Мнение компании Феникс+
Марина Шепелева, Феникс+:

«Со временем количество посредников между производителем и конечным покупателем канцелярской продукции сократится»

17.03.2014 10:56:00 152 0 На печать
«Сегмент.Ру» продолжает серию интервью-размышлений руководителей крупных российских компаний канцелярско-офисного рынка о его состоянии, происходящих тенденциях, девальвации национальной валюты и, собственно, о своих компаниях. Сегодня мы предоставляем слово Марине Шепелевой, директору компании «Феникс+».
Марина Шепелева,  директор компании «Феникс+»: «Мы взяли курс на прямую работу с розницей – книжными сетями, сетями канцелярских магазинов, сетевым ритейлом. И в дальнейшем планируем развиваться в этом направлении: через тесные отношения с конечными покупателями».

Марина Викторовна, год начался, позвольте поинтересоваться: каким для Вашей компании в целом был год прошедший? Удалось ли достигнуть намеченных целей?

- Прошлый год, безусловно, был очень удачным. Он ознаменовался для нас большим доверием со стороны покупателей по всей стране, что помогло нам не только существенно расширить долю своего участия на рынке, но  и достигнуть очень хорошего роста товарооборота. В 2013 году мы выпустили очень удачную коллекцию школьного текстиля: ранцы, пеналы, наборы для школьников в подарочной коробке и прочее. Мы получили массовое одобрение рынка и теперь будем усиленно развивать сегмент текстиля и галантереи, используя уже полученные знания и осваивая новые. Помимо этого, мы разработали коллекцию школьно-письменных принадлежностей под новой торговой маркой Fenix-Art. Расширили ассортимент школьных товаров коллекциями пластиковых папок для тетрадей и уроков труда, обложками для тетрадей и другими видами продукции.  Ну, и как обычно – мы активно развивали и будем развивать в дальнейшем   направление бумажно-беловой канцелярии. 

Из новых направлений перспективным считаем товары для детского творчества и развития, то есть разнообразные раскраски с наклейками, с заданиями, прописи, товары из категории «учимся читать», «учимся писать» и тому подобное.

- Какие важные события для Вашей компании принес прошедший год? Какие события оказали влияние на развитие отрасли? Например, изменили спрос со стороны клиентов или повяли на ценообразование?

- Если честно, то какого-то кризиса мы не почувствовали. Ситуация была такова, что другие производители стали урезать свои тиражи. А мы, наоборот, их увеличили. Поэтому когда у других был спад продаж, у нас был рост. Но, положа руку на сердце, какого-то яркого события, которое резко изменило структуру спроса и предложения, я не заметила. Просто мы постоянно учитываем пожелания конечного потребителя. Получать и, главное, держать обратную связь с покупателями – это наше кредо. Другими словами, если покупатель хочет однотонный дневник, то мы его выпускаем. Это как пример. Связь с покупателями – это самое важное, что есть у нас как у производителя.

- Вы приняли участие в «Скрепке Экспо». Поделитесь впечатлениями о выставке.

- Уточню, что мы приняли участие в «Скрепке Экспо» в 20-й раз!!! Так что, для нас она  тоже стала юбилейной:))). За все время существования этой выставки мы не пропустили ни одной, так как на нашем стенде всегда очень много посетителей, даже на тех малолюдных выставках, которые некоторые производители предпочитают пропускать.

Обновленная выставка, как мне кажется, стала больше, чем раньше. Людей было довольно много. В целом произошедшее объединение двух выставок – российской и германской – пойдет на пользу всему канцелярскому рынку: это удобный и эффективный инструмент для бизнеса. Экспонентов стало заметно больше, чем в прошлом году. Во всяком случае, многие их тех, чьи стенды нас окружали, это были новые участники.

- Для Вас участие в выставках – это осознанные инвестиции в имидж компании или необходимые, но неокупаемые затраты?

- У нас вложения в выставки всегда окупаются! И особенно – весенняя, точнее, теперь уже зимняя «Скрепка», так как «на носу» школьный сезон, а это основной период для канцелярского рынка, для выпуска новинок, заключения новых контрактов. Переговоры в эти дни на выставке проходят очень насыщенно. И сразу же после нее мы собираем много заказов,  продаем новые коллекции. Это и позволяет окупаться затратам на участие в этом мероприятии. Ну и, конечно же, имидж тоже важен.

- В этом году Вы завоевали «Золотую Скрепку в номинации «Национальный продукт года» (за фирменные ежедневники). Что для Вас означает победа в этой номинации и были ли раньше у компании «Золотые Скрепки»?

- Поправлю Вас: в этом году мы завоевали  две «Золотые Скрепки». Экспертный совет премии признал ООО «Феникс+» победителем в номинации «Отечественный бренд года», а по итогам народного голосования  ежедневники ТМ «Феникс+» победили в номинации «Национальный продукт года». И экспертная, и народная оценки для нас очень важны, ведь они подтверждают, что мы на правильном пути и все делаем верно.

Раньше мы не участвовали в данном мероприятии, так как мы всегда больше ориентированы на ежедневную работу, чем на светские публичные мероприятия. Однако организаторы премии нам позвонили и сообщили, что участники рынка выдвинули нашу компанию в нескольких номинациях, ну, а раз так – мы решили принять участие. Признаюсь честно, результат нас очень порадовал. И если к народной «Золотой Скрепке» за лучший национальный продукт года мы были готовы, так как лидировали весь период голосования в открытом доступе, то экспертная «Золотая Скрепка» в номинации  «Отечественный бренд года» стала настоящим сюрпризом. Спасибо всем, кто голосовал за нашу компанию.

- Как вы измеряете колебания спроса?

- Все выводы о спросе и его колебаниях мы предпочитаем делать на практике, на собственном опыте. Мы разрабатываем новые коллекции, новые виды товаров, знакомим с новинками потенциальных покупателей, затем собираем предзаказы, наличие которых гарантируем нашим покупателям. К этому добавляется определенный процент тиража на торговлю сверх предзаказов, и в итоге получается общий тираж. Это наиболее точная технология, так как разговоры об общем спросе на какой-то вид продукции на рынке – это одно, а фактические заказы покупателей на этот вид продукции от «Феникс+» - это совсем другое. Например, объемы  продаж школьных дневников, по общему мнению, падают или в лучшем случае стагнируют, а у нас они постоянно растут, так как конечные покупатели выбирают дневники именно нашего производства. То есть в целом по рынку спрос на какой-то товар может снижаться, а конкретно в нашей компании расти.

- Бывают ли у Вас претензии к китайскому качеству, срокам поставки?

- С фабриками, на которых мы размещаем заказы в Китае, мы работаем более 10 лет и являемся для них крупнейшими заказчиками. Если точнее, то по объему заказов мы у них на втором месте после крупных американских канцелярских компаний. Поэтому к нашим заказам  всегда относятся с большим вниманием, удовлетворяют все наши требования по многочисленным доработкам деталей, соблюдают качество, сроки поставки и прочее.

- Как бы Вы охарактеризовали состояние канцелярского рынка на сегодняшний день? Какие тенденции наблюдаются и чего ждать в 2014 году?

- Сложный вопрос. Знаете, мы несколько замкнулись на своей работе и не обращаем особого внимания на разного рода политические тенденции, происходящие в отрасли. На нас они никак не отражаются. Вообще никак. Но могу сказать, что в бумажно-беловом секторе конкуренция очень острая. Есть много производителей, которые борются за «место под солнцем» с помощью ценового фактора и в основном дерутся между собой.        А так как мы находимся в среднем ценовом сегменте, то нас это не особенно касается. Мы делаем красивую, востребованную продукцию, которая хорошо продается, так как мы выдерживаем идеальный баланс «цена-качество». Мы видим тенденцию, что потребители все же предпочитают приобретать более качественные товары, несмотря на то, что они дороже. Думаю, эта тенденция сохранится, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Но, несомненно, будут и те, кому в первую очередь важна цена.

- В России народ все-таки небогатый, почему тогда низший ценовой диапазон товаров, кроме единичных компаний, почти не представлен. И какова на сегодняшний день цепочка посредников  между производителем и покупателем?

- Низший ценовой сегмент на рынке представлен. Просто канцтовары – это такой товар, на котором даже небогатый народ не будет экономить - дороже обойдется. Ведь дешевая ручка сразу перестанет писать, некачественный ежедневник тут же развалится  и придется  покупать новый. Поэтому низший ценовой диапазон – это все-таки удел стихийных рынков, а цивилизованная торговля в магазине предполагает другой уровень качества и, соответственно, другие цены на товар. Думаю, со временем количество посредников между производителем и конечным покупателем канцелярской продукции сократится. Мы взяли курс на прямую работу с розницей: книжными сетями, сетями канцелярских магазинов, сетевым ритейлом. И в дальнейшем планируем развиваться в этом русле – через тесные отношения с конечными покупателями. Работаем напрямую с «Буквоедом», «Библиоглобусом», «Новым книжным» и многими другими сетями. Без посредников.

- Доллар продолжает дорожать, а рубль слабеть. Спад уже достиг 11% с начала года. Насколько подорожает Ваша продукция в результате этого фактора?

О компании "Феникс+"

    ООО «Феникс+» входит в группу компаний «Феникс», существующую более 20 лет. История началась в 2001 году, когда в ГК «Феникс» появилось новое направление: бумажно-беловая продукция и товары для школы. За 20 лет фирма прошла пусть от неизвестной региональной компании до одного из крупнейших российских производителей бумажно-беловой канцелярии и товаров для школы. Партнерами являются крупные оптовые и оптово-розничные компании из всех регионов страны и стран ближнего зарубежья. Продукция представлена во многих розничных сетях регионального и федерального масштаба. В Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске работают представительства.

        В 2008 году открыт собственный складской комплекс в Москве, что позволило улучшить логистику и повысить сервис для покупателей. Ассортимент состоит более чем из 6 000 наименований бумажно-беловой продукции и товаров для школы. В конце 2011 года в ассортиментную матрицу введено новое направление – детская развивающая продукция: серии красочных прописей с методическими заданиями и упражнениями для дошкольников, раскраски для малышей, развивающие раскраски с цветными наклейками, книжки-конструкторы «Бумажная кукла», книжки с аппликациями, наборы для детского творчества и другое. В ближайшие планы входит разработка и вывод на рынок новых видов товаров для творчества, игр и всестороннего развития детей.

- Мы уже предупредили покупателей, что на некоторые виды товаров будет подорожание в рамках 7%-10%: в основном на товары к школьному сезону. В связи с тем, что это общая тенденция, покупатели принимают ситуацию с пониманием.

- А если затраты на закупки канцелярской продукции существенно повысятся, готовы ли Вы компенсировать возросшие затраты снижением своей прибыли/доходности, чтобы не потерять объемы?

- У нас нет такой прибыльности, чтобы компенсировать все результаты спадов российской экономики. Канцелярский бизнес не настолько высокорентабельный. На то, чтобы за счет снижения качества  выпускать более дешевую продукцию, мы точно не пойдем, так как у нас уже есть определенное лицо, «имидж» и есть устоявшиеся требования к продукции наших покупателей. Просто как и у других участников рынка, цены на некоторые виды товара будут рассчитываться с учетом нового курса доллара. Конечно, это не лучшим образом отразится на конечной цене и покупательской способности, но коснется это не только канцелярских товаров, но и всего рынка потребительских товаров и услуг в России.

- Несмотря на негативные экономические и политические тенденции, планируете ли расширение бизнеса за счет расширения географии сбыта, номенклатуры, вывода новых брендов?

- Мы работаем со всеми регионами России, со всеми странами СНГ и будем продолжать это сотрудничество. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию мы всегда открыты для работы с новыми партнерами. А рост объема продаж на 2014 год мы запланировали на уровне 20%-25%. Такой рост мы выдерживаем каждый год.

- Фирменные канцелярские магазины пока еще растут в России. Растет сетевая розница. В чем причина такой тенденции именно в регионах, в отличие от крупных мегаполисов? Это такая своеобразная канцелярская мода? Тогда чем она обусловлена?

- Вот, Вы, например, идете за ручками в Питере в ближайший «Буквоед» или книжный магазин и не будете искать специализированный канцелярский магазин. А в регионах людям удобнее покупать именно в небольшом канцелярском магазинчике у дома, там они заодно могут купить и многое другое. Просто определенные компании формируют спрос на розничную торговлю. Они формируют культуру потребления канцелярской продукции. И однозначно, что людям нравится покупать в фирменных магазинах брендовую продукцию. Потом не забывайте, что развивать розницу в регионах России все-таки легче, чем в Москве или Питере, где рынки давно перенасыщены. А в небольших городах – проще. Поэтому в России еще есть потенциал для роста фирменной розницы. И не надо забывать, что есть много людей, которые не умеют работать самостоятельно профессионально, им проще войти в крупный бизнес. И они входят в проекты фирменных сетей или продают под маркой крупных дистрибьюторских брендов, которые помогают им торговать.

- Марина, Викторовна, последний вопрос. Какой прогноз курса рубля Вы бы сделали на 2014 год?

- Думаю, что максимально – это 37 рублей за доллар, но к новому 2015 году курс начнет снижаться. При этом нижний порог - 34-35 рублей за доллар – думаю, рубль вернется к этому уровню.

- Благодарю за интервью.

Материал подготовил Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»