«Сегмент.Ру» исполнилось 15 лет:

Как все начиналось глазами одного из самых первых его участников

29.05.2015 10:54:00 55 0 На печать
«Сегмент.Ру» исполнилось 15 лет. Мы попросили одного из самых первых участников проекта, Альберта Веденеева, работавшего в то время на позиции business-manager проекта, вспомнить, с чего все начиналось. Дух захватывает, как все было интересно, живо и нетривиально.
Альберт Веденеев, стоял у истоков создания «Сегмент.Ру», работал в начале 2000-х на позиции business-manager проекта: «Нормально встретил рынок появление «Сегмент.Ру», насколько я помню. Правда, это были петербургские и московские компании, как правило. Регионы сидели без интернета и работали по старинке, по справочникам «Товары и Цены». Были и довольно резкие и скептические комментарии на наше появление».

- Альберт, я в конце 90-х уже проработал журналистом в газете «Деловой Петербург» около 7 лет. И даже у нас тогда, как помню, сайт газеты при всей финансовой поддержке шведских акционеров, был только в зачаточном виде. Была электронная почта, скрипучий модем с подключением к лимитируемому Интернету на скоростях ниже плинтуса. Как тогда получилось создать первый в России интернет-проект по канцелярке?

- Дмитрий, в интернете я с 1996 года. Не знаю, что мешало ДП делать сайт, но в 1999 году лично у меня было ощущение, что поезд е-бизнеса уже уходит и надо успеть запрыгнуть в последний вагон! Канцелярская тема показалась тогда наиболее близкой и понятной, так как ручками и блокнотиками мы все пользовались каждый день.

- А чем занимались вы до прихода в Сегмент?

- До прихода в «Сегмент» я прожил 32 года, 7 из которых занимался продажей гидромассажных ванн одной шведской фабрики. Ещё в 1997 году узнал, что такое язык гипертекстовой разметки, и сделал маленькую корпоративную страничку на Mr.Postman-е (ныне aha.ru). Она была с модными фреймами, на чёрном текстурном фоне! Тогда всё солидное должно было быть обязательно на чёрном фоне. Как визитки, так и сантехника с позолоченной фурнитурой:)
 
- Сложно ли было чисто технически запустить Интернет-стартап на то время, хотя такового понятия в сегодняшнем понимани, понятно, еще не было?

- Ну, почему же не было понятия? Это был самый разгар, так называемой, первой волны доткомов. Это было время, когда за продажу домена можно было заполучить миллионы долларов. Не у нас, а в США, конечно. В 1999 году продажа домена business.com за 7,5 млн. долларов навсегда вошла в современную историю интернета. Почти по миллиону за букву в домене для b2b проекта! Тогда очень хорошо мечталось! А что может быть прекраснее? Так что, понятия как раз имелись. И даже программисты были неплохие. Не одним Тёмой Лебедевым и носиковским «Вечерним Интернетом» жила сеть в то время. Существовала масса интереснейших американских емейл-рассылок на английском языке:), которые давали реальные знания на совершенно альтруистических условиях. Почти как Курсера (coursera.org) в наши дни. Особенных технических сложностей не было никаких. Бери и делай. Все по стандартной схеме: тех.задание -> исполнение -> тестирование -> bug fixing -> релиз. Сейчас, по сути, всё то же самое, только все перебрались в облака, как в среду разработки, а вместо 28 Кб/с скорость стала 50-100Мбит.

Больше всего доставал, конечно, медленный интернет. Модем USRobotics расшаривался на несколько человек, связь постоянно рвалась, трели dial-up-коннекта звучали на дню десятки раз. Странички грузились как мозаика, фрагментами, словно пазл. Для ускорения в браузере отключалась загрузка картинок. Ни при каких условиях главная страница сайта Segment.ru не должна быть тяжелее 100 кб со всеми картинками, иначе люди могли уйти, так и не дождавшись загрузки. Обязательно в свойствах изображений нужно было прописывать ширину и высоту картинки, иначе при неполной загрузке страницы расползался весь дизайн. Табличная вёрстка с прозрачными 1-пиксельными гифками в качестве распорок. Одним словом, ужас по современным стандартам вёрстки! Приходилось находить всякие соломоновы решения, чтобы было и красиво, и быстро, и функционально. Сейчас у «Сегмента» "морда" стала пошире, конечно! Целых 6 мБ. Я бы резал, ребята. По привычке глянул на ваших коллег-конкурентов - вам есть к чему стремиться!:)

Так выглядел один из первый интерфейсов "Сегмент.Ру" в конце 90-х-начале 2000 годов.



- А как бы вы оценили в целом состояние IT-индустрии по воспоминаниям на тот момент: сотовые телефоны были не у многих, пейджеры…интернет вообще в основном могли себе позволить только компании?

- Это было очень духоподъёмное время. А может, я был моложе. Уже вовсю работали разнообразные интеграторы, многие  знали и про ERP и про CRM, а впереди была сплошная перспектива! Как если бы встать, широко расставив ноги, посмотреть сияющими глазами вдаль и сделать правой рукой жест перед собой, очертив дугу слева направо – перспектииииива! Такое было время. Программисты не стоили 3000-5000 у.е. в месяц :) Мы ощущали себя на самой макушечке волны. Это было так приятно!

- Почему возникла такая потребность создать отрасл евой канцелярский портал?

- Очевидно было, что в интернете совершенно свободна ниша аля «Товары и Цены». Мы решили начать с «канцухи», так как канцтовары, в отличие от линейных рельсовых подшипников, казались довольно простой и понятной темой + никто ничего подобного ещё не успел реализовать. Почти одновременно с нами запустился портал OfficeMart.ru (см. ниже скриншот сайта 2001 года), который реализовывала целая команда профессионалов веб-девелопинга из «ТекАрта». Конечно, мы, любители, довольно нервно смотрели на их развитие. Следили за посещаемостью. У них всё было сделано на высоком техническом уровне: дизайн, вёрстка, но чем дальше, тем больше их сайт стал напоминать кабину «Боинга 737». Именно так я называю сайты, у которых на  главной странице куча кнопок, ссылок, разделов, мигающих картинок и просто не понимаешь, куда и на что надо нажимать. Позже ребята решили не развиваться и сдались без боя:), превратившись в каталог ссылок на довольно широкую тему. Так мы и стали Первым Национальным Канцелярским Сайтом.

Почти одновременно с "Сегментом" запустился портал OfficeMart.ru (это скриншот интерфейса 2001года), который реализовывала целая команда профессионалов веб-девелопинга из «ТекАрта».



- С чего он начался, если подобраться совсем к истокам?

- Основная идея - единый электронный каталог участников канцелярского рынка всего СНГ с ценами. Уже тогда было понятно, что аналоговые, бумажные версии справочников «Товары и Цены» должны умереть. Нашей фишкой должен стать полуавтоматический мега-нано-супер-гига-сортировщик, которому в формате csv (Excel) скармливались прайс-листы поставщиков, а он сам раскладывал нужные товары по нужным «полкам». Сортировщик должен был быть обязательно обучаемым и интеллектуальным настолько, насколько мы сами себе понимали эту обучаемость и интеллектуальность:)

- Как участники рынка отреагировали на создание первой отраслевой интернет-площадки?

- Нормально нас встретили, насколько я помню. Правда, это были петербургские и московские компании, как правило. Регионы сидели без интернета и работали по старинке, по справочникам «Товары и Цены». Были и довольно резкие и скептические комментарии на наше появление. Мы, конечно, переживали. Как сейчас помню отзыв Александра Шмуклера из «Офис-Спб»: "…весьма спорный для делового стиля дизайн, некорректная классификация участников рынка (классификация, принятая в мире - производители, импортеры, оптовики, розница), отсутствие стандартных средств общения (доски объявлений) и т.д.".

А ещё помню, как во время одной из канцелярских конференций в Москве я нарвался на смешки в зале. А всего-то на вопрос – «Какова цель проекта?» честно ответил, что мы «хотим зарабатывать деньги». Зато ответ расставил все точки над i.

Я помню, как мы запускали площадку для общения в виде форума. И помню, сколько было сомнений у всех, что он заработает и будет нужен кому-либо. А оказалось, что форум стал самым посещаемым и самым живым разделом сайта на многие годы! И сразу же после раздела общения мы в рамках «Сегмент.ру» инициировали создание первого единого канцелярского каталога товаров, в котором, по признанию самих участников рынка, нуждались абсолютно все, ибо «разброд и шатания, неудобство и прочая». Мы погрязли в этой работе, она оказалась нам не по плечу. Мы так и не смогли прийти с участниками рынка к единому знаменателю, несмотря на активнейший вклад очень многих, регулярное проведение опросов на сайте и подведение итогов! Как сейчас, кстати, с этим обстоит дело? Ещё есть сумасшедшие сделать единый каталог? Или он уже сделан?

- А каким был канцелярский рынок на то время и каким он стал сегодня, по вашему мнению?

- Мне трудно сказать, каким он был и каким стал. Я никогда не был экспертом в канцелярских товарах и не стал им:) Я могу лишь сравнить его с сантехническим рынком, в котором к тому времени успел проработать довольно продолжительное время и объездить почти все 90 регионов страны. Канцелярский рынок мне показался в конце 90-х, начале 2000–х гораздо более общительным, живым и дружелюбным. Более готовым к совместной работе и развитию! На самом деле, я упивался общением. Всё было очень позитивно. Было безумно приятно общаться и с предпринимателями из разных городов, и с профильными изданиями, такими как «Офис Файл» (Дарья Галимова на тот момент:)) и «Канцелярское Дело» Сергея Долгова. Мы активно общались и у них на интернет-форумах, и у нас на портале и ощущали себя скорее коллегами, партнёрами, чем конкурентами.

Что сейчас происходит с канцелярским рынком, как, впрочем, и с другими, я могу только догадываться. Пока на Украине идёт война, ничего хорошего и позитивного не стоит ждать ни в канцелярской области, ни в любой другой у нас в России.

Альберт Веденеев: "В 2001 году у меня родился второй ребёнок, и я погряз в долгах. Я вот даже иллюстрацию приготовил про это: Это известная в инете картинка на тему "никогда не сдавайся!"
- Насколько быстро проект стал известен и за счет чего, ведь в начале 2000-х еще толком не было интернет-маркетинга, сложно было что-то раскрутить с нуля…

- Сейчас, спустя годы, понимаешь, что всё складывалось довольно успешно. Мы выбрали очень правильную и беспроигрышную схему: не пропускали ни одной профильной выставки, давали рекламу всё во все те же «Товары и Цены», в том числе, рекламировали там и наших клиентов, выходили на связь с активными игроками, добавляли их карточки в каталог компаний, приглашали загружать прайс-листы. Счётчик участников портала рос ежедневно. «Что ни день - сто грамм». Нас постепенно узнавало всё больше и больше профессионалов. Мы следили за активностью участников на сайте: кто заходил, как часто, что делал, откуда уходил, почему? Нам очень нравились живые и прогрессивные компании, яркие лидеры. Вот что я помню из тех времён: «А1» и Катя Пак, «Стамм» из Саратова(?) и «КТС-Про» (Москва), «ТОП-Пен», Дмитрий Пупин и его ЧП «РАША», Bantex, Михаил Кесельман из Чеховской Полиграфии, «Константа» из Новосибирска.

- Насколько окупаемым проект был в начале 2000-х?

- Первым клиентом, которому я выставил счёт, была компания из Новосибирска, и случилось это почти через год активной работы. Если память не изменяет, это была «Константа». До сих пор с теплотой и уважением отношусь к этому городу!:) Сайт стал окупаемым примерно через пару лет. Но я уже успел тогда выйти из проекта. Не дотянул:) В 2001 году у меня родился второй ребёнок, и я погряз в долгах. Я вот даже иллюстрацию приготовил про это (см. рисунок).


Как бы сложилась моя жизнь, жизнь проекта, если бы я остался в «Сегменте» - неизвестно. Но, по-моему, всё не так уж и плохо складывается на данный момент!

Желаю любимому «Сегменту», самому себе, всем участникам и читателям дальнейшего процветания, развития и того непередаваемого чувства, когда ты на самой макушечке волны! Мечты двигают мир!

- Спасибо, Альберт, за интересный и искренний экскурс в историю и большой удачи по жизни!

Дмитрий Мотыльков, главный редактор группы порталов «Сегмент.Ру»