Роман Воинов, генеральный директор:

«Пока масштаб падения рубля не настолько велик, как в 1998 или 2008 годах»

06.02.2014 14:52:00 25 0 На печать
«Сегмент.Ру» продолжает публикацию мнений участников канцелярского рынка о ситуации с российским рублем.

Роман Воинов, генеральный директор ГКЦ «Балтик»

Экономические эксперты и Правительство России сделали не самый благоприятный прогноз развития экономики России на 2014 год, что приведет к снижению покупательской способности. Ее рост с учетом инфляции предположительно составит лишь около 2%, в то время как десятилетие до финансового кризиса он был в среднем почти 7%. 
 
- В связи с этими факторами ожидаете ли Вы сокращение объемов закупок клиентами канцелярско-офисных товаров в 2014 году? Насколько они снизятся в процентном соотношении к 2013 году?
 
- Мы надеемся, что наши объемы продаж не упадут, так как торгуем только товарами под собственными торговыми марками, в разработку которых вкладываем большие ресурсы и усилия. Если Вы разработали интересный продукт, предложили покупателю нестандартные товарные решения, дизайны, программы продвижения, то Вам все равно - какой курс доллара или процент инфляции. Ваш товар купят, потому что он интересен.
 
- Некоторые экономисты считают, что искусственное ослабление рубля даже оживит экономику. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
 
- Ослабление рубля должно, по идее, дать толчок к развитию российского производства и снижению зависимости страны от импорта. В ближайшее время, думаю, это никак не скажется на "оживлении экономики". Но, если вместе с этим будут предприняты и другие меры, например, снижение ставок кредитования бизнеса, вложения в развитие машиностроения, вложения в заводы по производству разнообразного сырья (например, продукция химической промышленности, пластиковое сырье, кожезам и т.п., а не нефть, газ и другие полезные ископаемые), тогда в среднесрочной перспективе можно ожидать оживления экономики за счет развития российского производства. Не секрет, что в России производится очень небольшая номенклатура канцелярских товаров. Эта продукция тоже не является полностью российской, так как в России не выпускается достаточных видов сырья и комплектующих. Заводов, производящих сырье, крайне мало, поэтому они являются, как правило, монополистами и повышают цены вслед за мировыми. Альтернатив-то нет.
 
В этом ситуация у нас очень сильно отличается, например от Китая, где доступность сырья и комплектующих позволяет дешево производить товар и быстро менять ассортимент выпускаемых изделий.
 
- Считается, что девальвация позитивно влияет на российскую промышленность, которая поднимается на ноги, чтобы заместить дорожающий импорт сырья или готовых продуктов и обеспечить рост экономики. Можно ли надеяться на это сейчас?
 
- Согласен с этой точкой зрения. В среднесрочной перспективе ослабление рубля создает выгодные условия для развития российского производства и, соответственно, ведет к импортозамещению. Однако это не является законом. Это всего лишь потенциальная возможность. Если российские производители не воспользуются этим шансом, не проведут модернизацию оборудования, не откроют новые производства, то в долгосрочной перспективе выгода от низкого курса рубля пропадет. Мы в нашей отрасли наблюдали рост российского производства в оба кризиса: и в 1998, и в 2008 годах. Наверняка будет рост и сейчас. 
 
- В случае, если рубль продолжит свое падение, как это может отразиться на канцелярской отрасли в целом. Чего Вы лично ожидаете?
 
- Пока масштаб падения рубля не настолько велик, как в 1998 или 2008 годах. К тому же, насколько я могу судить, девальвация не сопровождается какими-либо экономическими потрясениями. Вследствие этого резкого падения покупательского спроса, думаю, не будет. Будет снижаться спрос на дорогие товары, цена на которые обоснована только "силой бренда", "ненужными наворотами" и тому подобному... Обычная канцелярия, я считаю, будет покупаться в тех же объемах.
 
Наша компания хорошо себя чувствует при любом курсе доллара, так как мы одновременно и производители, и импортеры. Когда растет доллар, мы начинаем больше продавать продукции нашего картонажного и пластикового производства. Когда он снижается, мы продаем больше импорта.
 
- Если учесть, что уже скоро начнутся сезонные закупки товаров (к осени 2014 г), насколько подорожавший доллар/евро повлияет на конечную стоимость товара в России?
 
- Повлияет пропорционально росту курса доллара/евро. Цены на импортные товары поднимутся в среднем на процент роста курса. Конечно, можно использовать рост курса в качестве некой "промо-акции", заморозив цены или подняв их на меньший процент, но в долгосрочной перспективе компании, которые не собираются ликвидировать бизнес, будут вынуждены поднять цены пропорционально росту курса.
 
- Если затраты на закупки канцелярской продукции существенно повысятся, готовы ли Вы компенсировать возросшие затраты снижением своей прибыли/доходности, только чтобы не потерять объемы?
 
- Будем действовать по обстановке. Сейчас трудно сказать - как будет развиваться ситуациями с ценами на рынке.
 
- Есть ли у Вашей компании какой-либо план экономии или другие схемы, чтобы не потерять клиентов?
 
- Мы предлагаем нашим партнерам такие схемы сотрудничества, которые позволяют им уверенно чувствовать себя с нашими товарами, они направлены на увеличение их дохода. Так как в отличии от ФРС мы не имеем возможности просто печатать деньги, то естественно, затраты на эти программы идут из нашей прибыли.
 
- Какой прогноз курса рубля, доллара и евро Вы бы сделали на конец 2014 года?
 
- Крайне неблагодарное дело - заниматься прогнозами курса валюты. Если уж титулованные компании типа Fitch и Moody's каждый раз садятся в лужу со своими прогнозами, то вероятность моего прогноза будет крайне низка. Думаю, что доллар дорастет за год до 36-36,5 руб.
 
- Какие, на Ваш взгляд, действия нужно предпринять российскому Правительству, чтобы не допустить резкой девальвации рубля?
 
- Я считаю, что происходящая сейчас девальвация рубля - акция запланированная и контролируемая российским Правительством. Поэтому и задачу Правительства вижу, скорее, в том, чтобы сохранить контроль над девальвацией.
 
Беседовала Анастасия Павлюх, «Сегмент.Ру»