Виктор Караваев, НПП «Экспоприбор»:

Мы стараемся быть на шаг впереди в новых разработках

02.09.2016 10:48:00 66 0 На печать
В конце августа 25-летие отметило обнинское научно-производственное предприятие «Экспоприбор» - один из лидеров российского рынка в производстве клеевой и красочной продукции. На юбилейные вопросы портала Сегмент.ру ответил коммерческий директор компании Виктор Караваев.

- Виктор Алексеевич, поздравляю с прошедшим юбилеем компании! Как я понимаю, вы работаете в ней как раз с 1991 года, пусть и с небольшим перерывом. Можете рассказать об истории тех самых первых лет? Как жилось компании в те «лихие девяностые»? 

- В конце 80-х – начале 90-х было сложное, но интересное время, появились возможности для инициативных и предприимчивых людей осуществить свои замыслы и идеи. Однако появились и другие «предприимчивые» люди, которых хватает и сейчас. Главное, хотелось делать дело нужное и доставляющее удовольствие. Наше общее решение было вести себя достойно и уважительно по отношению к себе и ко всем, с кем нам приходится работать. Нас бог уберег от вороватых замашек и поэтому мы прожили 90-ые годы без крыш и криминала. Да и Обнинск был и остается в этом смысле относительно спокойным. Надо еще учесть, что мы в этом городе – свои.

- Поначалу компания занималась производством приборов. Как получилось, что вы открыли новое направление, а затем и вовсе изменили профиль?

- В начале деятельности, оставив государственные НИИ, без финансовой поддержки кого-либо, мы могли делать только то, чему нас учили в институтах, в чем был накоплен опыт предыдущей жизни. Первые деньги заработали на создании и внедрении АСУ ТП, затем смогли разрабатывать приборы для различных производств и для населения (компьютеры, специальные осциллографы и приборы,  противоугонки, дозиметры, и т.п.).

В 1992 году с распадом Советского Союза из-за развала рынков сбыта все, кто нам был должен, нам все простили, и мы оказались в непростой ситуации. Кроме того, массово появились импортные аналоги нашей продукции, которые, конечно, были привлекательнее для потребителей.

Действительность диктовала необходимость заниматься или торговлей, или производством с коротким циклом. Торговать не хотелось. Так выбор пал на канцелярское направление. Достаточно быстро Экспоприбор стал одним из основных производителей канцелярских клеев и законодателем мод в этом сегменте, где до сих пор сохраняет ведущие позиции.  С совершенствованием производственной базы и расширением производства появилась возможность разрабатывать и создавать другие продукты.

- Не было ли в связи со сменой сферы деятельности идеи поменять название?

- Мысли поменять название компании были, но, во-первых, первые направления работы мы завершали постепенно, во-вторых, мы стали узнаваемы и с нашим названием. Поэтому кроме названия у нас несколько известных зарегистрированных торговых марок, таких как DecArt, Tinta Viva, Азбука цвета.

- Лет десять назад в одном из интервью вы говорили, что клеевое направление является основным, но в «последнее время все большее значение приобретает производство товаров для творчества». С учетом того, какой бурный рост пережила «художка» в последние годы, как изменилась структура ваших продаж за эти годы?

- Структура продаж за последние годы значительно изменилась в сторону развития ассортимента товаров для хобби и творчества. Это направление продолжает уверенно развиваться. Теперь с уверенностью можно сказать, что «Экспоприбор» «красочная» фирма, которая входит в пятерку российских производителей товаров для хобби и творчества. Доля товаров для творчества занимает более половины, если говорить об обороте компании.

- В последнее время мы наблюдаем бурный рост СТМ во многих сферах производства, в том числе и в канцелярии. Наблюдается ли такая тенденция у вас?

- Действительно, рост СТМ существует. Однако, бренд «Экспоприбор» хорошо известен на рынке и часто конечный потребитель выбирает именно его. Если говорить в цифрах, то под собственным  брендом мы выпускаем около 80 % продукции.

- Как Экспоприбор переживает кризис? Какая примерно динамика у компании в последние два года?

- Кризис? Да, кризис есть, мы его больше ощущаем по росту цен на сырье и услуги, а также контактам с конечными продавцами. Несмотря на это в связи с общим ростом спроса на нашу продукцию  в последние годы, основное  внимание уделяем развитию производства.

- Падение рубля, по идее, сделало более перспективным экспорт. Как у вас идут дела в этом направлении?

- Экспорта в дальнее зарубежье практически нет. Сейчас мы полностью ориентированы на российского потребителя и потребителей стран Таможенного союза.

- Несмотря на кризис, вы расширяете производство. В прошлом году, как я  понимаю, запустили пальчиковые краски. Насколько легко это было сделать? Оборудование импортное или отечественное?

- Компания активно инвестирует в развитие производства - это и новые площади, и новое оборудование. Интеллектуальный потенциал наших сотрудников позволяет самостоятельно разрабатывать и внедрять оборудование, необходимое производству. По нашим оценкам у некоторых станков нет аналогов в России. Разработки НПП «Экспоприбор» защищены 16 патентами.

- Как обстоят дела с кадрами? Стало ли проще находить ценных сотрудников в кризис?

- Как известно, кадры решают все. У нас 61% сотрудников работает в компании более 5 лет. Это и есть наши опора и гордость.

- Какие планы у компании на ближайшие пять лет – до следующего юбилея?

- Тенденции последних двух-трех лет определили вектор развития компании на ближайшую пятилетку. Конечно, мы говорим об активности наших потребителей на рынке товаров для хобби и творчества.

Россия только в начале пути. Формирование рыночных сегментов этой темы еще впереди, и нам, как производителю, надо не только соответствовать запросам потребителей, но и быть на шаг впереди в новых разработках и качестве выпускаемой продукции. Что мы и стараемся делать. В настоящее время у нас разработан и уже выпускается ряд продуктов, которых в России еще не делает никто. Цены на них существенно ниже импортных аналогов при неизменно высоком качестве. Поэтому в качестве планов я бы обозначил ежегодный выпуск креативных новинок от компании «Экспоприбор» для наших творческих потребителей.

Беседовал Романович Леонид,
главный редактор портала Сегмент.ру