:

Радомир Афанасьев, «КАНЦТАНТА» о новом сезоне: «Сегодня практически невозможно планировать долгосрочное развитие бизнеса»

04.09.2014 09:30:00 32 0 На печать
«Сегмент.Ру» продолжает серию интервью с участниками рынка о предстоящем торговом сезоне, перспективах, проблемах и других вопросах, касающихся канцелярского и офисного рынков. Сегодня наш собеседник - Радомир Афанасьев, заместитель генерального директора ООО Компания "КАНЦТАНТА"

Радомир Афанасьев, заместитель генерального директора Компании «КАНЦТАНТА»: «Проблема рынка, на мой взгляд, это демпинг…Ряд серьезных компаний по очереди пускаются во все тяжкие. Особенно это заметно на рынке госзаказа»

– Радомир, каким вы предвидите новый сезон? Чего ожидаете? Каких хотелось бы добиться результатов и экономических показателей в сравнении с прошедшим сезоном?

– Новый сезон будет трудным и, безусловно, интересным. Наша компания показывала рост продаж в последние годы. Очень надеемся сохранить эту тенденцию и в будущем. На космические цифры роста, конечно, не надеемся, но стабильные 15-20 процентов сделаем.

– Какие проблемы и сложности вы предвидите на рынке?

– В первую очередь, это отсутствие стабильности, что характерно для всех отраслей экономики, наша канцелярская не исключение. На сегодняшний день практически невозможно планировать серьезное долгосрочное развитие бизнеса, особенно если это развитие связанно с инвестированием. Слишком велики риски. Вторая проблема, на мой взгляд, это демпинг. В последнее время ряд серьезных компаний по очереди пускаются во все тяжкие. Особенно это заметно на рынке госзаказа. Что это: азарт, жест отчаянья или преследование сиюминутных выгод? Думаю, всего понемногу. Но однозначно для рынка это вредно. Во многих странах с этим борются. У нас тоже слабые законодательные попытки были (упаси боже от государственного регулирования рынка канцтоваров).

– Какие новые товары предложит в новом сезоне компания? Какие будут особенности ассортиментной политики?

– Мы расширяем линейку товаров, произведенных под собственными торговыми марками. В будущем сезоне сделаем упор на персонализированную продукцию.

Это цветовые решения, товары для левшей и так далее. Надеюсь, это придется по душе нашим потребителям.

– Вопрос о ситуации с Украиной. Мы уже стали свидетелями остановки поставок продуктов питания из соседней страны. Заморожены поставки ряда канцелярских товаров. На ваш взгляд, в плане насыщения рынка насколько важна для России Украина?

– Импорт канцтоваров из Украины всегда был незначителен. И замещение по многим позициям уже произошло. Другой вопрос, куда в скором будущем будут поставляться товары, которые производились в России для Украины? Например, офисная бумага? Даже если Украина и не перекроет экспорт из России, покупательная способность у них резко снижается и в обозримом будущем продолжит снижаться. Естественно предположить, что эти товары останутся в России. А вот насколько это скажется на нашем рынке - посмотрим.

– Вообще, как бы вы оценили последствия для российской экономики введенных европейских санкций?

– В полной мере последствия нам еще предстоит оценить. Пока только имеются тревожные звоночки: закрытие доступа к дешевым деньгам в финансовом секторе, запрет импорта технологий и оборудования в машиностроении, все это приведет в среднесрочной перспективе к усугублению проблем в экономике и, как следствие, к падению уровня жизни населения.

– Ситуация с девальвацией рубля остается достаточно острой. Давление на российскую национальную валюту только усиливается с начала 2014 года. Рубль подешевел почти на 12%. Как этот фактор уже сказался на ценовой политике вашей компании? Насколько дорожает ваша продукция?

– У нас большая доля импорта. Конечно, сказывается, конечно, товары дорожают. Но валютные колебания мы стараемся минимизировать, насколько это возможно. Используем биржевые механизмы фиксации валютных рисков. Также мы сократили маркетинговые издержки. Боремся с ростом цен в меру своих скромных сил.

– Какие вы бы спрогнозировали перспективы в российской экономике и рассматриваете ли какие-либо страховочные меры для бизнеса «КАНЦТАНТЫ»?

– Это большая тема. На сегодняшний день на первый план выходят политические риски. И от этого зависит здоровье нашей экономики. А в компании каких-то дополнительных страховочных мер мы предпринимать не планируем. Мы готовились с зимы к сегодняшним трудным дням.

– Какие явные тенденции, тренды на канцелярском рынке обращают на себя внимание сегодня?

– Это глобализация. Мелкие игроки рынка будут уходить, крупные будут укрупняться.

– На ваш взгляд, успешно ли прошли нынешние летние сезонные акции? Насколько подстегнули спрос и способствовали увеличению продаж? Или в этом году все получается значительно сложнее с точки зрения стимулирования сбыта?

– С каждым годом стимулировать сбыт становится все сложнее. Не могу сказать, что этим летом нас порадовала активность наших покупателей, хотя маркетинг приложил максимум усилий. Думаю, что если бы мы не проявляли активности, ситуация была бы еще печальнее.

– Будет ли компания в новом сезоне использовать какие-либо новые маркетинговые инструменты и если да, то какие?

– Все хорошее уже изобретено до нас. Посмотрим на коллег, поучимся у иностранцев.

– Несмотря на то, что Компания «КАНЦТАНТА» работает в сегменте корпоративного обслуживания, хотелось бы задать вопросы о школе, так как часть ассортимента пересекается с этой тематикой да и существуют поставки в образовательные учреждения, для учителей. Хотелось бы услышать вашу оценку школьного сезона. Так, например, расходы родителей на сборы детей в школу в 2014 году значительно выросли. По результатам исследования «Новое поколение», которое провела компания Synovate Comcon, рост составил 17% по городам-миллионникам России в целом и на 5% по Москве. Насколько велик этот процент и есть ли предел у удорожанию товаров?

– Предел удорожания определяется спросом, который, в свою очередь, определяется покупательной способностью. Трудно оперировать конкретными цифрами. Я повторюсь, покупательная способность будет падать, а цены будут расти. Где «встретятся» эти две составляющие – покажет время. Но в целом поколение 70-х, 80-х в нашей стране на своих детях не экономит. Ну, по крайней меря я, точно.

– Насколько активно, с вашей точки зрения, прошли (и продолжают идти) школьные базары? Хотя бы по ощущениям, по слухам и так далее…

– Заметил сокращение у многих коллег маркетинговых издержек. Денег в бизнесе становится меньше, зарабатывать их становится все трудней. Какой-то сверх активности не увидел.

– Скоро пройдет осенняя выставка «Скрепка». Обычно вы не участвуете, поскольку являетесь корпоративным участником рынка. И все же не планируете ли поучаствовать, чего от нее ждете?

– Участвовать не планируем, да и не ждем от выставки чего-то нового. Скорее уж наоборот.

– Какие «точки роста» вы видите на обозримую перспективу на канцелярско-офисном рынке?

– IT-инновации. Мы живем в двадцать первом веке. Спрос на передовые технологии растет опережающими темпами. Современные способы коммуникаций с потребителем открывают широчайшие возможности. Там наше будущее!

– Чтобы вы хотели пожелать в новом сезоне коллегам, так сказать, по цеху?

- Оптимизма!

– Благодарю за интересный разговор.

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.ру»