"Мы находимся в постоянном поиске новых креативных товаров и дизайнерских решений"

«Буквоед» – инновационная и динамично развивающаяся книготорговая сеть. Магазины с привычным для петербуржцев названием находятся только в Северо-Западном федеральном округе. А вот жителям других регионов России больше знакомы торговые площадки объединенной розничной сети «Новый книжный — Буквоед» под брендами «Новый книжный» и «Читай-Город». Олег Павлов, начальник отдела закупок компании «Буквоед», рассказал о сегодняшнем развитии бизнеса и определил позицию в нем канцелярской продукции.






Олег Павлов, начальник отдела закупок компании «Буквоед»
- Какой этап сейчас переживает «Буквоед»?
 - С момента рождения, а это уже целых 13 лет, мы переживаем постоянный этап роста. Подавляющее большинство магазинов (50 из 65) находится в Санкт-Петербурге. Также у нас есть магазины в Архангельске, Петрозаводске, Вологде, Череповце, Кингисеппе, Великом Новгороде, Пскове, Великих Луках, Гатчине и Тосно. Недавно мы открыли два новых магазина в Мурманске и Североморске.
Стоит отметить, что официальное открытие «Буквоеда» в Мурманске было ярким событием для местных жителей. Мы получили поздравления, в том числе и от профильных конкурентов, что особенно для нас ценно и приятно. Между книжными компаниями сохраняются, как правило, добрососедские отношения, несмотря на то, что они коммерчески конкурируют. 
 - Хотим уточнить: магазины «Буквоед» - это собственная сеть или франчайзинговая?
 - Это собственная розничная торговая сеть компании.
 - В миссии компании заявлено: «главная цель развития компании «Буквоед» - стать национальной-розничной книготорговой сетью». Насколько вы близки к этой цели?
 - Объединенная розничная сеть эту цель реализовала, а мы являемся составной частью данной сети. После ухода с рынка «Топ-Книги» и существенного сокращения присутствия на нем «Буквы», мы стали федеральной книготорговой розницей №1 в России.
 - На чем строится политика закупок «Буквоеда» в части канцелярско-офисной продукции?
 - По принципу высокой ликвидности и маржинальности ассортимента. Мы находимся в постоянном поиске новых креативных товаров и дизайнерских решений.
 В последние годы мы достаточно активно расширяем свой товарный портфель. Новинки вводятся либо на основании экспертного мнения категорийного менеджера, либо отталкиваясь от продаж аналогов продукции и плановых прогнозов реализации. И если в ассортименте есть товары, которые в текущий момент не оправдывают себя, то происходит ротация. То есть менее доходные заменяются на более успешные. 
- У каких компаний закупаете канцелярско-офисную продукцию?
- У нас очень широкий перечень поставщиков, среди которых «Рельеф-Центр», «Группа Товарищей», «ПроБюро» и другие. Если нашему клиенту нравится товар, и он хочет его купить, то мы, безусловно, стараемся дать ему возможность потратить деньги именно у нас.
 - Как канцелярским компаниям попасть в список партнеров «Буквоеда»?
 - Для них всегда этот путь открыт. Важно качественно представить информацию о своем продукте, предоставить образцы для оценки качества.
 - Какую долю в объеме продаж занимает канцелярская продукция?
 - Общая доля «некнижной» продукции в целом составляет у нас уже более 40%. Этот показатель год от годау увеличивается. Кроме канцелярии, мы ввели достаточно большое количество других товарных групп, например, сувениры и товары для хобби и творчества. Практически с самого начала существования «Буквоеда» канцелярские товары вошли в ассортимент компании. На втором году жизни фирмы произошло слияние с одной канцелярской локальной розницей. С этого момента данная товарная группа уверенно шагает вместе с книгами параллельным курсом. 
 Сувенирная продукция выделилась чуть попозже. После того, как мы достаточно уверенно разместили свои магазины в центре Санкт-Петербурга, тут появился и объем продаж и возможность качественного представления товара, потому что он, конечно, требует выставочной площади. В маленьком магазине сделать качественный подбор широкой линейки сувениров достаточно тяжело, хотя возможно.
 
 - Как крупный конечный покупатель, какие тенденции, происходящие на канцелярском рынке, Вы бы хотели отметить?
 - Увеличение требований клиентов по качеству продукции, а также отказ от товаров noname. Как правило, качественные характеристики последних страдают, но цена таких продуктов достаточно низка. Мы все же не отказываемся от ценовых маркеров. В нашей товарной матрице всегда можно обнаружить не только качественные брендовые, но и очень дешевые товары в каждой из категорий.
 - Ощущает ли сеть «Буквоед» какие-то колебания спроса на канцелярско-офисную продукцию?
 - Бэби-бум ни для кого не проходит бесследно. Сейчас школьная продукция имеет внятный потенциал роста. Школьники станут студентами, в последствии они будут работать в офисах.
 - Будет ли в дальнейшем развиваться традиционная розница, или Вы все же прогнозируете постепенный переход на онлайн-торговлю?
 - Мы активно изучаем зону интернет-пространства, учитывая опыт иностранных коллег. И настоятельно рекомендуем всем нашим партнерам заняться качественным описанием товара и предоставлением этого описания нам для последующего размещения в нашем интернет-магазине. Это ускоряет процесс расширения ассортиментного предложения в интернете и увеличивает эффективность ведения бизнеса. 
 Тем не менее, на наш взгляд, физическое потребление в магазинах останется, так как тактильные ощущения никто не отменял. Спонтанность покупки у рядовых граждан будет присутствовать всегда.
 - Люди все больше читают книги в электронном формате...
  - Действительно, читать электронные книги в пути удобно. Я недавно летал в Екатеринбург на переговоры с поставщиком и на борту самолета и среди ожидающих в аэропортах мне практически не удалось увидеть в руках бумажные книги. 
 Тем не менее интернет-пространство и электронные книги мы расцениваем в большей степени как возможность дальнейшего роста продаж, в том числе и бумажных книг. Чем больше люди будут читать, тем лучше. Простите за банальность. Без книги культурное развитие общества будет происходить очень медленно. И сейчас мы наблюдаем рост продаж именно бумажных книг в объединённой розничной сети. Особенно на волне бэби-бума этот тренд будет только усиливаться, на наш взгляд.
 Мы считаем, что занимаем идеологически флагманскую позицию в вопросе повышения культурного развития общества. То есть предлагаем тот самый продукт, который может улучшить качественную составляющую жизни россиян в ближайшем и далеком будущем. На фоне потребления электронных книг мы видим рост потребления и бумажных. Это несвойственно для России в период всеобщего стона и плача о том, что книжная отрасль умирает. Мы считаем, что качественно построенный бизнес может быть эффективным и растущим.  

Хочу посоветовать книжным поставщикам внимательнейшим образом относиться к собственному издательскому пакету. Потому что сейчас есть книги, которые продаются неимоверными тиражами и достаточно долго. И это именно книги с качественным содержанием.
 - Какой процент в объеме продаж приходится на интернет-магазин «Буквоед»? 
 - Он быстро растет, но пока очень мал. Мы знаем лидеров рынка, но их объёмы и известные нам экономические показатели пока что несопоставимы с книжной розницей. 
 - Каким Вы видите будущее оффлайн-торговли?
 - Мы стабилизировали объем продаж книжной литературы в определенных сегментах, а в других прогнозируем дальнейшее развитие. Будут возникать новые тренды, мы тоже будем к этому причастны. Я считаю, что качественные прикладные и развивающие книги будут долго, уверенно и хорошо «жить». 
 Я сам читаю книги и в электронном и бумажном варианте. Так вот, в первом случае очень часто раздражают опечатки, переносы, безобразное качество редактуры. Хотя это, скорее, в большей части относится к пиратскому сканированию книг с последующим их распознаванием. С бумажным экземпляром книги совсем другая история.
 - Как Вы можете оценить текущее состояние книжной отрасли, ведь многие утверждают о том, что она находится в кризисном состоянии?
 - Общее количество книжных магазинов сократилось по сравнению с началом прошлого века и советской эпохой. К сожалению, и нам приходится не только открывать новые магазины, но и закрывать некоторые из ранее открытых. Тем не менее в России остались книготорговые сети, которые зарабатывают на книжном бизнесе. Они уверенно смотрят в будущее, понимая текущие риски и преобразовывая их в возможности.
 
 - Высока ли конкуренция на рынке?
 - Думаю, да, так как наблюдается всеобщее перепроизводство товара по всему миру. Но все же главными конкурентами «братьев-книжников» мы не считаем, так как делаем с ними одно дело. Ведь если кто-то начал приобретать книги у наших конкурентов, то рано или поздно к нам он тоже зайдет. 
 Самый главный враг — это все тот же интернет, телевизор и различные вредные привычки. Например, алкоголь. Мы считаем, что если нам удастся хотя бы ненадолго оторвать людей от бездумного интернет-серфинга и телевизора, пагубных для здоровья привычек, это здорово.
 
Мы всегда готовы представить, предложить или порекомендовать необходимый человеку, читателю экземпляр книги, который может значимо повлиять на жизнь человека. Таких случаев нам известно достаточно. Все проблемы человека – у него в голове, и ни один из вышеперечисленных способов качественно этот вопрос не решает. Только в книгах содержатся знания тысячелетий и мысли великих людей, а иногда и готовые рецепты решения чьих-то жизненных проблем.
 - Как Вы думаете, откуда возникают мнения о том, что состояние рынка ухудшается год от года?
 - Из не очень профессиональных источников. Кто-то ударился в издание, как ему казалось, хороших продуктов. А рынок их не воспринял. Часто происходит издание материала не для конкретной публики, а во имя собственной идеи или удовлетворения собственных амбиций. У людей с таким подходом в бизнесе мы наблюдаем большие проблемы. У них есть непродуманность тиражей, которые тяжелым бременем ложатся на издательские и розничные «плечи». Поскольку конечным потребителем продукт не востребован, то и денег в цепочке не возникает ни у того, ни у другого. Соответственно, инвестировать далее в какие-то новые виды продукции затруднительно. 
 - Чем «Буквоед» отличается от обычного книжного магазина?
 - Мы стараемся улавливать текущие изменения в предпочтениях клиентов и работать с потенциальными клиентами. Мы не пытаемся бежать за паровозом, а стараемся строить его и направлять.
 
 
Беседовала Анастасия Павлюх, «Сегмент.Ру»


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.