Наталья Саватеева, директор завода «Луч»:

«Имеет смысл делать объединенные выставочные проекты. Ведь мы со смежных рынков... друг друга знаем»

19.03.2014 13:26:00 102 0 На печать
«Сегмент.Ру» продолжает серию публикаций руководителей российских компаний канцелярско-офисного направления о его состоянии, происходящих изменениях и тенденциях, девальвации национальной валюты и, конечно, о своих компаниях. Сегодня мы предоставляем слово генеральному директору ярославского химического завода «Луч» Наталье Алексеевне Саватеевой.

Наталья Саватеева, директор ярославского завода «Луч»: «Одно из направлений инвестиционной программы «Луча» – это модернизация, развитие и расширение производства. За прошедшие годы завод был полностью модернизирован. Было возведено несколько новых цехов, построен большой складской комплекс, предназначенный для хранения готовой продукции и сырья»

- Год начался, хотел поинтересоваться: а каким для Вашей компании в целом был 2013 год? Удалось ли достигнуть намеченных целей?

- Прошлый год для нас прошёл благополучно. К счастью, цифра 13 в числе года не сыграла своей негативной роли. Были сложности, скажем, возник дефицит, когда спрос на нашу продукцию превысил предложение. Но в целом, сработали хорошо. 

- А это был сезонный пик спроса?

- Основные продажи продукции для детского творчества в большей степени приходятся на определённые периоды и носят сезонный характер. В данном случае спрос был очень активный на некоторые виды продукции в течение всего года и превысил наши ожидания, поэтому не так-то просто было его обеспечить. Пришлось срочно изыскивать резервы и увеличивать производство.  

- А такое происходит каждый год?

- Бывает, но не каждый год. Мы стараемся работать планомерно, без резких скачков, реально оценивая свои возможности. Но в прошлом году получилось всё весьма непредвиденно. Рынок вносит свои корректировки.

- Наталья Алексеевна, согласитесь, сегодня существует большой выбор продукции, в том числе, и азиатского производства. Насколько острой Вы оцениваете конкурентную среду?

- Сейчас рынок предлагает огромный выбор продукции, в том числе, для хобби и творчества. Большинство компаний производят продукцию под своими марками в странах Азии,  прилавки магазинов пестрят яркой красочной упаковкой. Нам, конечно, приходится сложно, так как мы всё производим на своих производственных площадях, но продукция под маркой «Луч» зарекомендовала себя отличным качеством не только среди российских покупателей, но и у жителей  стран Ближнего зарубежья.

- А как так получилось, что ряд предприятий Вашей отрасли с советского времени не потеряли марку, улучшили качество и успешно конкурируют на рынке?

Справка о заводе «Луч»:

История компании началась в 30-е годы XX века. В начале это была небольшая артель, а затем - фабрика по производству товаров народного потребления. Одна из наиболее значительных вех в развитии предприятия – производство товаров для детей: мягконабивных игрушек, разных видов кукол, игрушек из пластмасс, карнавальных масок и другого.             

  Большое значение для предприятия имело изготовление гуашевых красок и изделий из пластмасс, что послужило основой для дальнейшего развития производства школьных товаров.

   Днем рождения компании считается 1 июля 1970 года, когда официально зарегистрировано название химический завод «ЛУЧ».

   1992 год стал поворотным этапом в судьбе завода. На правах долевого участия он полностью выкуплен в частную собственность работниками предприятия с образованием ТОО, а с 1998 года преобразован в Производственный кооператив химический завод «Луч».
В настоящее время «Луч» - ведущий производитель товаров для детского творчества.

- Мне сложно говорить обо всех предприятиях, сохранившихся  с советских времён. Что касается нашей компании, то нам повезло. Завод попал в хорошие, правильные руки. Долгие годы во главе компании стоял Комин Евгений Николаевич – человек известный и уважаемый на канцелярском рынке. Он в самом хорошем смысле слова был для всех нас настоящим руководителем, который превыше всего ставил интересы завода. Результаты его руководства мы можем наблюдать и по сей день: постоянный рост производства, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Могу сказать,  что благодаря тому, что создал Евгений Николаевич,  во что он вложил свои знания и душу, предприятие выжило и в перестройку, и в последующие непростые годы. Всегда для предприятия в приоритете стояло качество продукции, эта политика компании остаётся и сейчас.

- У вас есть инвестиционная программа развития предприятия? В чем она заключается?

- Инвестиционная программа есть. Одно из направлений инвестиционной программы «Луча» – это модернизация, развитие и расширение производства. За прошедшие годы завод был полностью модернизирован. Было возведено несколько новых цехов, построен большой складской комплекс, предназначенный для хранения готовой продукции и сырья. Во всех цехах было проведено техническое переоснащение, в результате чего нам удалось  минимизировать ручной труд.

Другое направление – это развитие розничной сети собственных канцелярских магазинов. В данный момент у нас уже работает 3 таких магазина в Ярославле. И это только начало.

- Это внутренние инвестиции или кредиты?

- Это внутренние инвестиции.

- Какие у предприятия есть планы на 2014 год по выпуску новинок?

- На весенней выставке мы постарались показать своим клиентам большую часть новинок, которые поступят в продажу в 2014 году. Скажу лишь, что новые виды товаров пополнили ассортимент продукции для детского творчества и линейку товаров «хобби».

- Каково происхождение составляющих продукции?

- Я так понимаю, вы говорите о сырье? В своем производстве мы используем и отечественное, и импортное сырье. Рады покупать только российское и поддерживать своего производителя, так как сами таковым являемся, но, увы, в России многого, из того, что нам нужно, не производят.

- Будет ли меняться система дистрибьюции завода «Луч»?

- Рано или поздно все меняется. Канцелярский рынок также претерпевает свои изменения. Растут и развиваются торговые сети, что, конечно, положительно сказывается на продажах и на всей системе дистрибьюции.
Наша система дистрибьюции также претерпевает изменения. Но так или иначе мы стараемся расширять каналы продвижения своих товаров.

Ольга Блинова, руководитель отдела маркетинга ПК химический завод «ЛУЧ»: «На выставке «Скрепка» мы буквально не вылезали из переговоров».

- "Луч" принял участие в объединенной выставке «Скрепка Экспо». Поделитесь впечатлениями о выставке.

- Для нашей компании выставка прошла в хорошем рабочем режиме. Объединение с германской выставкой – это, пожалуй, был правильный шаг со стороны организаторов. Выставка должна расти, быть интересной, иначе неизбежна её стагнация. Для нашей компании, занимающей лидирующие позиции в своём сегменте, это важно.

- Доллар продолжает дорожать, а рубль - слабеть. Насколько подорожает ваша продукция в результате этого фактора?

- Сейчас сложно сказать. Нужно посмотреть, как будет развиваться экономическая и политическая ситуация в нашей стране и мире в целом.

- «Луч» – производитель. Считается, что при девальвации производитель выигрывает. Так ли это в вашем случае?

- Хочется хотя бы не проиграть, так как на выигрыш надеяться сложно. Поживем - увидим.

- В 2014 году планируются ли какие-либо события, изменения внутри компании?

- В 2014 году нет, но в 2015 году нашей компании исполняется 45 лет. К этой дате и будем готовиться.

- Может, выпустить набор из 45 красок?

- А почему бы и нет - будем первыми.

- Каково состояние рынка в вашем сегменте?

- Рынок давно сформировался. Новых, значимых игроков среди производителей пока не появилось. Это и понятно, производителем быть не так легко: нужно постоянно вкладываться в развитие своего производства, думать наперёд, производить востребованную и конкурентную продукцию. А это достаточно сложно делать на рынке, который уже перенасыщен. Но, я думаю, что это вопрос времени.

- Многие отмечают, что происходит взаимопроникновение и консолидация отраслей: детских товаров и канцелярско-офисного рынков. Насколько явный этот процесс?

- Этот процесс идёт, причём уже не первый год. Наверное, это знаковое явление и закономерный процесс. Если бы была одна большая выставка, где было бы много разных похожих направлений, может, было бы и лучше. Мне кажется, что в наше стремительно меняющееся время имеет смысл делать уже объединенные выставочные продукты. Все равно многие компании и клиенты друг друга знают. Какая разница, где будем встречаться.

- Ожидали ли первое место в сочинской Олимпиаде?

- Нет, конечно, не ожидали. Как показывает опыт, лучше не загадывать заранее, тогда результат может превзойти все ожидания. Так в итоге и получилось.

- Вот, «Луч», как мы видим, сохранил свое наследие с советского времени. А как насчет сохранения для потомков наследия этой зимней Олимпиады 2014 года? Что думаете по этому поводу?

- Россия показала всему миру, что может «держать планку». Для нашей страны это важно, так как нашему народу нужен хороший позитивный толчок вперёд, правильный объединяющий посыл. А задача нашей власти состоит в том, чтобы этот механизм запустить в рамках целой страны. В Сочи – смогли. Значит, и по всей России должны суметь. Нельзя это все потерять. Или это будет толчок для будущих изменений или все пройдет впустую.

- Последний вопрос. Какой прогноз курса рубля Вы бы сделали на 2014 год?

- Если в соотношении рубль к евро, думаю, что 52-54 рубля за евро.

- Благодарю за интервью.

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»