:

Отчего покосились наши избушки?

17.03.2014 14:57:00 27 0 На печать
Unipack.Ru предлагает вниманию читателей интервью с Алексеем Дьяченко, директором по продажам и маркетингу «Архангельского ЦБК», в котором высказывается видение современной ситуации на рынке тарных картонов и складных коробок.

- Архангельский ЦБК является одним из ведущих европейских лесохимических предприятий, а также крупнейшим производителем тарного картона и одним из лидеров по производству целлюлозы в России. Как чувствует себя предприятие в настоящий момент, когда вся экономика страны чувствует себя неважно?

- Да, ОАО «Архангельский ЦБК» является крупнейшим производителем тарного картона в России, а также одним из крупных производителей целлюлозы. Наша доля на рынке тарного картона по итогам 2013 года составляет 15 %. Предприятие чувствует себя хорошо, производство работает стабильно, проект модернизации картонного производства идет полным ходом, и его первый этап – новый завод полуцеллюлозы – будет завершен к концу этого года. Кроме этого, мы закончим в этом году и другие проекты – новую промывную установку на производстве целлюлозы, новый многотопливный котел-утилизатор для совместного сжигания осадков сточных вод и коры Metso. Конечно, не все происходит без проблем, и 2014 год будет однозначно сложнее предыдущего. Несколько предприятий в отрасли в последнее время обанкротились, некоторые остановили производство. Может показаться, что такое положение характерно для всех предприятий ЦБП, однако это не так. Многие предприятия, в том числе и мы, уверенно работают и банкротиться не собираются.

- Решение каких проблем в экономике страны в целом Архангельский ЦБК считает первостепенным делом?

- Я могу сказать только лично от себя, не от имени комбината, и не о всей экономике, а о промышленности. На мой взгляд, основными проблемами промышленности России являются ее низкая эффективность (низкая производительность труда), отсутствие собственных технологий и любого развития в этом направлении.

- Какой Вы видите ситуацию на рынке тарных картонов и складных картонных коробок?

- На рынке тарных картонов ситуация не очень простая. Последние годы шла тенденция постепенного замещения целлюлозных картонов на макулатурные. Мощности по макулатурным картонам в России растут. По итогам 2013 года, доля макулатурных картонов (чисто макулатурных и изготовленных с использованием макулатуры) в российском потреблении составила 61 %, или 2649 тыс. тонн из 4809 тыс. тонн общего объема потребления. На мой взгляд, доли целлюлозных и макулатурных картонов в России должны стабилизироваться примерно на этом уровне – 40 % целлюлозных к 60 % макулатурных. Что касается рынка гофроупаковки, то производственные мощности сильно превышают спрос – примерно на 20-25%. И продолжается их наращивание. В ситуации высокой конкуренции снижаются цены на гофроупаковку. Плюс рынок последние несколько лет растет очень медленно – от 0 до 3% в год. В конце концов, такая ситуация приведет к уходу с рынка наиболее слабых компаний, а также к консолидации этой отрасли – укрупнению участников этого рынка.

- Архангельский ЦБК можно отнести к монополистам сырья для упаковочной индустрии. Есть мнения, что монополизм мешает развитию здоровой конкуренции на российском рынке. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Я понял, о чем вы говорите, я читал высказывания некоторых участников рынка на этот счет. Они, на мой взгляд, в большей степени показывают желание представить нас монополистами, чем отражают реальность. Если вспоминать закон «О защите конкуренции», то ни один из целлюлозно-бумажных комбинатов, производящих тарные картоны (и мы в том числе), антимонопольными органами не признан предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке. И по сути этого закона, им не является.

Когда мы отправляем нашу продукцию вагоном к какому-нибудь покупателю, то нам никто, кроме РЖД, не может оказать услуги по его доставке. Вот это – монополизм.

На российском рынке тарных картонов есть несколько производителей целлюлозного сырья – есть крупные, есть поменьше. Есть много производителей макулатурных картонов, которыми можно замещать целлюлозные. Кроме этого, никто не мешает купить целлюлозный картон в Европе – в Финляндии, в Швеции. Привезти из Канады. Пожалуйста. Это, конечно, несколько дороже – из-за наличия пошлины и высоких транспортных расходов. Но все равно такая ситуация – не монополизм. Мой уважаемый коллега хочет представить нас монополистами, и мне кажется, причины здесь в следующем.

Давайте посмотрим на рынок гофроупаковки – это высококонкурентный рынок, со множеством игроков, с большими незагруженными мощностями. Мы никак не мешаем и не ограничиваем конкуренцию на нем, да и никак не смогли бы этого сделать. Гофропроизводители страдают из-за чрезмерной конкуренции, так как падают цены на гофроящики, из-за этого у всех ухудшаются экономические показатели, все работают без прибыли, некоторые даже в убыток. И проблема гофропроизводителя в этом, а не в нашем «монополизме». И не в том, что цены в России на целлюлозные картоны сложились такими, а в экспорте они ниже. Как говорится в одной нашей северной народной присказке: «Не от того наши избушки покосились».

И я понимаю, когда возникает желание решить эти проблемы, пытаясь разными средствами снизить цены на сырье, в том числе обвиняя нас в монополизме и злоупотреблениях.


Авторы: 
 Михаил Бредис, главный редактор Unipack.Ru
Олег Савин, Руководитель информационного отдела Unipack.Ru

www. unipack.ru