:

Кирилл Усов, "Берег": "Мы стараемся быть первыми, пусть это дорого и трудно"

03.08.2011 13:30:00 39 0 На печать
Компания "Берег" в этом году отмечает свое 20-летие. Мы побеседовали с начальником отдела маркетинга компании "Берег" - Усовым Кириллом Владимировичем


Компания "Берег" - один из крупнейших в России поставщиков бумаги и картона из-за рубежа в этом году отмечает свое 20-летие. О сотрудничестве с поставщиками, о ситуации на рынке бумаги и картона в Западной Европе и России, продвижении дизайнерских бумаг, о "добрых делах", и не только, мы побеседовали с начальником отдела маркетинга компании
"Берег" - Усовым Кириллом Владимировичем.


- Кирилл Владимирович, как Вы пришли в полиграфию и с чего началась Ваша карьера в компании «Берег»?


Будучи студентом, в начале 90-х годов  я заканчивал физический факультет ЛГУ. Время было тяжелое, на стипендию было прожить трудно. И мы тогда с несколькими товарищами организовали рекламное агентство «S`Top». Я писал диплом, поступал в аспирантуру, и мы параллельно занимались, как тогда казалось, всякой ерундой. И однажды получилось так, что  мы делали календарь для компании «Берег», так я и познакомился с Сергеем Романовичем. Потом выполнял для него разные мелкие полиграфические заказы, и в 1994 году Сергей Алексеевич позвал меня на работу, так собственно карьера и началась.

- Что, на Ваш взгляд,  происходит с рынком бумаги и картона в  Западной Европе и России?


Рынок Западной Европы давно перенасыщен, там нет роста уже последние лет шесть. Восточно-Европейский рынок менее развит и там есть место для роста. В России же до 2008 года был просто бум. Рынок рос  фантастическими темпами, 2008 год можно назвать рекордным для рынка бумаги и картона во всех отношениях. Во время кризиса объемы упали в 1,5-2 раза минимум, в зависимости от вида бумаг. Потом рынок начал постепенно восстанавливаться, определенная положительная тенденция есть, хотя, все рассчитывали на большее.

- Одна из главных причин того, что в России нет надежного поставщика расходных материалов, связана с финансами. Об этом говорят уже много лет подряд. Какие еще причины Вы могли бы назвать?

Все объясняется очень просто - нет рынка. Объем рынка мелованной бумаги в России можно оценить в  200  тыс. т., а для того, чтобы производство было рентабельно нужно производить минимум 500 тыс. т.  Возникает вопрос:  куда деть ещё 300 тыс. т.? Можно подумать, в Европе кто-то спит и видит, когда мы наконец мелованную бумагу начнем производить. Дешевле, чем это получается у китайцев, вряд ли у нас удастся. В этом вопросе важен масштаб, производство должно быть, как правило, не одно. Потому что одно производство не в состоянии выпускать полный спектр мелованной бумаги от 90 до 400 г/м2 - это просто не реально,  получается годовой объем должен быть еще больше.

С другой стороны есть много проектов, которые связаны с рынком книжно-журнальной бумаги с мелованным покрытием, но ни один проект пока не реализован. Это, например, проект группы Илим в Коряжме, проект LWC-Кама группы Инвестлеспром. Книжно-журнальная ролевая бумага, совершенно не наш бизнес, но мы следим за курсом событий, поддерживаем со всеми сторонами контакты. С картоном немного проще, не обязательно использовать такие мощные машины, можно держать объем на уровне 100-200 тыс.т. - это более реальный сектор. Но все равно настолько сильная конкуренция с теми же финнами или китайцами, что здесь вряд ли что получится. К тому же картонное производство практически никто не рассматривает. Лет 10 назад были попытки реализовать проект на Сясьском ЦБК, но дальше разговоров дело никуда не пошло. Хотя в принципе были реальные перспективы производства, потому что там есть и сырье и возможности. Но, как всегда, все уперлось в деньги.

Бумажное производство очень капиталоемкое и низкорентабельное, поэтому возврат инвестиций можно ожидать лет через 10-15. А к этому в нашей стране никто не готов.

- Как складываются ваши отношения с поставщиками?

Самое главное в отношениях с поставщиками - честность и открытость. Поступать с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Я считаю, что так должно быть в любом бизнесе. В принципе ,у нас со всеми поставщиками установлены  давние и многолетние связи.

- Насколько охотно Вы сотрудничаете с  новыми поставщиками, с компаниями, вышедшими на рынок совсем недавно?


Получается так, что в зависимости от того, как ведет себя рынок, от внешних условий, от ценовой политики мы с кем-то тормозим сотрудничество, с кем-то, наоборот, развиваем. Это не значит, что мы кого-то подставляем - это нормальный процесс. И естественно, постоянно ищем что-то новое. Не так давно мы начали сотрудничать с Favini, до этого мы с ними не работали, хотя были знакомы очень давно. Пару лет назад начали сотрудничать с Tullis Russel. Идет небольшая ротация, кто-то, например, как «Фабрика конвертов г. Турку» посчитали, что им экспорт в Россию не интересен и просто закрыли отдел экспорта. Поэтому поставки к нам осуществляются, но лишь в ручном режиме. То есть это не бизнес-технология, а мелкий ручной бизнес. Примеры бывают разные.

- Можете назвать главную новость компании «Берег» за нынешний год?

У нас главные ньюсмейкеры президент с премьером, все их заявления  по сравнению с остальными новостями  меркнут на российском небосклоне, что уж говорить про нас. Все новости у нас связаны с тем, что мы что-то новое привезли, что-то попробовали. Наверное, новостью этого года стали бумаги от Favini. Мы привезли две коллекции бумаг, не имеющих пока  аналогов на российском рынке, и пытаемся их потихоньку продвигать.

- Как идет процесс продвижения мелованной бумаги, дизайнерских бумаг?


В работе с дизайнерскими бумагами всегда сложно, у них очень длительный период раскрутки. Кроме усилий продавцов, в том числе и от дизайнеров зависит многое - нужно придумать, кому и как они могут предложить сделать что-то на этой бумаге. И пока сложится понимание технологии работы с этими бумагами - проходит время. Чем экстравагантнее бумага выглядит, тем, как правило, на ней сложнее печатать.

Очень сложно развивать рынок дизайнерских бумаг, он требует больших инвестиций именно в развитие. Но с другой стороны, если вспомнить историю компании, в 1995 году мы были первыми, кто привез дизайнерскую бумагу. Мы встретились на выставке DRUPA, с директором по экспорту компании Fedrigoni - г-н Доменико Абаньято (Domenico Abagnato). Решили попробовать поторговать удивительно красивыми бумагами, но не было никакого понимания, будет это продаваться или нет, рынка вообще не было. И вот фактически с 1995 года мы эту грядку полем, окучиваем, поливаем, удобряем. Даже наши конкуренты признают, что мы этот рынок создали, и они пользуются в чем-то плодами нашего труда.

Мы стараемся быть первыми, пусть это дорого и трудно - но кто-то же должен быть первым.

- Этот год - юбилейный для компании «Берег». Скажите, пожалуйста, как появилась идея отметить этот год «Добрыми делами»?


Не хочу присваивать ничьих лавров. Дело в том, что  идея про «Добрые дела»  - это акция нашего Санкт-Петербургского сбыта. Совершенно классная идея, я не знаю, принадлежит ли она Фаине Обольской лично или это плод «коллективного разума». Но факт  в том, что нашему Питерскому филиалу и нам одновременно исполняется 20 лет. Год юбилейный и то, что «Берег Северо-Запад» решил отметить его такими добрыми делами, это полностью их заслуга.

- Как собираетесь отмечать юбилей?

В тихом семейном кругу. В этот раз решили по-другому, вспомнить былые годы и не устраивать никаких пышных празднеств.

Беседовала Ирина Зотова. Интервью предоставлено Полиграфическим порталом "Печатное Дело"