:

Интервью генерального директора холдинга "Регент" Анастасии Высоткиной.

25.10.2005 17:59:00 43 0 На печать
"Регент" - крупнейший российский холдинг, занимающийся продажей бумаги и картона для полиграфии, дистрибуцией офисных товаров, а также производством стретч-пленки. О перспективах развития компании рассказывает генеральный директор "Регента" Анастасия Высоткина.

 

РБК: Анастасия, какова, на Ваш взгляд, ситуация на внутреннем рынке дистрибуции бумаги для офиса и полиграфии? Насколько отрасль нуждается в реформировании?

Анастасия Высоткина: Общая ситуация на рынке бумаги для полиграфии России не однозначна. Нужно понимать, что рынок бумаги для полиграфии затрагивает целую отрасль экономики, которая, между прочим, в некоторых странах является ключевой (к примеру, самой развитой отраслью Нью-Йорка является именно полиграфия). Полиграфия в нашей стране развита сегментарно. Так, например, в производстве рекламной полиграфической продукции мы достигли мирового уровня. Наши календари, буклеты, брошюры не уступают по качеству и дизайну полиграфического исполнения зарубежным производителям рекламной продукции.

Гораздо сложнее в России обстоит дело в полиграфии с полноцветной печатью книг и журналов. Дело в том, что в соответствии с нашим законодательством книжно-журнальная продукция массового спроса, не носящая рекламный характер, производство которой осуществляется вне России, не облагается ввозными таможенными пошлинами. Но бумага, которая используется для производства такой продукции, не производится в РФ, она вся импортная, и она-то как раз облагается пошлинами. Для того чтобы вернуть впоследствии НДС и пошлину требуется огромное количество времени и не мало нервов. К чему это приводит? К тому, что по прежнему российские заказы на печать книг и журналов размещаются за рубежом, отрасль развивается медленными темпами. Такая же ситуация с этикеткой и бумагой для нее.

Ситуация с бумагой для офиса на внутреннем рынке существенно проще, поскольку продукция попадает непосредственно от производителя к потребителю.

РБК: Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию в полиграфии?

А. В.: Сейчас, к сожалению, в полном объеме государством не созданы условия для развития этого рынка. Прежде всего, надо освободить российских производителей от ввозной пошлины на мелованную бумагу (ту, которая используется для полноцветной печати), поскольку она не производится в РФ. Например, в США цена на мелованную бумагу существенно ниже, чем в РФ, в том числе и потому, что в Америке нет таможенной пошлины на ввоз такой бумаги.


Кроме того, наш внутренний российский объем потребления книжно-журнальных бумаг уже достаточен для того, чтобы строить свои мощности по производству этого вида материала для полиграфии. Однако подобное производство требует больших инвестиций, поэтому, возможно, государству нужно самому инициировать переговоры с крупными концернами по инвестированию средств в производство такой бумаги. Пока суть, да дело необходимо отменить импортную пошлину, что будет стимулировать производство журналов в России. А уже потом, когда появится отечественное производство, пошлины надо будет поднимать на импортный товар, чтобы дать возможность вырасти своему производителю. В любом случае, вопрос организации крупного производства книжно-журнальной бумаги требует вмешательства государства.

РБК: На сколько реально строительство в России заводов по производству мелованной бумаги? И каков необходимый объем инвестиций в подобное производство? 

А. В.: Если ставить современную машину по производству мелованной бумаги она будет производить 300-350 тыс. т. продукции в год. Однако внутренний рынок не нуждается на данном этапе в таком объеме продукции, поскольку у нас, как я уже сказала, не достаточно развит рынок полиграфии. Потребление в РФ мелованной бумаги сейчас составляет порядка 100 тыс. т. в год. Понятно, что в будущем нашей огромной стране с ее растущим рынком такой объем будет, безусловно, необходим. Однако возникает вопрос: когда это произойдет? Инвестиции в строительство комбината по производству высококачественной бумаги составляют примерно около 1 млрд. долл. Проектирование и строительство такого объекта займет около трех лет. Сейчас в России два крупных комбината, которыми владеет иностранный капитал: это Светогорский ЦБК (акционер International Paper), который производит офисную бумагу и пищевой картон для производства упаковки типа TetraPack. И вторая - Сыктывкарский ЦБК (владелец Mondi Business Paper), они производят офсетную, офисную и газетную бумагу. Эти компании, конечно же, инвестируют средства в развитие собственных производств, но это - поддержание существующих производственных мощностей, строительства новых нет.

Если говорить о статистике, то по данным РАО "Бумпром", в 2004 году инвестиции в целлюлозно-бумажную промышленность России составили 270 млн. долл., что не обеспечивает даже восстановления основных производственных фондов. По подсчетам "Бумпрома" необходимость инвестиций на эти цели составляет 900 млн. долл.

РБК: А какова ситуация на рынке канцтоваров?

А. В.: Российский рынок канцтоваров не требует таких больших инвестиций в производство, что необходимо вмешательство государства. Данный сегмент рынка демонстрирует хорошую динамику развития. Если раньше более 90% продукции составлял импорт, то за последние 5 лет в России налажено производство канцтоваров, по некоторым позициям обеспечивающее до 50% потребления внутреннего рынка. Например, более 50% основного офисного продукта - папки-файлы производятся сейчас в РФ. Производство канцтоваров из жесткого пластика (лотки, корзины, настольные приборы и др.) также на 50% от объема потребления рынка, осуществляется в РФ. Хотя в письменных принадлежностях пока около 80% составляет импортная продукция.

РБК: Расскажите подробнее о структуре холдинга "Регент".

А. В.: В структуру холдинга "Регент" входит управляющая компания и дивизионы, которые занимаются разными направлениями бизнеса. Управляющая компания "Регент" отслеживает синергию, занимается стратегическим планированием, развитием. Дивизионов в Холдинге на сегодняшний день 5: "Регент-Арт" занимается дистрибуцией полиграфической бумаги и картона. "Регент-Офис" осуществляет дистрибуцию офисных и канцелярских товаров. "Канцлер" обслуживает офисы (в числе клиентов - Сбербанк РФ, "Альфа-Банк", PricewaterhouseCoopers, крупные страховые компании и т.д.). И дивизион "Регент-Стретч" - это наш самый быстрорастущий бизнес, производство стретч-пленки.

"Регент" - эксклюзивный поставщик на российский рынок финской офисной бумаги ZOOM (производство Stora Enso) и бумаги Tecnis (производство International Paper), целого ряда мелованных и дизайнерских бумаг, картонов. Наши поставщики - компании-мировые лидеры Stora Enso, M-Real, UPM (бумага и картон для полиграфии), DOW Chemical (наш поставщик сырья для производства стретч-пленки), Durable и Esselte (канцтовары).

РБК: В каких регионах наиболее эффективно присутствие подразделений "Регента". Какова доля различных сегментов рынка в РФ и за рубежом?

А. В.: Региональных филиалов "Регента" сейчас насчитывается 12 в России и 3 в СНГ. Подразделения холдинга имеют серьезные позиции на рынке дистрибуции бумаги и канцтоваров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Объем рынка "Регента" в РФ по офисным бумагам - 6%, наша доля на рынке дистрибуции бумаги и картона для полиграфии составляет порядка 21%, по стретч-пленке мы являемся самым крупным отечественным производителем и занимаем 38%, в планах довести эту долю до 50%. В СНГ у холдинга три филиала. На Украине доля рынка дистрибуции полиграфических материалов Регента составляет порядка 15%, в Казахстане доля рынка порядка 20%, и в Белоруссии - 30%. В 2006г. специалисты холдинга планируют провести маркетинговые исследования рынков СНГ. Однако мы не торопимся с выходом на новые рынки близлежащих государств бывшего СССР, поскольку нас смущает политическая ситуация во многих странах СНГ.

РБК: Каков объем инвестиций Регента в развитие производства? Назовите годовой торговый оборот компании.

А.В.: Объем инвестиций "Регента" в развитие своего бизнеса в РФ в 2005г. запланирован в объеме более 9 млн. долл. Только из собственных средств холдинг направит на инвестиции более 3 млн. долл., что составляют порядка 40% от общего объема инвестиций, запланированных на этот год. Компания также привлекает и кредиты у зарубежных и отечественных финансовых институтов. В этом году заемные средства составят около 6 млн. долл. Свои средства компания, как правило, инвестирует в развитие текущих бизнесов. В создание офисного склада в 2004г. "Регент" инвестировал около 1 млн. долл., и в рамках продолжения этого проекта в текущем году компания инвестировала крупную сумму в программное обеспечение. И конечно, холдинг направляет значительные средства в развитие своих региональных филиалов. Торговый годовой оборот "Регента" в 2004г. составил 125 млн. долл. Ожидается, что в 2005г. он будет более 150 млн. долл.

РБК: Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах холдинга.

А. В.: В числе ближайших планов создание собственного бренда бумаги Nota. Это линейка форматных бумаг средней ценовой категории и высокого качества: офисная, цветная и бумага для цифровой печати.

Кроме того, компания планирует запустить проект по производству синтетических нетканых материалов. В настоящее время "Регент" начал строительство крупнейшего в России промышленного комплекса по производству синтетических нетканых материалов типа spunbond и meltblown. Комплекс будет построен к середине 2006г. вблизи поселка Рогово Подольского района Московской области. Завод ежегодно будет выпускать более 10 тыс. т. многослойных и однослойных материалов третьего поколения. Сегодня материалы аналогичного качества в России не выпускаются. Нужды рынка покрываются за счет импорта, составляющего около 12 тыс. т. в год. При этом основная часть импорта представлена материалами второго поколения и невысокого качества, что объясняется высокой стоимостью перевозки этого легкого материала. Эксперты рынка нетканых материалов уверены в стабильном росте спроса на эти материалы, который в период за 2000-2004 гг. составил более 25% в год. Общая сумма инвестиций в новое производство составляет около 30 млн. евро.

РБК: Как Вы считаете, что нужно сделать для стимулирования отечественного производителя?

А. В.: Сейчас "Регент" строит завод, о котором я уже говорила, по производству spunbond. Основное оборудование обойдется компании порядка 20 млн. долл. при этом мы должны будем заплатить импортную пошлину в размере 10%, хотя такое оборудование не производится в России. Кстати, за сырье для производства, например, пленки "Регент-Стретч" тоже платим импортную пошлину 10%, хотя оно также не производится в РФ. Качество нашей стретч-пленки таково, что "Регент-Стретч" мог бы экспортировать свою продукцию в дальнее зарубежье, однако импортная пошлина на сырье для ее производства делает эту идею не привлекательной с коммерческой точки зрения. Из вышесказанного можно сделать простой вывод: самая большая поддержка государства отечественным производителям - это отмена ввозной пошлины на производственное оборудование, сырье и материалы, которые не производятся в России.