Марина Рыкова, Colop в России:

«В связи с отменой круглой печати резкого снижения спроса на оснастки мы не прогнозируем»

22.04.2015 10:45:00 59 0 На печать
Марина Рыкова, Директор департамента регионального развития компании Colop в России прокомментировала «Сегмент.Ру» принятие федерального закона, касающегося отмены круглой печати на территории России.

- Марина, вы представляете компанию, которая дистрибутирует в Россию печати, штампы, оснастку. Вообще, история печати ведет нас в Древний Китай и Древний Рим, где уже тогда были печати. И как тогда, так и сегодня печать была и остается очень важным атрибутом документооборота. Но вот совсем недавно Госдума приняла закон, по которому для хозяйственных обществ использование круглой печати в документообороте российских компаний становится необязательным. Зачем было принято, на ваш взгляд, такое решение, и как к нему относитесь вы как представитель компании-поставщика печатей?

Марина Рыкова, Директор департамента регионального развития компании Colop в России: "Российский менталитет не позволяет нам принять документ за полноценный документ, если на нем не стоит печать. Поэтому, я уверена, что большинство вновь создаваемых компаний будут прописывать в своих Уставах наличие печати".

- Причина принятия этого решения ни для кого не секрет. В течение всего прошлого года вопрос внесения данного законопроекта достаточно живо обсуждался в прессе и, конечно же, всеми штемпелеизготовителями. «Основная цель реформы — поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка, а инициатор поправок — рабочая группа при «Агентстве стратегических инициатив». Задача - войти в первую двадцатку рейтинга к 2018 году была среди «майских указов» президента Владимира Путина (сейчас — 92-е место)» Источник данной информации: http://izvestia.ru/news/563830. Как представитель компании-производителя штемпельной продукции, я не испытываю большого оптимизма от подобных решений.

- Круглая печать всегда считалась составляющей бизнеса, неким атрибутом официального документа. Есть и психологическая составляющая: на деловых бумагах печать поднимает статус, доверие к компании, к документу. И тут такое: печать больше не нужна. Согласны ли вы с данным решением, и как отмена круглой печати отразится на рынке, на потреблении?

- Полностью с вами согласна. Психологическая составляющая, безусловно, есть. Российский менталитет не позволяет нам принять документ за полноценный документ, если на нем не стоит печать. Поэтому, я уверена, что большинство вновь создаваемых компаний будут прописывать в своих Уставах наличие печати. Кроме того, прошу вас обратить внимание на то, что обязательность иметь печать отменена только для коммерческих компаний. Это не касается государственных структур, а в связи с этим рынок гербовых печатей остается неизменным.

- Насколько ужмется рынок конкретно круглых печатей, если учесть, что отмена касается, прежде всего, малого и среднего бизнеса. А это сотни тысяч компаний по России…

- Давайте не будем сгущать краски. Круглые печати не запрещены. Право иметь или не иметь печать остается за каждым конкретным предпринимателем. А как мы с вами уже говорили выше, российский бизнес любит документы, заверенные печатью. Индивидуальные предприниматели давно уже не обязаны иметь круглую печать, однако большинство из них используют ее в своем документообороте. В связи с этим резкого снижения спроса на оснастки для круглых печатей мы не прогнозируем.

- А каков сегодня рынок печатей, оснасток, особенно круглых печатей в России. Какова емкость рынка в штучном выражении или в денежном? Какие-то есть показатели…

- Автоматические оснастки в России появились не так давно – в начале 1990-х годов. В советские времена наш рынок полностью принадлежал ручной оснастке. На протяжении 25 лет автоматическая оснастка уверенно вытесняет ручную. По нашим данным, на сегодня 70-75% клише, изготовленных для круглых печатей, приклеивается на автоматическую оснастку. Что касается прямоугольных штампов, то процент «автоматов» меньше – приблизительно 50-65%. Но, не стоит забывать о том, что мы продаем не только оснастки для печатей и штампов, которые требуют изготовления клише. Штемпельный ассортимент - это еще и готовая продукция – датеры, нумераторы, самонаборные печати и штампы, штемпельные подушки и краска. В основном эти виды товара ничего не замещают. Их потребление неуклонно растет с каждым годом вместе с культурой делопроизводства.

- Поставщиков оснастки не так уж и много в России. По вашим расчетам, какая доля рынка принадлежит компании Colop?

- В данный момент на российском рынке работают четыре крупных поставщика автоматической оснастки: два европейских и два азиатских. За последние пять лет, по нашим оценкам, доля ТМ Colop выросла с 20% до 40%. А с 2012 года наша продукция занимает уверенное лидирующее место.

- В качестве альтернативы традиционной печати законодатели предложили электронную подпись, специальные бланки компаний, голографические наклейки и так далее. Но если разобраться, то это совсем другие технологии документооборота, которые потребуют полной переналадки всего механизма отчетности…Насколько быстро этот переход может произойти в самих компаниях?

- На мой взгляд, вопрос не в том, как быстро осуществится этот переход, а во сколько он обойдется предпринимателям. И все ли они будут делать выбор в пользу предложенных современных альтернатив. Процитирую: «Сейчас изготовление печати компании — один из обязательных этапов, сопутствующих госрегистрации, — говорит пресс-секретарь министра экономического развития России Елена Лашкина. — Исключая такую обязанность из законов о хозяйственных обществах, мы ожидаем сокращения общей продолжительности процедур на один день, а стоимость — на сумму около 900 рублей. Послабления соответствуют зарубежной практике и позволят предпринимателю выбирать средства и способы защиты своих бумажных документов» (Источник: http://izvestia.ru/news/563830). Не знаю, откуда взялась цена за печать в 900 рублей. Могу сказать только то, что если предприниматель с целью сокращения издержек выберет вместо «изжившей себя» печати высокотехнологичный способ защиты документа в виде голографических наклеек, то ему придется заплатить минимум 10 рублей за наклейку при минимальном тираже 1000 штук. Благодаря этому, потратив 10000 рублей, он получит возможность заверить 1000 документов. Для справки: компания Colop выпускает в серийное производство оснастки для печатей только после того, как модель проходит испытания и делает в тестовом режиме не менее 1 000 000 оттисков. Оптовая цена нашей оснастки для круглой печати ~150 рублей. Вот и вся арифметика.

- Марина, известно, например, что в Англии под документами вообще не нужна печать. Там ставится только подпись. Наши законодатели при разработке законопроекта ссылались на мировую практику: мол, единственными странами в СНГ и Европе, законодательство которых требует обязательного наличия печатей, оставались только Россия и Азербайджан. А как в Европе с круглой печатью? Насколько там серьезный этот рынок?

- В Европе нет разделения между печатями и штампами. Там не существует отдельного рынка круглых печатей. Такого количества именно круглых печатей как в России, не потребляется ни в одной стране мира. Нигде нет закона, обязывающего использовать в документообороте печать или штамп. Тем не менее, например в той же Англии, коммерсанты предпочитают заверять документы не только подписью, но и штампом. Прямоугольным штампом, но не круглой печатью.

- Говоря о дне сегодняшнем, как кризис отражается на рынке печатей и штампов, ощущается на продажах?

- Наша продукция востребована только юридическими лицами. Физическим лицам - нам с вами - она не нужна. В этом, кстати, существенное отличие нашего рынка от остальных. В Европе около 10% продаж штемпельной продукции приходится на физических лиц. Возвращаясь к вашему вопросу о кризисе и штампах, скажу, что экономить на содержании офиса в первую очередь начинают за счет канцтоваров. Наша продукция не исключение. Тем не менее, мы не считаем, что надо опускать руки и плыть по течению. Команда Colop преодолела не один кризис и всегда при этом была в лидерах. Так будет и сейчас. В нашем распоряжении - целый набор акций и других маркетинговых решений, направленных на решение кризисных ситуаций.

- Есть ли какая-то корректировка ведения бизнеса в связи с сильными курсовыми колебаниями?

- Нет, мы давно отработали свою схему ведения бизнеса, придерживаемся ее, и не планируем что-либо менять, несмотря ни на какие кризисы!

- Изменилась как-либо политика дистрибьюции в России?

- Жизнь вообще не стоит на месте. Меняется все. И дистрибьюция штемпельной продукции по России в целом не исключение. Российский рынок относительно молодой по сравнению с европейским, например. В связи с этим к нам более активно, чем в другие страны приходят новые поставщики. Такие сетевые ритейлеры, как «Метро» и «Ашан» всколыхнули в начале нулевых годов весь штемпельный рынок. До них у нас ничего подобного не было. Если говорить о нашей дистрибьюционной политике, то она претерпела некоторые изменения в середине 2011 года и больше не менялась.

- Благодарю вас за подробные комментарии.


Дмитрий Мотыльков, главный редактор группы порталов «Сегмент.Ру»