:

Юрий Федорчук, директор компании "Завод офисных принадлежностей "Арника"

02.04.2013 10:42:00 57 0 На печать
«Сейчас приходится работать больше, чем в юности!»

ФИО: Федорчук Юрий Антонович.
Компания: Завод офисных принадлежностей «Арника» (г. Киев, Украина). 
Должность: директор.
Дата рождения: 7.05.1961.

Каждый начинает карьеру по-своему: кто-то сталкивается с «жестоким миром бизнеса» в раннем детстве, а кто-то профессионально встает на ноги только после того, как получает высшее образование. А какими были Ваши университеты?

Университеты у меня были интересные. Закончил школу с золотой медалью, поступил в военное учебное заведение ‒ «Киевское высшее инженерное радиотехническое училище». Обучался в спецгруппе математиков, которая выпускала системных программистов. Через 3 года после окончания обучения вернулся а адъюнктуру, 3 года прослужил в Подмосковье, писал программы для боевого применения. В адъюнктуре начал преподавать в группе математиков дисциплину «Алгоритмические языки и программирование». В 1990 году защитился по теме «Экспертная система технической диагностики» (тема относится к области искусственного интеллекта). В 1992 году, когда начался развал СССР, решил уйти. Ушел в никуда и начал искать себе применение, первое время писал программы складского учета.
Были и спортивные университеты. В школе занимался спортивным ориентированием. Участвовал во Всесоюзных соревнованиях по туризму, в 1976 году занял 1-е место по топографии и по спортивному ориентированию, был членом сборной области в этом виде спорта.

Многие мечтают в детстве о каких-либо романтичных профессиях. А кем Вы хотели стать?

С детства хотел быть военным, правда – сначала танкистом. Но потом порекомендовали, что лучше быть программистом, чем танкистом. В те годы программирование было очень престижным направлением, поэтому я считаю, что свои мечты реализовал: стал военным со специализацией «программирование», и профессия мне очень нравилась. В 4, 5, 6 классах в школу я ходил только в военных рубашках, знал все характеристики танков, занимался на кафедре военной подготовки. В разборе автомата участвовал в соревнованиях и был чемпионом района. Военрук и математик были любимыми учителями. Детские мечты сложились.

Расскажите, пожалуйста, как Вы оказались на рынке канцелярской и офисной продукции. Как возникла идея открыть собственную компанию «Арника»?

После ухода из армии, я узнал об одной компании в Польше, которая занималась производством компьютерных аксессуаров. Посмотрев в Польше на товар и увидев, что такого в Украине почти нет, в 1992 году я договорился о поставках компьютерных аксессуаров из Польши в Украину. Также были знакомства с польско-немецкой фирмой, которая попросила организовать в Украине производство ряда компьютерных аксессуаров. Я взялся за это дело, хотя не имел ни опыта, ни знаний, и через полгода организовал производство, стал представителем польско-немецкой фирмы по продаже компьютерных аксессуаров Sunny Line на Украине. В то время мы производили боксы для дискет и подставки под мониторы. Очень грело душу, когда в польских райцентрах я находил товары, сделанные в Украине, в Киеве. Кстати, импортировали эти изделия и в Россию.
В 1998 году мы начали производить товары для канцелярского рынка, и попали в цель. Выиграли за счет того, что чуть раньше выступили на рынок, чем другие компании-производители. Вышли первыми и довольно быстро стали лидерами в это группе товаров. По боксам для дискет мы имели самый большой ассортимент в Европе. К сожалению, эта тема закончилась. И в 1998 году «Арника» перепрофилировалась в производителя канцелярских товаров ‒ настольного пластика.

Как Вы оцениваете актуальное положение дел на рынке канцелярских и офисных товаров?

Мое мнение, что украинские канцелярские компании смогли довольно правильно построить бизнес, не пустили в страну крупных иностранных операторов. Те иностранные компании, которые присутствуют на рынке сегодня, не занимают значимых позиций. Решающие роли на национальном рынке играют национальные операторы. Распределение рынка состоялось, рынок заполнен, спрос удовлетворен. Все распределение происходит медленно. Для поглощения и объединений в данный период времени поводов не вижу. Большой демпинговой войны нет. На рынок вряд ли можно легко войти, даже используя демпинг.
Если говорить о тенденциях в развитии каналов продаж, возможно ‒ есть перспективы для розницы в г. Киеве. Для столицы, мне кажется, ее маловато. А вот сервиса в Украине достаточно, всеукраинских операторов достаточно, глобальных сетей достаточно.

Считаете ли Вы, что конкуренция необходима для развития бизнеса?

Конкуренция, безусловно, нужна. Сегодня на нашем рынке сложилась уникальная рыночная организация, в которой конкуренты разговаривают друг с другом. Конечно, могу сказать, что большая заслуга в этом ассоциации УАПКТ. Смею предположить, что когда люди могут разговаривать, когда знают позицию своего оппонента или конкурента, то всегда совершают более разумные поступки. Если человек знает правильную обстановку, он принимает правильные решения.
Нецивилизованных способов борьбы не замечается. Конкуренция среди канцелярских компаний сегодня ‒ скорее умственная, без нее нельзя. Компании одерживают победу на интеллектуальном уровне: в организации работы, в работе с клиентом, в ассортиментной политике.

Сегодня часто говорят о модернизации и инновации. Что и как Вы хотели бы изменить на рынке канцелярских и офисных товаров?

Я придерживаюсь патриотических убеждений. Я однозначно за то, чтобы больше компаний занимались производством. Чтобы произведенные в Украине товары могли конкурировать с китайскими. Уже сегодня есть все предпосылки для этого, поскольку растет себестоимость изготовленной в Китае продукции. На рынке школьной продукции Украины есть области, в которых импорта фактически не существует: например, это тетрадь, бум-бел (кроме бумаги). Тетрадный рынок сегодня даже перенасыщен, все производят местные компании. Неплохие показатели в области производства настольного пластика, в красках. Сильные позиции занимает производство пластилина, пластика, папок, однако этого мало. Есть много областей, где мы могли бы занять ведущие позиции.

Какие изменения в последние пару лет произошли в Вашей компании и в Вашей жизни?

Мы остались лидерами в производстве настольного пластика и открыли для себя два новых бизнеса. Первый: производство чистящих средств. Ассортимент производимой нами чистящей группы сегодня составляет более 20 артикулов (банки с влажными салфетками, спреи, салфетки в мягкой упаковке, салфетки сухие, наборы). Данная продукция ‒ не только офисного назначения: она может быть применена в гигиенической, косметической сферах, может иметь антибактериальное наполнение и использоваться в медицине, в повседневной жизни.
Второе направление: производство модульного покрытия «ковер-пласт». Это мало относится к канцтоварам. Покрытие может использоваться для создания спортивных, детских площадок, для бассейнов, саун, для производственных и складских помещений или же для создания эко-газонов.

Если говорить о себе. Сейчас приходится работать больше, чем в юности. Это связано с общей обстановкой в стране. Радуют мои сыновья. Старший сын закончил Массачусетский технологический институт и аспирантуру Гарвардского университета, преподавал в Колумбийском университете и сегодня вступил на новую должность – постоянного профессора в Бостон-колледже.
Младший сын занимается производством, отлично разбирается в технологиях. Надеюсь, что через несколько лет я буду отдыхать, а младший сын займет мое место в компании.

Какие источники информации об отрасли Вы используете, чтобы постоянно быть в курсе происходящего?

Непрерывное общение со всеми, сайт «Канцпорт», сайты партнеров, журнал «КАРАНDАШ».

В 2008 году Вы возглавили УАПКТ. Каких результатов за прошедшие пять лет удалось достичь ассоциации, что из намеченного пока не осуществилось?

Самое главная задача, которую мы ставим в ассоциации, – это создание цивилизованного рынка. Несмотря на то, что в ее составе много конкурентов, ассоциация создает условия, чтобы люди встречались, общались, спорили, дискутировали. УАПКТ благоприятствуют общению, обмену опытом и выполняет задачи, которые поставлены. Других целей и задач сегодня мы не видим и не хотим ставить.
Некоторые отраслевые мероприятия пришлось отменить: например, канцелярские чемпионаты по футболу, по бильярду. «Слеты» трансформировались в более компактные «Встречи канцелярщиков». Мероприятия поменяли формат, поскольку собрать сегодня полрынка сложно. Все эти изменения продиктованы объективными обстоятельствами.

Сегодня многие верят, что смысл жизни заключается в достижении успеха. В чем заключается Ваша жизненная цель?

Согласен, что успех – это главный критерий оценки деятельности. Есть успех – значит, все удалось. Нет – значит, что-то не так делал. Но главное: надо быть довольным собой! Если доволен собой, тогда и успех возрастает в 2-3 раза!

У каждого человека есть свой герой. Кто ваш герой в искусстве и в реальной жизни?

Я считаю, что человек, поступки которого приносят пользу, добро, который делает что-то не только для себя лично, но и для других, – это уже герой. Точно так же, если искусство приносит радость людям, это уже благо. Врачи, которые каждый день лечат (и лечат хорошо), учителя, которые нормально учат – это герои.

Как Вы расслабляетесь, когда у вас есть свободное время?

По-разному. Это и общение среди друзей, и проведение времени с любимыми животными – животные обладают удивительными способностями, они забирают отрицательную энергию. Погладишь кота – и это мгновенное средство для приведения себя в чувство. Приятно повозиться на участке, погулять по лесу.

И напоследок, назовите любимый канцелярский предмет.

Конечно же, ‒ лоток, так как он сделал меня известным. Банки с салфетками тоже очень нравятся. Но еще одно любимое изделие, которое производил в своей практике, ‒ это подставки под мониторы, они были популярны в 90-х годах. В 1995 году из Украины этот товар уходил на экспорт и продавался по всей Европе. Ощущения были незабываемые: машины уходили на экспорт ‒ не с сырьем, не с металлом, не с химией, а с товарами ширпотреба.

 

Алла Мирная, главный редактор журнала КАРАНDАШ (Украина),

специально для "Сегмент.Ру"

Тэги: |