IPO - это такой рычаг для развития бизнеса

Ежедневно в работе мы используем различные канцелярские товары: ручки, карандаши, калькуляторы, бумагу и проч. По оценкам экспертов, в 2012г. в России офисной продукции было продано на сумму более чем 72 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2013г. этот показатель превысит 80 млрд руб. При этом на рынке - только один федеральный игрок. Конкуренцию ему намерена составить первая публичная компания "Живой офис". Подробнее о глобальных планах экспансии, об IPO и новой стратегии в интервью РБК рассказала председатель совета директоров, управляющий группы компаний Эльвира Пикалева.

- Эльвира, компания "Живой офис" в конце января 2013г. объявила о своем желании провести IPO на Московской бирже. Подтверждаете ли Вы эти намерения? Какой даете ориентир по сроку размещения?
- Эльвира Пикалева: Мы уже год готовимся к IPO, стартовали с этим проектом в апреле прошлого года. Сейчас рабочий срок для размещения - первая половина июня. И уже в 15-20-х числах мы хотим объявить о результатах IPO.

- Какой объем акций планируется разместить и сколько средств привлечь?
- В ходе IPO мы хотим привлечь около 500 млн руб., разместив 33% акций. Именно на такой объем мы зарегистрировали эмиссию. Таким образом, мы считаем, что справедливая оценка компании - 1,8-1,9 млрд руб. Однако цена продажи -1,5 млрд руб. Наши инвесторы должны иметь возможность заработать.

- Почему было принято решение разместиться именно на Московской бирже?
- Сумма привлечения небольшая, поэтому размещаться в Лондоне или Нью-Йорке для нас слишком дорого. К тому же мы - российская компания, понятная для российского инвестора. Все наши потенциальные инвесторы - это наши клиенты. У нас уже есть синдикат андеррайтеров, в него входят пять компаний. Для такой небольшой суммы привлечения и для российского рынка это достаточно уникальное явление, потому что обычно размещает одна инвестиционная компания. У нас их пять: "Финам", "Велес", РФК, "Доход" и "Алор". Также мы ведем переговоры еще с двумя андеррайтерами.

- Сумма размещения действительно скромная. Почему вы решили все-таки выйти на открытый рынок, а не продать пакет, например, финансовому инвестору?
- Наша задача - не просто привлечь деньги. Если бы мы хотели только 500 млн руб., то, действительно, проще было бы найти инвестора. Но в IPO у нас много задач. Нам нужно много андеррайтеров, много небольших инвесторов, чтобы сформировать рынок, чтобы действительно наши акции продавались. Мы хотим, чтобы наша бумага "жила" на рынке, а для этого надо охватить широкий круг клиентов.

- Какие еще цели вы преследуете при размещении?
- IPO - это такой рычаг для развития бизнеса. Когда ты становишься публичным, ты начинаешь совсем по-другому относиться к своей текущей деятельности. За каждое управленческое решение ты уже должен отчитываться перед инвесторами. У нас появилась стратегия, финансовая модель на пять лет. И я понимаю, что моя ежедневная работа должна приводить к определенным показателям, закрепленным в финансовой модели. Это серьезная ответственность, высокая мотивация правильно вести бизнес. Я думаю, что IPO положительно повлияет на бизнес. Ведь мы становимся известными, нам легче начинать разговор с крупными компаниями о крупных контрактах. Мы уже видим хорошие результаты в продажах, которым способствовал наш публичный статус.
Также мы становимся интересными и для своих сотрудников, и для топ-менеджмента. В частности, два-три ключевых человека появились в нашей компании именно в связи с планами IPO. Конкуренция за умы на рынке сейчас высока, открытость позволяет нам привлекать высококвалифицированных специалистов.

- В конце апреля появилась информация о том, что скандинавский производитель товаров в сфере офисного обеспечения планирует приобрести "Живой офис". Можете ли Вы прокомментировать это? И если это так, то почему сделка не состоялась?
- Действительно, была такая история. Мы ездили с роуд-шоу в Финляндию, встречались с местными инвесторами. Так получилось, что иностранным компаниям наш бизнес показался очень интересным. Это и понятно: тот рост, который мы демонстрируем и обещаем, для Скандинавии очень большой, ведь там нет таких точек роста. Кроме того, для них мы являемся хорошим каналом для дистрибуции бумаги. Надо понимать, что рынок бумаги в Скандинавии поделен и давно низкомаржинален, а мы имеем прямой канал к клиенту. Сейчас пул наших клиентов насчитывает около 10 тыс. юридических лиц, в том числе крупные компании с миллионными контрактами. И эта база растет. Но у нас нет желания продавать компанию полностью, мы хотим ее развивать дальше. У нас ни один акционер не намерен выходить из бизнеса. Привлекаемые деньги все планируют вкладывать в развитие.

- Предусмотрена ли опционная программа для менеджмента?
- Да, конечно. Так, у нас уже есть два топ-менеджера, которые владеют пакетами по 5% акций: это я и операционный директор Оксана Охочинская. Для остальной части команды также будут вознаграждения, адекватные их вкладу в общее дело.

- Получается, что от чистой прибыли за 2014г. на развитие компании останется только 25%. Этого будет достаточно?
- Нашу финансовую модель продумали аналитики. Они смотрели с разных точек зрения, пока вроде бы хватает. Мы будем активно инвестировать в 2013-2014гг. А в 2015г. мы уже рассчитываем получать прибыль. А так как все наши инвестиции в основном идут в рекламу, бренд, то мы быстро получаем отдачу. Специфика нашего бизнеса позволяет и инвестировать, и платить дивиденды, и развиваться.

- Вы подробно рассказали об экономической ситуации в компании. А в чем заключается конкурентное преимущество "Живого офиса"?
- Мы прежде всего создаем позитивную эмоцию у офисного сотрудника. Мы помним, что женщины - это абсолютное большинство среди наших покупателей. Конкурентное преимущество - соединение эмоций и технологий: когда все быстро, легко, качественно и непременно ярко, весело, по-доброму, с любовью! Приведу пример: только что начались продажи нашей частной марки бумаги "Живой офис. Драгоценные камни".
Мы не сделали ничего сверхъестественного. Мы просто заказали дизайнерскую упаковку для обычной офисной бумаги. Яркую, цветную с изысканными принтами.... И результат превзошел все наши ожидания. Первая партия бумаги была продана еще до того, как была разгружена на складе.
Наши клиенты с нетерпением ждут каждый новый каталог, потому что в нем обязательно будут продолжение комикса про жизнь офисных сотрудников и новые приключения секретарши Лерочки. Десятки тысяч офисных сотрудников играют с нами в игру "Убей рутину", реализуют свой творческий потенциал и выигрывают ценные призы.
Эмоция, драйв, позитив, при этом строгое соблюдение всех стандартов, качественный сервис и конкурентная цена - это те факторы, которые позволяют нам активно завоевывать и удерживать клиентов.

РБК


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.