Илья Слуцкин, European Licensing Company:

«В кризис лицензирование остается одним из самых эффективных видов маркетинга»

20.03.2015 10:38:00 48 0 На печать
Группа порталов «Сегмент.Ру» продолжает серию публикаций на тему лицензирования в кризис. Сегодня наш гость - Илья Слуцкин, менеджер по лицензионным брендам European Licensing Company.

Илья Слуцкин, менеджер по лицензионным брендам European Licensing Company: «Мы сейчас развиваем направление спортивного лицензирования, в рамках которого работаем с несколькими отечественными спортивными брендами»

- Илья, по вашему мнению, как за год изменился лицензионный рынок с учетом происходящих на международном и российском рынках событий?

- К сожалению, такие серьезные экономические потрясения не могли миновать и лицензионный бизнес. Наиболее серьезно пострадали компании-лицензиаты, которые импортируют большую часть своей продукции или ее составляющих. Поэтому лицензионный рынок сжался во многих категориях, с одной стороны, количество лицензиаров в последние годы постоянно увеличивалось, а с другой, лишь наиболее стабильные компании-лицензиаты в данный момент рассматривают приобретение новых лицензий. В то же время, очевидно, что в такой ситуации на рынке смогут остаться лишь лицензиары, обладающие сильными брендами с постоянной и качественной рекламной поддержкой в различных каналах.

- Какие сложности на рынке лицензирования сейчас встречаются? Чего не хватает? Как с ними можно справиться?

- Главная сложность в данный момент - это непростая экономическая и политическая обстановка в нашей стране. Рынку не хватает уверенности в завтрашнем дне, поэтому мы стараемся со своей стороны предложить потенциальным лицензиатам максимально гибкие финансовые условия, а также постоянную поддержку на всех этапах выпуска продукции.

- Какими основными критериями должен обладать лицензиар, чтобы у него приобрели право работать с брендом?

- Набор критериев достаточно прост: лицензиар должен обладать брендами, популярными среди целевой аудитории лицензиата и обеспечивать поддержку на всех этапах (начиная от разработки дизайна продукции до помощи в ее продвижении). В настоящее время на одну из важнейших роль выходит возможность лицензиара быть гибким относительно финансовых условий сотрудничества.

- Может ли лицензирование помешать развитию собственных торговых марок компаний, то есть не составит ли конкуренцию СТМ?

- Большинство из правообладателей, которых мы представляем, положительно относятся к ко-брендингу, то есть допускают присутствие в дизайне логотипа торговой марки компании-лицензиата. Таким образом, лицензирование помогает им развивать и свои собственные торговые марки.

- А для чего нужна поддержка лицензиаров, то есть маркетинговое сопровождение? Чем вы помогаете, например, при разработке дизайна продукта?

- Лицензиар серьезного уровня всегда заинтересован в продвижении собственного бренда через все возможные каналы коммуникации. Один из приобретателей данных активностей - это лицензиат, использующий данный бренд на своей продукции. Для него данная поддержка- это возможность предложить потребителю товар с востребованным брендом. Помимо активностей, которые реализуют наши лицензиары на глобальном уровне (Кино-релизы, ТВ-поддержка, Digital, pr-поддержка и т.д.), мы стараемся также реализовывать локальные маркетинговые кампании с нашими лицензиатами: это могут быть, например, кросс-категорийные промо-активности в торговых сетях.

Разработка дизайна продукции может вестись как лицензиатом по специальным стайл-гайдам, так и силами нашего агентства (на коммерческой основе). Мы стараемся максимально упростить процесс утверждения дизайнов у наших зарубежных правообладателей, для этого у нас есть специально обученные люди (так называемый, BrandAssurance), которые облегчают процесс коммуникации лицензиата и лицензиара относительно новых дизайнов.

- Правда ли, что сильнее всего кризис ударит по товарам импульсного спроса. Сильные бренды, в том числе лицензионные, продажи сохранят?

- Безусловно, кризис ударит по продажам большинства видов продукции, кроме, наверное, товаров первой необходимости. В то же время, на детях экономят в последнюю очередь, поэтому детская продукция под сильными лицензионными брендами, возможно, просядет меньше остальных. При этом хотелось бы отметить, что в кризис лицензирование остается одним из самых эффективных видов маркетинга. В условиях сжимающегося рынка оно позволяет выделить ваш продукт на фоне конкурентов для потребителя, который становится намного более избирательным, нежели в благополучные времена.

- На выставке «Детство 2015» собираются установить стенд «Центр лицензионных предложений». Насколько Вы считаете своевременным и востребованным данный маркетинговый инструмент? Собираетесь ли Вы через Центр реализовывать лицензии? В крайнем случае, посетить его?

- Инструмент может быть достаточно интересным, но в этом году мы в данном центре не представлены. Дело в том, что 3 марта мы проводим саммит нашего лицензиара WarnerBros., а 16 марта - DreamWorks, поэтому у нас и так обширная маркетинговая программа на этот месяц.
В любом случае мы обязательно посетим данный стенд в рамках посещения выставки.

- Почему на российском рынке сегодня присутствует все же так мало российских лицензионных брендов?

- Создание и выведение на рынок качественного лицензионного бренда - это весьма сложная и затратная задача. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основная масса таких брендов пока что приходит к нам из-за рубежа. В то же время на рынке присутствует сразу несколько сильных локальных брендов, о которых уже наслышаны и наши зарубежные партнеры. Также мы сейчас развиваем направление спортивного лицензирования, в рамках которого мы работаем с несколькими отечественными спортивными брендами. Мы считаем, что у этого направления также есть большой потенциал в России.

- Вы когда-нибудь сталкивались с откровенным контрафактом своей лицензионной продукции в промышленных масштабах?

- Да, время от времени к нам поступает информация о поддельной продукции, производимой под брендами наших правообладателей. В последние годы ситуация становится лучше, так как представители цивилизованной розницы начинают внимательно проверять продукцию, поставляемую в их магазины, в том числе, на предмет наличия прав на использование того или иного бренда на упаковке.

- Насколько доступными будут зарубежные лицензии сейчас, в виду происходящих событий в экономике, для российских компаний?

- Иностранные лицензиары, с которыми мы работаем, очень гибко реагируют на кризисные явления в нашей экономике. Именно поэтому в данный момент мы готовы обсуждать очень лояльные условия сотрудничества, в том числе, включающие в себя возможности по снижению валютных рисков.

- Действительно ли зарубежные лицензии считаются наиболее выгодными даже в период кризисов, в чем причина? Не в том ли, что они приходят на наш рынок уже раскрученными?

- Учитывая то, что текущий кризис носит исключительно локальный характер, зарубежные правообладатели оказались в более выгодной ситуации, так как их планы по релизам и другим видам продвижения могут лишь немного пострадать от падения платежеспособного спроса в России. В то же время, российские лицензиары практически полностью ориентированы на отечественный рынок, что может сказаться на частоте выхода нового контента, реализации маркетинговых программ и т.д. При таких условиях зарубежные лицензии представляются более интересными в период кризиса.

Варвара Фуфаева,
Игрушки. Сегмент.Ру