рынка о предстоящем сезоне, перспективах, проблемах и других вопросах, касающихся канцелярского и офисного рынков

По традиции, первым ответил на наши вопросы Дмитрий Пупин, генеральный директор владимирской компании «ПСВ-Холдинг».

Дмитрий Пупин, генеральный директор «ПСВ-Холдинг»: «В новый сезон ожидаются банкротства некоторых крупных производителей, хочу занять небольшой кусочек того места на рынке, которое занимали они».

- Дмитрий, прежде всего хотелось бы спросить, каким видишь предстоящий сезон? Чего ожидаешь? Каких хотелось бы добиться результатов и экономических показателей в сравнении с прошедших сезоном?

- Какой предстоящий сезон? 2015 года? Если тот, который заканчивается, по мнению многих, был одним из самых сложных за последние лет 15. Сошлись в одной точке сразу много факторов: и гиперконкуренция, и избыток предложений по всем группам товара, и кризис-санкции-рецессия, ну, в общем, было не скучно.

- Какие проблемы и сложности предчувствуешь на рынке?

- Большое отношение долга к выручке у многих участников рынка. В том числе, у участников первой десятки, самых влиятельных на рынке фирм. Но не у всех дела плохи. Также из-за огромного предложения товара, очень высокой конкуренции у многих оптовиков да и в розничной торговле падает маржа. В общем, очень много игроков на маленьком рынке, и у всех амбиции. Многие уже не первый год умирают, но не сдаются, а от этого всем становится только хуже. Прежде всего рынок страдает от демпинга и сливов товара по ценам ниже закупочных.

- Какие «точки роста» вы видишь на обозримую перспективу на канцелярско-офисном рынке?

- Возможности закупать товар намного дешевле, чем раньше. Вот главная точка роста для торговцев канцтоварами в условиях кризиса. Пару лет назад даже лидерам рынка не снились такие цены, по которым можно сейчас закупаться небольшой и активной в поиске поставщиков фирме.

- Какие новые товары готова предложить в новом сезоне компания? Какие особенности ассортиментной политики будут в нынешнем сезоне?

- Много различных идей. Пока не буду говорить конкретно, но ожидаются банкротства некоторых крупных производителей, хочу занять небольшой кусочек того места на рынке, которое занимали они, я не жадный, мне много не надо. А также хочу открыть к следующему лету как можно больше магазинов, в условиях огромных предложений и распродаж банкротами всяких товаров. Свои магазины - это золотое дно, если закупать товар дешево.

- Какие важные новости своей компании ты хотел бы донести до рынка в новом сезоне?

- Да, наверное, никаких новостей, хотелось бы, конечно, постоянно, но вежливо и доступно напоминать о супернизких ценах, которые на рынке уже более 15 лет предлагает моя компания.

- А будешь ли внедрять какие-либо новые «ходы» по расширению своей доли рынка и если да, то какие?

- Буду открывать новые магазины. Восстанавливать прерванные отношения с несколькими московским оптовиками, то есть буду расширять сеть сбыта.

- Вопрос по ситуации с Украиной. Мы уже стали свидетелями остановки поставок продуктов питания из соседней страны. Заморожены поставки ряда канцелярских товаров. В плане насыщения рынка насколько вообще важна для России Украина?

- Конечно, важна, в отдельных сегментах рынка украинская продукция занимала десятки процентов. Краски-пластилин-тетради сотнями, а может, и тысячами тонн шли с Украины. Картонов цветных и папок всяких, я думаю, может, в России из украинского картона некоторых видов и больше половины. В России даже туалетная бумага зачастую сделана из украинской основы. Не совсем канцтовары, конечно, но явно смежный рынок. И для российских компаний Украина была каким-никаким рынком сбыта, пусть небольшим, но других рынков за пределами России, где наши российские канцтовары были бы хоть как-то востребованы, не так уж и много, жалко терять то, что имели. В общем, быстрее бы война кончилась – не надо ссориться. Это плохо для бизнеса.

Экономика&международная арена

- Как бы оценил последствия для российской экономики введенных европейских санкций?

- Они, безусловно, есть. Прежде всего из-за бегства капитала уже сильно упал уровень реальных располагаемых доходов населения нашей страны. Так же есть трудности с кредитованием – выросли проценты по кредитам и ухудшилась их доступность, а для некоторых наших жутко закредитованных коллег это критически важно. Также за границу стало труднее платить. Расскажу о себе. У меня в «Мособлбанке» лет 15 был счет. Так он, будь неладен, как оказалось, братцам Ротенбергам принадлежит, и в нужный мне момент платежи в долларах через него перестали проходить. Пришлось срочно объяснять поставщику в Китае про санкции и открывать счет в «ВТБ» в евро, на всякий случай уговорил китайцев евро принять. Только уговорил – и ЕС, будь и он неладен, против «ВТБ» тоже санкции ввел. Несколько дней у нас во Владимире из-за некоторой некомпетентности персонала в «ВТБ» тоже были трудности с платежами. И, как назло, как раз в те дни, когда мне надо было за следующий контейнер платить. Объяснять еще раз китайцам наши трудности я уж не рискнул, боясь «потерять лицо». Плюнул, положил в карман 20000 евро и отвез их в Эстонию. И выслал оттуда поставщику, перенацелив контейнер на мою эстонскую фирму. В общем, из-за этих санкций простые дела превратились в приключение, но пока все не смертельно.

- Cитуация с девальвацией рубля остается достаточно острой. В результате политических и экономических причин глобального масштаба давление на рубль только усиливается с начала 2014 года. Рубль подешевел почти на 12%. Как этот фактор уже сказался на ценовой политике твоей компании? Насколько подорожала продукция?

- Да, подешевела вся продукция. Потому что на рынке гиперизбыток предложений, в том числе, и сырья для производства. И рублевые цены даже немного упали. Только вот полипропилен вроде бы подорожал, точнее, пока что мой поставщик полипропиленового листа посоветовал поработать на складских запасах, надеемся, что цены немного упадут, и тогда их пополню. Ну, вот, например, взять картон украинский: рубль просел к доллару, но гривна-то просела еще сильнее, с чего бы ему дорожать? В Китае товар сильно подешевел, в общем, пока что цены в рублях мы не повышаем.

- Какие бы ты спрогнозировал перспективы в российской экономике? Рассматриваешь ли какие-либо страховочные меры для бизнеса своей компании?

- Ну я уж давно подстраховался от нищей и голодной старости – купил дом в Евросоюзе у моря и делаю там маленький, но масштабируемый бизнес. А в России перспективы плохие. Я был этой весной в Иране и очень переживаю, что у нас может быть так, как там. Денег там от нефти и газа море, зарплаты по 1000 долларов. Сами они думают, что живут хорошо, но я вижу, как из-за изоляции от мирового сообщества сильно деградировала их страна. Не хотелось бы, чтобы с Россией все было точно также. Я очень надеюсь, что мы в России окажемся мудрее и без всяких революционных потрясений как-то исправим появившееся из-за украинских событий проблемы, и все будет хорошо. Время покажет.

- Какие явные тенденции, тренды на рынке обращают на себя внимание сегодня?

- Сливы, сливы, сливы. Умирание региональных оптовиков. В сезон во всевозможных сетях вплоть до заправок и булочных было выложено еще больше канцтоваров. Осталось только в аптеках их предлагать – все торговцы уже наслышаны про школьный сезон и стараются хоть как-то откусить свой кусочек. Спасает только то, что мы в этом бизнесе уже 17 лет и можем предложить своим покупателям товар лучше и дешевле, чем непрофессионалы.

- На твой взгляд, успешно ли прошли нынешние летние сезонные акции компании? Насколько подстегнули спрос и способствовали увеличению продаж? Или в этом году все получается значительно сложнее с точки зрения стимулирования сбыта?

- Да никаких особых акций у нас и не было. Работали в поте лица, я даже отменил парочку путешествий – надо создать запас денег на осень, которая будет трудной. Спрос подстегнули сливы, мы перепродавали вместе со своим товаром чужие дневники в твердой обложке по 12 рублей, продали гору купленных на распродаже дневников. А вместе с ними продали и много альбомов и цветного картона собственного производства.

- Хотелось бы услышать твою оценку школьного сезона. Так, например, расходы родителей на сборы детей в школу в 2014 году значительно выросли. По результатам исследования «Новое поколение», которое провела компания Synovate Comcon, рост составил 17% по городам-миллионникам России в целом и на 5% по Москве. Насколько велик этот процент и есть ли предел у удорожанию товаров?

- Расходы, наверное, выросли, но не на канцтовары. Родители стали экономнее и жаднее, по крайней мере, во Владимире. Каждый день обсуждаем с продавцами в магазинах сценки - как родители ругают и даже бьют детей-попрошаек, покупают самые дешевые товары не самого высокого качества. Народ сильно победнел. Больше стали тратить на подорожавшие продукты. Много денег отдают на обслуживание кредитов, а вот на канцтоварах и детях подло экономят.

- Насколько активно, с твоей точки зрения, прошли (и продолжают идти) школьные базары? Хотя бы по ощущениям, по слухам и так далее…

- У нас во Владимире они вообще как явление исчезли. Видно, слишком выросли арендные ставки и зарплаты продавцам, чтобы предпринимателям было выгодно в них участвовать. Я сам, когда был студентом, в августе развозил товар по точкам на рынках на автомобиле ИЖ-2715. Потом по вечерам собирал выручку. Я могу себе примерно представить, что и на какую сумму можно продать с точки на рынке. При современных раскладах никакой прибыли, думаю, на этом заработать невозможно. Хотя в Москву мы на школьные базары каждый день возили товар нашим клиентам. Практически все они – гости России из южных стран – вот у них дела идут просто супер. Цифры, которые они могут прокачать через 1 железнодорожный контейнер просто фантастические, но чтобы быть их поставщиком, нужно не только быть толерантным и чутким к этим плохо знающим русский язык клиентам, нужно еще действительно, чтобы твой товар был самым лучшим на рынке, чтобы они его взяли. Я думаю, в чем-то они покруче закупщиков сетей, безусловно, намного опытнее, потому что ближе к покупателю, сами покупают то, что лично продают. И я даже горжусь, что в этом году мой товар был не только в сетях, но и на московских школьных базарах. Наверное, у нас в городе школьные базары умерли, а в Москве процветают, потому что в Москве издержки на открытие нормальных магазинов в разы выше, чем у точки на рынке. Во Владимире все наоборот. Магазин я арендую по 150-600 рублей за квадратный метр, а на рынке в проходном месте надо платить больше 1000 рублей с метра и намного, намного больше 1000 рублей.

- Скоро пройдет осенняя выставка «Скрепка». Обычно вы ты участвуешь. Планируешь ли поучаствовать в выставке, чего от нее ждешь? И для тебя она насколько эффективна?

- Конечно, буду участвовать. Ничего более выгодного для продвижения товара осенью я не знаю. Хотя она очень дорогая: недавно бронировал стенд на «Пейперворлд», так там дешевле. Причем на «Пейпере» в этот раз у меня будет стенд в самом престижном третьем павильоне, приглашаю всех на наши стенды, всегда рады гостям! И «Скрепка» и «Пейпер», кстати, по количеству участников сильно сдулись. Тоже признак рецессии и в России, и общемировой.

- Дмитрий, чтобы ты хотел пожелать в новом сезоне коллегам, так сказать, по цеху?

- Не сойти сума по одиночке. Времена наступили очень непростые: одному с трудностями справиться всегда сложнее. Даже простое общение с коллегами бывает очень полезным – помогает увидеть новые возможности. Там, где работают в одиночку, я видел одни проблемы. Хотя почему-то в нашей отрасли очень мало людей,на которых можно опереться в трудную минуту. Я за 17 лет работы среди коллег нажил таких друзей не очень-то много, ну, тем они и бесценней для меня .Друзья эти…Ну, а тех, кто под видом «дружбы» лезет в твой карман, конечно, всегда хватает.

- Спасибо за нетривиальные ответы!

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»