Сергей Алимов:

Со временем количество канцелярских розничных магазинов сократится до минимума

22.01.2014 11:04:00 29 0 На печать
Компание «Остров-М» в феврале исполняется 21 год. Все это время она является активным участником канцелярского рынка Северо-Запада. Сергей Алимов, генеральный директор компании, поведал о том, какой тернистый путь пришлось пройти, чтобы встретить 21-ый год рождения фирмы. Команда «Сегмент.Ру» искренне поздравляет «Остров-М» с предстоящим праздником и желает дальнейшего развития компании.
Сергей Алимов, генеральный директор "Остров-М":"Мы ожидаем рост неплатежей со стороны покупателей"
- Для начала разговора и пользуясь возможностью, расскажите о результатах деятельности компании в 2013 году?
 
- 2013 год для нашей компании и , как я думаю, для всего рынка не самый удачный. Очевидно, что кризис, начавшийся в 2008 году, продолжается до сих пор. При этом говорить о «нащупанном дне», о «развороте ситуации», безусловно, преждевременно. Это подтверждают все мои знакомые, занимающиеся розничной продажей разных групп непродовольственных товаров. Розничные продажи в Санкт-Петербурге снизились у всех, причем как по сумме среднего чека, так и по объему реализации в целом. Что касается нас, то если бы не существенный рост продаж в отдельных товарных группах, снижение объема продаж, наверное, было бы существенным, а так нам практически удалось в рублях повторить показатели оборота прошлого года. 
 
- В этом году «Остров-М» исполняется 21 год. Какие бы Вы обозначили основные достижения за столь длительный период, определенные вехи? Что за это время пережила Ваша компания, особенно принимая во внимание несколько кризисов?
 
- Основным достижением нашей компании является сложившийся за эти годы коллектив, те люди, которые, собственно, и составляют компанию, а из вех сейчас видятся такие этапы:
 
1. От основания до 1995 года – это бурный рост, развитие компании в разы, и по обороту и по численности сотрудников, каждый год.
2. С 1995 по 1998 год - развитие розничной сети и переезд в собственный офис.
3. С 1998 по 2003 год – это значительный рост после кризиса за счет передела Петербургского рынка.
4. С 2003 года по сию пору – стабилизация, характеризующаяся постоянным обострением конкуренции на рынке и отсутствием экономического роста в стране.
 
Ну, а пережили, наверное, как и любая российская компания, за 21 год все, что положено: и угон фуры с импортным товаром перед таможней, и налеты милицейских оборотней в погонах, и заказные проверки налоговой полицией. Когда вспоминаю про пожарную инспекцию, то настроение портится сразу и надолго. С другой стороны – торговая операция, когда под кредит, взятый под 270% годовых, вместо двух запланированных, успели купить и продать 3 вагона салфеток. Удивительное везение, когда из-за любви к российским производителям после кризиса 1998 года мы на какое-то время стали фактически канцелярским поставщиком номер один Северо-Запада. Обустроили офис и склад в одном месте в собственном здании на собственной земле. Праздновали юбилей компании всем коллективом в Египте. Нам присуждали пять раз «Золотую Скрепку» в различных номинациях.
 
- Были ли какие-либо события внутри самой отрасли, которые также оказали существенное влияние на нее? 
 
- 2013 год, на мой взгляд, оказался никаким. Каких-то существенных событий, повлиявших на развитие всей отрасли, мы не заметили. 
 
- В этой связи дополнительный вопрос: по Вашему мнению, каково в целом состояние рынков? Какие тенденции преобладают?
 
- Состояние рынков напряженное. Тенденции преобладают упаднические. Мы ожидаем рост неплатежей со стороны покупателей. Ожидаем уход ряда игроков с канцелярского рынка.
 
Сергей Алимов, генеральный директор "Остров-М":"Как на самом деле мы сумеем преодолеть 2014 год, покажет время, оптимизма у нас достаточно"
- Насколько остро стоит вопрос конкуренции в сегменте розничных сетей в Северо-Западном регионе, в России?
 
- Говорить про всю Россию не считаю возможным (у нас слишком мало информации). Северо-Западный регион слишком разношерстный, конкуренция в Санкт-Петербурге более чем достаточная и продолжает расти. Причем на этот рост влияет как то, что уже существующие сети не могут остановиться в открытии новых магазинов, хотя уже явно проскочили уровень оптимального насыщения города гипер- и мегамаркетами, так и то, что в помощь им подоспели финские товарищи.
 
Развитие же традиционной мелкой розницы серьезно придавлено развитием гиперторговли, поэтому говорить отдельно про ее процветание не приходится.
 
- Планируются ли какие-либо изменения в структуре дистрибьюции в Вашей компании, например, привлечение новых дилеров (оптовиков) или отказ от услуг старых?
 
- Изменений в структуре дистрибуции в нашей компании не планируется. Мы всегда были рады новым дилерам (оптовикам) и никогда не отказываемся от услуг старых. Мы рады всем покупателям. В нашей компании так было и, надеюсь, будет всегда.
 
- Вы занимаетесь также распространением глобусов. Насколько рынок глобусов структурирован и хорошо развит? Какую часть они занимают в объеме продаж «Остров-М»?
 
- Насколько рынок глобусов структурирован, у нас нет сведений, а развит он в той же степени, как и любой другой рынок. Сейчас вообще невозможно найти товарную группу, по которой отсутствовала бы жесткая конкуренция и рынок был бы недоразвит. В общем объеме продаж «Острова» глобусы занимают незначительную часть, и рынок этот очень ограничен, поскольку, в отличие от ручек, карандашей и бумаги, которые нужны всем и постоянно, глобусы – это такой предмет, который чаще всего покупается один раз в жизни. Мы торгуем итальянскими глобусами, в то же время на рынке присутствуют глобусы китайских, российских и польских производителей. Конкуренция с их стороны весьма ощутима.
 
- Уже не раз, не исключая саму власть, заявлялось о происходящей серьезной рецессии в экономике, которая случилась в 2013 году, и о возможном дальнейшем спаде в 2014 году. Что Вы лично думаете на этот счет? Как это отразится на отрасли, на Вашем бизнесе?
 
- Я ожидаю, что 2014 год в целом для страны будет очень трудным, наши вожди уже это декларировали и готовятся к этому. В целом на отрасли такие планы и настроения сказаться могут только отрицательно, для нашего бизнеса опасность есть, как и для всех, но как на самом деле мы сумеем преодолеть 2014 год, покажет время, оптимизма у нас достаточно.   
 
 
Сергей Алимов очень любит бег, принимал участие в нескольких марафонах, в том числе и международных. На этой фотографии запечатлена радость после финиша в триатлоне в Зеленогорске.
- Вопрос про Интернет-технологии. Очевидно, что объемы продаж через Интернет-магазины растут год от года и занимают все более весомое место в товарообороте компаний. Какие перспективы Вы отводите Интернету?
 
- Интернет-технологии, несомненно, являются наиболее перспективными и самыми быстроразвивающимися инструментами торговли. Наша компания сотрудничает с несколькими Интернет-магазинами, в ассортименте которых присутствуют канцтовары, подарки и сувениры, поэтому мы можем оценить востребованность той или иной группы товаров на Интернет-рынке. 
 
- Не планируете ли Вы открывать свой Интернет-магазин? Если нет, то по какой причине?
 
- Мы не исключаем для себя возможности открытия Интернет-магазина на нашем сайте или отдельно, но сделаем это тогда, когда сочтем, что это принесет нам дополнительную ощутимую прибыль. А пока мы считаем, что целесообразнее быть поставщиком нескольких Интернет-магазинов, которые профессионально занимаются этим видом торговли. 
 
- Как Вы считаете, по какому пути пойдет развитие канцелярского рынка: по пути укрупнения или дальнейшей дифференциации?
 
- Я думаю, что рынок будет двигаться по обоим направлениям. С одной стороны, будет укрупнение за счет поглощения более мелких компаний, с другой, будет дифференциация по узкой специализации. Если компания будет специализирована в достаточно ёмком сегменте, то ее вряд ли когда-нибудь смогут подвинуть крупные игроки.
 
- У Вас есть сеть собственных магазинов. В России пока наблюдается тенденция увеличения количества магазинов фирменной розницы. Но ведь рынок не может раздуваться до бесконечности, и покупательская способность людей тоже не безгранична. Каково будущее фирменных сетей, на Ваш взгляд?
 
- На наш взгляд, со временем количество канцелярских розничных магазинов сократится до минимума, причем это будут обязательно специализированные магазины, например, с уклоном в сторону художественных красок, кистей и творчества, или товары премиум-класса, которые будут продаваться в бутиках с галантереей, часами и т.п. Торговля школьно-детским ассортиментом рано или поздно переместится в гипермаркеты, а деловая канцелярия будет поставляться в офисы через компании В2В. Места на розничном рынке для традиционных канцелярских магазинов с учетом постоянного роста арендной платы и заработной платы персонала не останется.
 
- Как бы Вы обрисовали возможности сегодняшних Ваших покупателей? Какой социальный состав они представляют?
 
- Наша компания с момента возникновения и по сию пору всегда была ориентирована на самого массового покупателя. То же самое касается и наших розничных магазинов. В подборе ассортимента мы принципиально избегаем самых дешевых товаров (с негарантированным качеством), но в то же время не увлекаемся и товарами класса «люкс». Возможности наших покупателей последние 2-3 года неуклонно снижаются.
 
В заключение хочу отметить, что, несмотря на крайне мрачные перспективы, которые мы видим у российской экономики в ближайшем будущем, для нашей компании мы определили пути стабильного развития на следующие 2-3 года и с оптимизмом смотрим вперед. Мы победим!
 
 
Беседовала Анастасия Павлюх, «Сегмент.Ру»