:

Украинские канцелярщики не слишком увлекаются оранжевым цветом и интересуются российским бумбелом

01.06.2007 15:15:54 44 0 На печать
Так уж повелось, что о политических пристрастиях своих соседей мы знаем всегда гораздо больше, чем об их предпочтениях на уровне быта и привычек. Между тем, для эффективного ведения бизнеса потребительские предпочтения населения имеют не меньшее значение, чем политика. На вопросы СЕГМЕНТА отвечает начальник отдела продаж украинской компании «ИТАП» Дмитрий Корольков

Источник: "Сегмент"

В начале апрельского политического кризиса на Украине журналисты различных СМИ с удовольствием обыгрывали тот факт, что президент В. Ющенко уже приготовил ручку для подписания указа о роспуске парламента и что на его столе уже лежит канцелярский прибор для промокания подписи. Подробности же, касательно того, что это была за ручка и какой марки прибор, как это часто и бывает, остались в тени. Так уж повелось, что о политических пристрастиях своих соседей мы знаем всегда гораздо больше, чем об их предпочтениях на уровне быта и привычек. Между тем, для эффективного ведения бизнеса потребительские предпочтения населения имеют не меньшее значение, чем политика. Поэтому всегда очень ценно иметь возможность обновить свои знания о том, как живут коллеги по бизнесу в соседней стране, чем они интересуются, и каковы предпочтения их потребителей.

Во время выставки СКРЕПКА-ЭКСПО мы говорили с представителями украинской компании «ИТАП», которые за неделю до этого побывали на канцелярской выставке в Киеве и могли сравнивать обе выставки и оба рынка. Так как наш разговор происходил за несколько дней до начала пресловутого политического кризиса, обсуждения ручки на столе президента мы не вели, но о том, какие канцелярские принадлежности можно увидеть на столах рядовых украинцев, нам удалось узнать немало любопытных подробностей.

О компании:
Компания «ИТАП» существует на украинском рынке с 1998 года и занимается оптовой продажей канцелярских товаров. Ее бизнес локализован в Запорожье. В центре города располагается принадлежащий «ИТАП» оптовый магазин «Дом канцелярии», где, как говорят хозяева компаниии, закупаются почти все фирмы и отделы Запорожья и Запорожской области, а также Днепропетровской области, города Кривой рог и некоторых других областных городов. Помимо оптового, компании принадлежат и два розничных магазина: один в спальном районе Запорожья, другой - в студенческом городке. Поэтому хозяевам этого бизнеса хорошо известны вкусы и предпочтения как перепродавцов, так и конечных потребителей их товаров. На вопросы СЕГМЕНТА отвечает начальник отдела продаж компании «ИТАП» Дмитрий Корольков.

- Для начала расскажите немного о киевской выставке. Чем она отличается от московской?

- В Киеве выставка «Мир канцелярии» проходит ежегодно, один раз в год. В принципе, она очень похожа на московскую, но в Москве чуть больше помещение и больше участников.

Выставляются на ней обычно компании со всей Украины, а также зарубежные фирмы. В этом году участвовали представители крупных мировых брендов: «AIHAO», «Fila», «Carioca», «Universal». Как и всегда, активно выставлялись «Stabilo», «Pilot», «Unipap», «Durable», «KOH-I-NOOR», «Centropen». Из российских компаний - «Даймонд» и «Художественные материалы». Но больше всего было представлено локальных брендов. Мне даже кажется, что у нас на выставке украинских брендов больше, чем на вашей выставке российских. Таких локальных брендов у нас очень много: «Скипер», «Датум», «Лео», «Бюромакс» и др. Это импортеры, которые создают бренды для украинского рынка на основе товаров китайского производства.

- У этих брендов есть какой-нибудь особый украинский характер? Отличаются они чем-нибудь принципиально от подобных российских торговых марок?

- Все подобные бренды достаточно однообразны. Без лейбла и штрих-кода не определить, что и для какой страны делается. Основное различие между такого рода брендами заключается в ценовом сегменте: есть эконом класс, средний класс, и премиум.

- Если в целом говорить об ассортименте и качестве товаров, насколько наши страны различаются в этом смысле?

- Мы еще не успели посмотреть московские магазины, но с точки зрения того ассортимента, который я видел на выставке, вы идете примерно на полгода впереди нас. То, что на киевской выставке выставлялось этой весной, у вас было еще осенью. Особенно это видно по деловой продукции, тетрадям, блокнотам - уровень дизайна и стиля у вас повыше. Вероятно, этот уровень диктует потребитель. Не могу говорить обо всей России, но в Москве у вас запросы у потребителей явно выше, чем на Украине.

- А Киев по ассортименту существенно отличается от других украинских городов?

- Особенно большой разницы нет. Скажем, Киев, Одесса, Донецк, Днепропетровск – это все города одного уровня. Никто у нас в Украине не скажет, что Киев больше, чем Одесса. Да и Днепропетровск о себе говорит: «мы, конечно, не Киев, но мы и не вторые». Киев красивый, дорогой город. Но с точки зрения цен и ассортимента потребительских товаров, в том числе канцелярских, если сравнивать Киев с той же Одессой, то я особой разницы между ними не вижу.

Но если взять наш регион, то у нас созданные в Киеве бренды продаются не очень активно, потому что для нас они немного дороговаты.

- Какие марки представлены непосредственно в Вашей компании?

- «Pilot», «Esselte», «Laco», «Maped», «KOH-I-NOOR», «Centropen», «Carioca», «Parker», в небольшом количестве «Waterman»; продукция «Монди» ( «Снегурочка», «IQ», «Maestro»), «Луч». Одно время у нас продавался Стамм, но сейчас его почему-то почти не слышно на нашем рынке. В Украине есть свои производители пластика - «Арника», «Кип» и другие, но в большинстве своем это небольшие компании, и как таковых брендов среди них нет.

- Какие торговые марки лучше всего покупают украинские потребители?

- В сегменте письменных принадлежностей рядовой потребитель очень любит «Pilot», «Parker», «AIHAO», «Cello», «Centropen», KOH-I-NOOR, из тетрадей «Школярик», среди ежедневников «Brunnen», «Nazarenogabrieli» - их хорошо покупают любители итальянского и стильного. «Zebra» у нас тоже очень известна, но не очень покупаема. Известны также «Феникс+», «Cello», «Erich Krause».

- А как насчет украинских брендов? Потребители проявляют интерес к национальным торговым маркам? И сказываются ли как-то патриотические настроения на выбор канцтоваров?

- Украинские настроения сильны в основном на Западе страны и частично в Киеве. Мы на восточной территории такой большой тяги к национальной символике не испытываем. А наша молодежь, как и везде, хочет чего-то стильного, модного, европейского.

- Представитель кампании «Аверс» на одной из своих презентаций пошутил, что в Украине ежедневники "Brunnen" лучше всего расходятся в оранжевой обложке. Насколько это шутка?

- (Смеется) Вообще, Brunnen у нас хорошо представлен и покупается. Не возьмусь говорить за западную Украину, может у них и оранжевые, а у нас в восточной Украине "Brunnen" популярен в основном в темных тонах. Хорошо продаются у нас также наши ежедневники компании «Библьос» (это украинская компания, изо Львова) и у них тоже в основном простая коричневая обложка - никаких рыжих.

- Показывают ли рекламу канцтоваров по украинскому телевидению?

- По украинскому телевидению нет. Украинские канцелярщики рекламу по телевидению не дают. Канцелярская реклама размещается в основном в магазинах и на бигбордах. Но у нас ретранслируется ваше REN-TV, так что канцелярскую рекламу российских коллег мы видели.

- Украинскому рынку интересны российские компании, предлагающие канцтовары?

- Да, но, нас интересуют именно производители. Скажем покупать у росийских компаний «китай» нам неинтересно. Его у нас хватает и так. Именитых западных брендов – тоже. А вот товары российских производителей – нас интересуют, особенно это касается предложений по бумаге. Сейчас, например, мы ведем переговоры с СЗЛК.

- Насколько трудно выйти на ваш рынок неукраинским компаниям?

- Мне кажется, трудно тем, кто не пробует.

- С какими основными трудностями сталкиваются экспортеры, работая с Вашей страной?

- Думаю, проблемы те же, что и везде: растаможка, НДС. Действительно, нам легче привезти товар из Китая, чем из России. Но нам интересны ваши производители папок, тетрадей. Уровень тетрадей у вас очень высокий. На Украине есть свои производители тетрадей, два самых известных тетрадных бренда это «Школярик» и «Зошит Украины» («тетрадь Украины»). Они по качеству близко идут к вашим производителям, но все-таки немного отстают. Как я говорил, где-то на полгода.

- Испытываете ли Вы давление сетевой розницы?

- У нас в Запорожье сетевых магазинов нет. В Днепропетровске есть «Рамстор» и «Метро», но потребитель не делает там больших покупок, потому что в этих магазинах ассортимент перенасыщен мелкими локальными брендами, и как правило ряд с канцелярской продукцией представлен несколькими метрами стеллажей, а потребитель же любит, чтобы было два километра разных брендов.

- А насколько развиты в Украине сетевые канцелярские магазины?

- В Запорожье вообще нет больших розничных канцелярских магазинов и сетевых тоже. В Киеве и Харькове несколько есть. В Хрькове, наверное, самые красивые канцелярские магазины из тех, что я видел.