:

Уволить генерального директора?

04.06.2014 13:07:00 26 0 На печать
Не важно, что у собственника успешный бизнес, яхта в Монако и ВНЖ в Испании, а у генерального – «трешка» в Южном Бутове и кредитный BMW. Надо относиться к наемному руководителю как к профессионалу, дать ему спокойно работать и не спешить выставлять за дверь

Как стало известно на днях, юная компания «Добролет» сменила генерального директора еще раньше, чем успела продать первый билет на свой первый рейс. Слухи вокруг этого увольнения ходят разные, и истинную причину мы вряд ли узнаем. Но это хороший повод обратить внимание на старинную русскую забаву «уволь топ-менеджера».

Российские собственники действительно любят это делать – увольнять топ-менеджеров. Только за последние три года я видел не менее десяти компаний, сменивших за три года более чем двух директоров. Обычно их увольнение объясняется «неэффективностью». Конечно, далеко не все генеральные директора эффективны, честны и result-oriented. Однако большинство собственников, принимая решение об увольнении очередного директора, как правило, совершают ряд типичных ошибок.

– Если собственник увольняет генерального директора, это в первую очередь его собственный провал. Либо он нанял не того человека, либо не сумел правильно выстроить с ним отношения. Собственники вообще редко понимают, что в тот момент, как они передают бразды правления наемному сотруднику, у них появляется новая работа – управлять топ-менеджером. А это новая специальность, которой большинство из них не владеет. Создавать бизнес самому и управлять тем, кто делает это за тебя, – совершенно разные задачи. Для управления топами им нужны новые компетенции, новый опыт, новые знания. Но большинство владельцев бизнеса в России к моменту отхода от оперативного управления становятся слишком великими, чтобы учиться.

– Директор (или, по крайней мере, правильно подобранный директор) – это человек, как минимум, с такими же компетенциями, как у создателя бизнеса, а в идеале с более сильными. В противном случае какой толк его нанимать? Как он будет развивать ваш бизнес, если он слабее вас? Но если он компетентен, то, вероятнее всего, он не менее честолюбив и горд, чем вы сами. И то, что он не открыл свое дело, не значит, что он глупее вас. Это означает, что обращаться с ним нужно, как минимум, вежливо. Я за десять с лишком лет работы наемным генеральным директором насмотрелся на разных собственников, но людей деликатных среди них было мало.

Предприниматель должен быть в хорошем смысле эгоцентриком, иначе успешную компанию не построишь, но это качество плохо комбинируется с управлением высококвалифицированными сотрудниками. В худшем случае владельцы разговаривают с директором как с денщиком, в лучшем – как с туповатым и вороватым недорослем. Но если вы так разговариваете с директором, то будьте готовы к тому, что работать у вас согласится только тот, кто готов это терпеть, – то есть туповатый, вороватый недоросль.

– Подпункт предыдущего пункта: если вы не будете доверять директору, а, напротив, станете требовать согласований даже в мелочах, совать нос в его дела, то не ждите, что на вас будет работать мотивированный, «самонаводящийся» и эффективный специалист. Специалист и без вас знает, что нужно делать.

– Часто собственники увольняют даже слабых директоров слишком поздно, когда уже нужно не исправлять, а спасать. У меня нет статистики, но уверен, что на 2009-й, через год после начала кризиса, увольнения «генералов» приняли массовый характер. Объясняется это просто: до 2008 года в экономике и в бизнесе все колосилось само, и генеральных никто не трогал, рост рынка ошибочно принимался за их успехи. В 2008-м их не увольняли потому, что хотели их руками сократить штат, да и просто боялись резких перемен. Решились собственники в 2009-м, когда многие компании уже едва держались на ногах, зато потом мода на быстрые увольнения вошла в моду, по причинам, о которых ниже.

– Ицхак Адизес писал, что часто собственнику нужен «тот, кто поднимет в воздух его подводную лодку». Уволив предыдущего директора «за неэффективность» (то есть бизнес если и не лежит в руинах, то уж точно не в тop-100 Forbes), собственник ждет, что при новом руководителе уже месяца через три-четыре его компания грянется оземь и обернется «Газпромом» или «Магнитом». Собственников мало занимают такие мелочи, как вход нового директора в курс дела, наведение порядка в хаотичной отчетности, смена команды. Им хочется, чтобы прибыль взмыла ввысь немедленно и не снижала темпов. Они визионеры (благодаря чему и стали предпринимателями), то есть видят картинку возможного будущего чуть лучше простых смертных. Обратная сторона этого свойства – нетерпеливость. Собственник в своих мыслях видит, как его компания процветает с новым директором, и ему хочется, чтобы это случилось в реальности как можно быстрее. А если этого не случается быстро, он выбрасывает директора, как ребенок надоевшую игрушку, и заводит себе нового. Затем история повторяется. Из своего горького опыта: категорически не советую идти на пост гендиректора в компанию, где до этого сменилось несколько генеральных.

– Собственники считают выплату генеральным директорам зарплаты высшей формой их психологической мотивации. Им редко приходит в голову, что директор – тоже живой человек, а доброе слово и кошке приятно. Им кажется, что субъект с такой зарплатой должен быть выкован из стали, а фразы типа «если ты такой умный, то почему ты у меня работаешь, а не я у тебя» воспринимать с юмором и пониманием. Никогда не забуду лицо собственника, которому посоветовали иногда говорить своему наемному директору «спасибо» и «молодец», – как у курсистки, получившей в высшей степени непристойное предложение.

Задача руководителя любого уровня заключается в том, чтобы нанять на работу нужного человека / четко сформулировать ему его задачи, обязанности и полномочия / обеспечить его необходимыми ресурсами для выполнения задач / создать для него мотивацию, как денежную, так и нематериальную / контролировать его работу таким образом, чтобы быть в курсе нужных вещей, но не разрушить мотивацию чрезмерной опекой.

И не играет роли, кем вы командуете – своим ассистентом или «Норильским никелем»; по сути, задачи одни и те же. Для генерального директора руководитель – собственник, и если собственник хочет, чтобы его директор работал эффективно, ему нужно тоже делать эту работу. И не имеет значения, что у собственника за плечами один или несколько успешных бизнесов, яхта в Монако и вид на жительство в Испании, а у генерального – «трешка» в Южном Бутове и кредитный BMW. Так устроена жизнь. Но многим российским предпринимателям еще до этого понимания далеко.

www.slon.ru