:

Война ридеров. На очереди канцтовары?

24.12.2012 16:17:00 38 0 На печать

Как считают эксперты, по итогам 2012 г. рынок ридеров и бумажных носителей достигнет двухмиллионной отметки. На сегодня эксперты оценивают этот сегмент как один из самых быстрорастущих в мире. Об этом свидетельствуют не только данные большинства аналитических исследований, но и мнения ведущих игроков рынка канцелярской продукции. Продолжая опрос о ридерах, начатый в предыдущем выпуске «Мнений», «Сегмент.Ру» поинтересовался у участников отрасли, как они относятся к этой проблеме.

 

Андрей Ильин, руководитель оптового направления ЗАО «Компания А-Верс» (ТМ BRUNNEN в РФ)

Ежегодно продажи книжной продукции падают примерно на 30%. Особенно это стало заметно в последние 3 года. Это не моё ощущение, а информация ряда представителей книжных магазинов. Как музыкальные CD-диски «неожиданно» уничтожили сегмент магнитофонных кассет, так и ридеры вполне могут свести к минимуму присутствие традиционных книг. Но падение продаж будет плавным, ведь живы те, кто предпочитает традиционные книги электронным, да и культура книгопользования исчисляется веками, что не позволит быстро и насовсем отказаться от них.

Я лично не пользуюсь ридерами, книги предпочитаю читать в «бумажном» варианте или слушать аудиокниги. Почему? Мне так нравится. А вот новости, статьи, аналитику и пр. я люблю читать как раз с электронных носителей.

Активная компьютеризация безусловно влияет и на канцелярский рынок. Почти все канцелярские компании ставят в свой ассортимент компьютерные гаджеты и успешно торгуют ими. В рознице те же книжные магазины в последние годы сужают зоны выкладки книг и расширяют площадь выкладки канцелярских товаров, сувениров, ставят витрины с теми же ридерами и пр.

 

Сергей Смоленцев, бренд-менеджер компании «3М»

Вспоминается фильм «Москва слезам не верит», где один из героев утверждал, что скоро исчезнет театр, книги, и «останется одно телевидение». Телевидение действительно стало играть большую роль, но театр и литература прочно удерживают свое место. Наверное, похожую динамику можно ожидать в категориях печатных книг, вытесняемых новым способом доступа к информации — электронными ридерами и Интернетом.

Можно предположить, что электронные средства уверенно будут занимать все большее место в нашей жизни. Однако человеческую натуру и «стремление к природе» вряд ли удастся переделать очень быстро. Смело можно утверждать, что люди останутся людьми.

Живая книга в «офф-лайне» дает неповторимую возможность ощутить ее через прикосновение. О роли мелкой моторики в развитие мозга широко известно. Зрительная память также имеет огромное значение.

Скорее всего электронные носители будут иметь большое значение для напоминания и презентации информации. «Живая» книга же — будет больше служить донесению информации в такие ответственные моменты как обучение сложным предметам.

Я пользуюсь Интернет-библиотеками и ноутбуком для чтения. Это удобно для контекстного поиска информации, гораздо удобнее, чем работа с картотекой в библиотеке. В то же время читаю бумажные книги, если необходимо освоить большой блок сложной информации.

В перспективе лет через 10, скорее всего, текущие электронные устройства станут частью чего-то принципиально нового — «умного дома» и «офиса будущего». Мультимедийные решения могут существенно повлиять на наши привычки. С учетом высокой цены можно утверждать, что скорее всего электронные носители будут развиваться как современный подход к работе с информацией и развлечениям.

В традиционном же сегменте роль канцелярии останется высокой. Уже сейчас трудно переоценить значение брендов, которые будут заниматься формированием новых эффективных навыков у потребителей, для того чтобы им оставаться конкурентно-способными в меняющемся мире.

В ближайшее десятилетие тренд на уход в низкокачественные решения и «коммодитизацию» канцелярских решений ведущими дистрибьюторами канц.рынка может оказаться тупиковым.

 

Владимир Илюхин, исполнительный директор ООО «Восход»

Появление портативных читающих устройств (ридеров), безусловно, положительное явление, т.к. информация: текстовая, визуальная, аудио — массово переходит в цифровую.  Чтение книг, благодаря ридерам, оживает. У электронных книг удобный для переноски и чтения формат, а также у них есть возможность закачать сотни произведений, причем, зачастую совершенно бесплатно, в то время как стоимость книг, изготовленных печатным способом, в магазине колеблется в интервале от 300-500 рублей. Рынок цифровых книг дошел до определенной точки развития, после которой возврат к традиционным носителям массово более невозможен.

Однако ридер никогда не перечеркнет значение печатной книги. У нее есть душа! Книга доставляет удовольствие, когда кожей ощущаешь ее переплет, слышишь шуршание страниц, улавливаешь едва заметный запах свежей типографской краски или «дыхание» старины. Скорее всего, печатная книга станет объектом собирательства, как некогда была книга рукописная, а домашние библиотеки — уделом ценителей.

Я читаю с ридера только бизнес— и профессиональную литературу, тем более что новинки на любом языке становятся доступны для скачивания, едва выйдя из-под «пера» автора.

Конечно, массовая компьютеризация и информатизация общества в какой-то мере снизят объемы печатных изданий и пишущих принадлежностей. Но в России, учитывая историческую любовь к печатным книгам и классическому обучению, а также исконную бюрократию, в ближайшие 7-10 лет данный сегмент значительно не изменится.


Роман Кирпичев, руководитель направления «Канцтовары, офисная бумага, сувениры и бизнес-подарки» компании "Бюрократ"

Полагаю, что ридеры определенным образом повлияют на уровень потребления книг, но говорить о «вытеснении» - точно нельзя. Безусловно, большая часть справочной, учебной, технической, «информационной»  литературы перейдет на электронные носители, причем даже не на ридеры, а скорее в Интернет и в смартфоны. Если рассматривать книгу как определенный вид искусства - с ее эмоциональностью, цветом, запахом, тактильностью, определенным отражением исторической эпохи, возможностью дарить, хранить и передавать потомкам, - уверен, никакой бездушный кусок пластика с микросхемами и батарейками никогда ее не заменит.Я не пользуюсь ридерами и не собираюсь этого делать. Мне не нравится. Пробовал читать книги в специализированном приложении на iPhone, там художественная литература выглядит как статья в "Википедии», закрыл и больше пробовать не стану.

Влияние компьютеризации безусловно ощутимо, но оно пока крайне ограничено. Сегмент форматной бумаги и пишущих принадлежностей продолжает расти. На бумаге уже давно не пишут, а печатают, и она стала скорее частью рынка расходных материалов для печати, а не частью канцелярского рынка. И в этом смысле компьютеризация, а вернее «принтеризация», как раз увеличивает потребление бумаги. Активная компьютеризация идет уже лет 20, но, как показывает реальная практика, без банальной ручки и без удобного бумажного носителя (ежедневника, блокнота, самоклеющихся листочков и т. д. - кому что удобно) все равно пока никак нельзя обойтись.

 

В последнее время эксперты отмечают, что в конкурентной войне за влияние электронных носителей на рынке канцелярских и офисных товаров наступил период перемирия. Компания Microsoft заключила контракт о реализации планшета Surface RT в розничной сети Staples.

Evernote совместно с Moleskine выпустила сканируемый блокнот Smart Notebook. А компания Livescribe усовершенствовала ручку, которая преобразовывает аналоговые заметки в цифровой вид. Только надолго ли воцарилось перемирие? – вот в чем вопрос…

 Опрос подготовила Анастасия Баштовая, спецкор портала «Сегмент.Ру»

Тэги: |