Общаться с налоговой станет проще
В недавно опубликованном проекте административного регламента ФНС предприняла попытку сделать процесс общения инспекторов и бизнесменов предельно понятным для обеих сторон
Источник: www.buhnews.ru
В недавно опубликованном проекте административного регламента ФНС предприняла попытку сделать процесс общения инспекторов и бизнесменов предельно понятным для обеих сторон. Примечательно, что на сей раз чиновники не утвердили новый документ «по умолчанию», а предложили всем заинтересованным лицам принять активное участие в его обсуждении.
Пионеры-реформаторы
Налоговики идут в авангарде затухающей и, как кажется многим экспертам, бесперспективной административной реформы. ФНС стала первопроходцем, разработав первый в стране ведомственный «Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» (далее – Регламент). Судя по отзывам бухгалтеров и бизнесменов, исполнялся он чиновниками не слишком скрупулезно. Очереди в горячие дни сдачи отчетности не стали короче, и в августе этого года экстренным образом в регламент пришлось вносить изменения. Согласно этим поправкам, отныне прием налогоплательщиков в инспекциях должен осуществляться ежедневно в течение всего рабочего времени. При этом было приказано организовать деятельность ответственных за прием посетителей госслужащих и во время обеденного перерыва, по сменному графику, с 11:30 до 14:30. Видимо, руководство ФНС решило впредь отдельными поправками в регламент не ограничиваться, а написать новый административный документ.
В борьбе за вежливость
Полное название регламента тяжеловесно, однако полностью раскрывает его содержание: «Административный регламент Федеральной налоговой службы исполнения государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговой отчетности и разъяснению порядка их заполнения». Зато предельно проста цель, которую преследовали его авторы – повышение качества работы сотрудников налоговых инспекций и создание комфортных условий для налогоплательщиков. Помимо требования об обязательном расположении отделов работы с населением на первом этаже зданий, внимание на себя обращает приказ для должностных лиц отделов носить бейджи с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Это вполне логично. Предприниматели должны знать, какой чиновник нагрубил им, или наоборот, кто именно вел себя предельно корректно.
Ну и, конечно же, каждая фирма и ПБОЮЛ при случае могут напомнить работникам инспекций о пункте 1.10 Регламента. Он гласит, что «должностные лица отдела работы с налогоплательщиками подробно и в вежливой форме информируют плательщиков сборов, налоговых агентов и граждан о порядке исполнения государственной функции, максимальных сроках, основаниях для отказа в исполнении госфункции, а также предоставляют иную интересующую налогоплательщиков информацию».
Вообще, информирование налогоплательщиков – одна из важнейших задач налоговых структур. Не будем описывать нудную процедуру подачи запросов и личных обращений граждан к инспекторам. Интересно другое. Наконец-то посетители инспекций смогут рассчитать время, которое потребуется им на посещение ИФНС. Если человек придет в налоговую и пожелает получить личную устную консультацию у сотрудника отдела по работе с налогоплательщиками, на ожидание в очереди он должен затратить не более тридцати минут. Но госведомство перестало бы быть таковым, если б не сделало существенную оговорку, которая может свести на нет благие порывы. В пункте 2.1.1.4 Регламента также указано, что в периоды массового представления документов в налоговую максимальное время ожидания в очереди определяет руководитель инспекции. Он же обязан обеспечить прием посетителей в течение всего рабочего дня и оставить своих подчиненных без обеда. Отметим, что отстоявшему очередь налогоплательщику гарантирован лаконичный, по существу вопроса разговор с чиновником, который будет проходить в вежливой и корректной форме. Точно так же должностные лица должны вести себя при информировании граждан по телефону справочной службы. Во всяком случае, именно такой стиль общения предписывают нормы регламента.
Разумеется, в налоговых инспекциях на все без исключения вопросы пришедших и позвонивших отвечать не намерены. Чтобы не перегружать себя консультационной работой, ФНС разработала перечень причин, по которым в информировании налогоплательщикам откажут. Беседу вежливо закончат, если вы обратитесь не по месту налогового учета, если ваш вопрос находится вне пределов компетенции налоговиков, а также в случае если вы запросите конфиденциальные сведения. Логично, что вежливый сотрудник потребует аналогичного к себе отношения со стороны предпринимателя. Поэтому с вами прекратят общаться, если ваша речь будет изобиловать нецензурными или оскорбительными выражениями. Ну и самая универсальная отговорка, которую наверняка применит большинство работников налогового ведомства, в переводе с канцелярского на просторечный звучит так: «Читайте кодекс, там все написано».
Тяжелый случай
На некоторые заковыристые вопросы налогоплательщиков инспекторы будут не в состоянии дать ответ в течение короткого отрезка времени. Может выйти и так, что предприниматели получат какую-то информацию от налоговиков. Однако если эти сведения, по их мнению, не проясняют ситуацию, регламентом рекомендовано оформить письменный запрос по интересующей граждан проблеме. С момента поступления запроса в налоговое ведомство до получения исчерпывающего ответа, как предписывает разработанный в ФНС документ, должно пройти не более тридцати календарных дней.
Надо сказать, что шансов не получить ответ в этом случае еще больше, чем в ситуации с устным обращением в инспекцию. Дело в том, что вы можете забыть написать письмо на бланке вашей организации, не указать название или ИНН фирмы, не проставить подпись руководителя или печать компании. Если же ваш запрос отвечает всем строгим требованиям ФНС, его отправят в месячное путешествие по кабинетам налоговой службы. В итоге разъяснения, как сказано в регламенте, будут даны в простой, четкой и понятной форме.
Если и письменная консультация налоговиков не удовлетворит налогоплательщика, вновь обращаться в инспекцию с тем же самым вопросом нет никакого смысла. Согласно пункту 2.1.2.24 Регламента чиновник, которому поручено подготовить ответ, напишет «мотивированную служебную записку о прекращении переписки по данному вопросу» и направит ее в адрес непосредственного руководителя. Фирма или обычный гражданин получит на руки соответствующее уведомление.
Сдача отчетности по-новому
Чиновники подробно описали в регламенте до боли знакомую всем бухгалтерам процедуру приема налоговых деклараций. Среди положительных моментов можно отметить то, что если представитель фирмы сдает расчеты лично должностному лицу отдела работы с налогоплательщиками, на прием каждого документа отчетности уйдет не более пяти минут. Более того, если один уполномоченный представитель принесет документы сразу от нескольких плательщиков, руководство ИФНС должно позаботиться о выделении для работы с ним специального окна в операционном зале (пункт 2.2.5.2). Стремление налоговиков сэкономить время посетителей инспекций откровенно радует.
Ложка дегтя
Иначе как революционным нельзя назвать пункт 2.2 Регламента – «Описание последовательности действий исполнения государственной функции по приему налоговых деклараций (расчетов)». Как известно, в статье 80 Налогового кодекса говорится о том, что «налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления». Несмотря на это, налоговики разработали и указали в административном регламенте своеобразные критерии приема расчетов. В списке причин, по которым инспектор откажется принимать у гражданина декларации, обращает на себя внимание запрет на заполнение отдельных реквизитов и показателей расчета карандашом. Помимо того, не разрешается составлять документ на иностранных языках. Его не станут принимать, если декларация представлена не по установленной форме, на ней отсутствуют подпись руководителя, главного бухгалтера или других уполномоченных подтверждать полноту и достоверность лиц, а также отсутствует печать.
Основанием для отказа послужат также наличие в декларации исправлений, не заверенных подписью уполномоченных на то лиц, ну и, наконец, представление расчетов не по месту налогового учета или учета объекта налогообложения. Вполне естественно, что мнение налогоплательщика о качестве оформления представляемых деклараций может кардинально разойтись с точкой зрения инспектора. В этом случае рядовой чиновник отдела работы с налогоплательщиками обязан подробно информировать предпринимателя о причинах отказа. Если доводы рядового сотрудника не покажутся посетителю инспекции вескими, он вправе обратиться к руководителю отдела «с целью получения более квалифицированного информирования о причинах отказа» либо обжаловать действия должностного лица, отказавшегося принять декларации. Допустим, начальник отдела счел действия своих подчиненных абсолютно правильными, а вы убеждены, что оформили декларации верно. Ничего не остается, кроме как писать жалобу в адрес руководителя ИФНС или его заместителя (пункт 2.3.1.3), которые являются в этом случае ответственными лицами.
Регламент допускает обращение и в более высокие налоговые инстанции. Может, не надо и спорить, если на простое переоформление деклараций уйдет гораздо меньше столь ценимого бизнесменами времени? Ведь о минимальных и максимальных сроках рассмотрения претензий в обновленном административном документе ФНС и вовсе не упоминается.

Комментарии (0)
Правила ›