:

Валерий Березин, директор по продвижению «Сервисторг»

21.10.2013 13:20:00 32 0 На печать
«Канцелярский рынок, на мой взгляд, очень интересен, потому что он, в отличие от многих сегментов, в наименьшей степени подвергается регулированию».
ФИО: Березин Валерий Альбертович
Дата рождения: 4 января 1963 года
Компания: «Сервисторг»
Должность: директор по продвижению
Образование: МГУ им. Ломоносова экономист, географ
 
- Для начала, пожалуйста, расскажите о вашей компании. С чего все начиналось?
 
- Компания «Сервисторг» существует уже около 20 лет. И история возникновению компании тесно связана с торговой маркой CROWN. Именно дистрибуция этой известной корейской марки, производящей различные виды пишущих принадлежностей, и привела к возникновении компании, а также во многом определила пути развития на начальном этапе.  
 
- При каких обстоятельствах Вы попали в отрасль?
 
- Как и многие мои знакомые, которые трудятся в нашей канцелярской области,  я попал в этот бизнес достаточно случайно. В начале 90-х, когда в стране появились возможности для занятия бизнесом, я пытался заниматься торговлей товарами народного потребления, что представлялось достаточно логичным в условиях тотального дефицита.  Я покупал различные виды товаров, но не специализировался на какой-то определенной группе. Совершенно случайно рядом с одной из моих точек сбыта продавались очень популярные в те годы капиллярные ручки «Micro». Данный вид товара показался мне интересным. 
 
Одним из направлений моей работы в то время была Южная Корея. Во время очередного  визита в эту страну я познакомился с  г-ном Бьяном, менеджером  компании «Micro Pen». У нас сложились дружеские и доверительные отношения, и я стал постепенно все больше и больше переключаться на поставки сначала ручек, а потом и другой канцелярской продукции из Южной Кореи. Как понимаю, я был одним из первых русских, которые стали сотрудничать с компанией Micro Ceramic Pen напрямую.
 
- Как Вы оцениваете конкуренцию в сегменте канцелярской продукции?
 
- Наш рынок, на мой взгляд, очень интересен, потому что он, в отличие от многих сегментов, в наименьшей степени подвергается регулированию. Кроме того, он относительно мал и относительно низкодоходен при достаточно высокой трудоемкости, что делает его малоинтересным для поглощения крупными корпорациями. Соответственно, это пример почти классического совершенного конкурентного рынка, особенно в сегментах немонополизированного стандартизированного продукта (например, ручек), который, по мере развития, трансформируется и демонстрирует самые разные модели. 
 
Мы можем увидеть в нашей отрасли и монополистическую конкуренцию, и олигополию, и другие локальные виды организации рынка. Конкуренция на канцелярском рынке достаточно жесткая, разнообразная и предполагает различные виды маркетинговых стратегий. 
 
Тенденцией последних лет стали многочисленные попытки трансформировать существующую уже около  20 лет систему дистрибуции канцелярских товаров. Однако, несмотря на ее кажущуюся архаичность, сложившаяся система оказалась достаточно живучей. Для ее изменения нужны достаточно большие усилия крупных игроков рынка. Именно поэтому, на мой взгляд, мы видим разнообразные и многочисленные попытки участников рынка консолидироваться, объединить свои усилия для совершенствования или изменения дистрибуционной политики. И именно с этим связаны наиболее будоражащие канцелярское сообщество проекты - GrossHouse, АРД, Деловой Стиль и т.д.
 
Конечно, моделей поведения участников рынка достаточно много, но я бы выделил два основных  под условными названиями: «Логистический» и «Товарно-марочный» подходы. 
 
Во главу первого подхода положена идея совершенной доставки товара потребителю. Собственно, тот товар, который попадет на конечную полку (а появится на ней именно тот, который будет эффективно доставлен), и будет в конечном итоге куплен. 
 
При товарно-марочном подходе рынку предлагается товар, который будет востребован покупателем из-за каких-либо особых свойств (реальных или мнимых). Я, естественно, упрощаю ситуацию, чтобы четче выявить некоторые тенденции. В жизни мы практически не встретим данные стратегии в чистом виде, но как тренд, на мой взгляд, эти подходы просматриваются довольно четко. 
 
Наша компания, скорее, исповедует второй подход. Мы тратим массу времени, чтобы найти интересный продукт, найти и продемонстрировать его новые и необычные свойства, придать уникальность и необычность тому товару, который мы предлагаем рынку. Конечно, это сложная работа, и многие, особенно те, кто знает нашу «канцелярскую кухню», уверенно говорят, что новый продукт найти крайне сложно, все у всех схоже. Но наша компания старается заниматься развитием брендов, современных продуктов. Окончательную оценку этой работе дает наш потребитель.
 
- Какие навыки востребованы в Вашей повседневной работе? 
 
- Мне очень повезло, у меня интересная, творческая работа, в ней мало места рутине. В то же время, творчество должно соотноситься с реальностью, поэтому необходима четкая организация как самого процесса, так и самоорганизация, если угодно, педантичность и методичность. И это, наверное, самое сложное. Очень трудно сочетать такие прямо противоположные качества. Но приятно, что рядом со мной трудятся люди, которые гармонизируют все сложности рабочего процесса. За годы существования компании «Сервисторг» в ней сложилась очень сильная, интеллектуально продвинутая, современная команда руководителей. Я думаю, что такой команде любая задача, как говорится, по плечу.
 
- На кого Вы равняетесь в жизни? 
 
- Лично я равняюсь на людей, которые мне духовно близки, к которым чувствую уважение, в конце концов, которых я просто люблю. Именно такие люди могут мне прямо сказать, что я делаю не так, и их слова авторитетны для меня.
 
- А с кем из вымышленных персонажей из литературы, театра или кино Вы чувствуете наибольшее духовное родство? 
 
- Честно говоря, я не знаю персонажа, похожего на меня. Скорее, я хотел бы походить на тех или иных литературных героев, мне нравятся некоторые черты в них. В детстве я был без ума от героев Дюма - Д’Артаньяна и Эдмона Дантеса. Позже мне очень импонировал Отец Браун. Тончайшее восприятие жизни можно найти у главного героя цикла «В поисках утраченного времени». 
 
- Как Вы любите отдыхать? И удается ли совмещать отдых с работой? 
 
- Для меня отдых - это поездки в разные страны, новые впечатления и новые встречи. Однако на практике совсем от работы оторваться практически невозможно - прямо или косвенно ежедневно о работе думаешь, что-то анализируешь и пытаешься что-то сделать. Впрочем, это уже привычно и, в принципе, меня не тяготит.
 
 
Беседовала Анастасия Павлюх, «Сегмент.Ру»